Мания Овнов, взгляд Дев и тонус Рыб: подробный гороскоп с 25 ноября по 1 декабря
17:30
Правительство расширило границы ТОР в Приморье — это привлечет 684 млн инвестиций
17:21
ТОП-5 недели: лучшие материалы ИА PrimaMedia, которые вы могли пропустить
17:00
"Жуткий грохот по крыше и встали!": во Владивостоке у нового троллейбуса оторвался "рог"
16:13
На фудкорте, расположенном в ДВФУ, произошло возгорание
15:59
Во Владивостоке 2-летняя малышка обварилась кипятком из самогонного аппарата родителей
14:37
Градсовет Приморья утвердил проекты КРТ на Спортивной и в районе Снеговой Пади
13:50
Опрос "Авито Недвижимости" показал популярность риэлторских услуг среди россиян
10:00
Пьяный мужчина напал с ножом на сотрудников полиции в Приморье
09:31
Северный ветер и холод: обзор погоды в Приморье на 24 ноября
09:10
Россияне стали чаще покупать подержанные автомобили премиум-класса
07:11
Дальний Восток 24 ноября. Родился востоковед Георгий Пермяков
07:00
Ваша грамотность опустилась на дно, если не наберете даже 5/8 – ТЕСТ
06:00
Едим на следующий день: маринованная капуста тает во рту - добавляем один овощ
04:40
Неприятный сюрприз - если пропал голос, что стоит и не стоит делать
04:20
Жители Раздольного выступили против преобразования Надеждинского района в округ 22 ноября, 17:03
Главный коммунист Приморья потребовал закрыть процесс об элитном жилье от общественности 22 ноября, 13:20
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58
Почему сорвались выборы мэра в Большом Камне – мнение эксперта 15 ноября, 09:00
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 11:40
Субсидируемые авиабилеты задерживаются с продажами 14 ноября, 09:14
В правительстве Приморья появился новый зампред с известной фамилией 13 ноября, 20:45
Новое агентство миграционной политики Приморья займется привлечением иностранцев на работу 13 ноября, 12:25

"Пыль инвестиций": инициаторы открытых угольных терминалов в Приморье идут в наступление

Расширение порта Посьет, реанимация проекта в бухте Суходол и грядущее строительство порта "Вера" не принесет краю ничего хорошего, считают экологи
13 августа 2015, 09:00 Бизнес
Открытая перевалка угля в порту Посьет РИА PrimaMedia
Открытая перевалка угля в порту Посьет
Фото: РИА PrimaMedia

Интересы крупных угледобывающих компаний, как уже экспортирующих уголь через Приморье, так и только собирающихся создать в крае мощности для этого, совсем не совпадают с интересами жителей Приморья, считают приморские экологи. По мнению экспертов, грядущее расширение угольного терминала в Посьете, а также строительство новых открытых терминалов по перевалке угля в бухтах Беззащитная (порт "Вера") и Теляковского (порт "Суходол"), выдаваемые их инициаторами как "абсолютно безвредные для окружающей среды и для населения края" проекты, на самом деле таковыми не являются. Чем обернется для жителей и природы Приморья наступление "инвесторов от угля" — в обзоре РИА PrimaMedia.

Памятник углю и безответственности

"Угольный" вопрос торгового порта Посьет уже не первый год находится в центре внимания экологической общественности Приморья. Торговый порт в одноименном поселке Хасанского района Приморья, когда-то построенный для перевалки леса и до 2004 года использовавшийся именно для этих целей, в последние 10 лет стал площадкой для экспорта угля. "Угольное настоящее и будущее" поселку навязала группа компаний "Мечел", купившая активы порта в 2004 году. Сразу после приобретения порта холдинг начал работу по увеличению его грузооборота. 

В 2003 году, до вхождения в состав "Мечела", он составлял 845 тысяч тонн, а с началом реализации программы модернизации грузооборот непрерывно возрастал и достиг объема 5 млн тонн угля в год к 2014 году.

Перевалка угля в порту Посьет

Перевалка угля в порту Посьет. Фото: РИА PrimaMedia

Приход угольщиков в Посьет неблагоприятно сказался на экологическом состоянии заповедных бухт, а близлежащий поселок в полной мере ощутил на себе воздействие угольной пыли. Не остановил челябинских владельцев порта и тот факт, что торговый порт Посьет с 1974 года входил в границы особо охраняемой природной территории (ООПТ) — памятник природы регионального значения "Бухты залива Посьет" с соответствующим природоохранным режимом, установленным соответствующим законом. Разносящаяся с терминала угольная пыль, застилающая жилые дома, побережье и море, как видится, вряд ли является признаком соблюдения норм такого режима, но у портовиков, видимо, совсем другие представления об экологическом законодательстве.

В прошлом году владельцы порта решили избавиться от "природоохранного ярма", а именно — вывести порт из границ памятника природы, для последующей модернизации и увеличения грузооборота до 7 млн тонн угля в год.

 Подготовленное портовиками "эколого-экономическое обоснование" вывода порта Посьет из границ ООПТ за этот срок успело получить два совершенно разных заключения экологической экспертизы (отрицательное и положительное), неоднократно обсуждалось на заседаниях краевого Общественного экспертного совета по экологической безопасности, охране окружающей среды и воспроизводству биоресурсов, где нашло как противников, так и сторонников, активно обсуждалось в прессе. Точку в этой дискуссии 27 июля текущего года поставил губернатор Приморья Владимир Миклушевский, подписавший постановление о выводе порта Посьет из границ памятника природы.

Экспертам ОЭС по экологической безопасности демонстрируют космоснимки загрязненного угольной пылью льда в районе залива Посьет

Экспертам ОЭС по экологической безопасности демонстрируют космоснимки загрязненного угольной пылью льда в районе залива Посьет. Фото: пресс-служба администрации Приморского края

— На памятнике природы "Бухты залива Посьета", созданном давно и призванном сохранять многочисленные (около сотни) виды, занесенные в различные Красные книги — международные, российские и краевую — поставлен крест. Фактически санкционировано их уничтожение, — считает главный научный сотрудник ТОИ им. В.И.Ильичева ДВО РАН, профессор, д.б.н. Владимир Раков.

— Расчленение уникального памятника природы приведет к его уничтожению, — добавляет секретарь ОЭС по экобезопасности Приморья, руководитель Международного центра экологического мониторинга Биолого-почвенного института ДВО РАН Татьяна Вшивкова. — К сожалению, можно констатировать, что 

отныне памятник природы в Посьете теперь можно называть "памятником углю и безответственности чиновников".

Открытая перевалка угля в порту Посьет

Открытая перевалка угля в порту Посьет. Фото: РИА PrimaMedia

"Реанимация" Суходола

Угольный терминал, который планирует построить в бухте Суходол Шкотовского района Приморья кузбасское ОАО ХК "СДС-Уголь", еще до начала строительства стал объектом критики не только экологов и местного населения, но и краевой администрации. Все дело в том, что 

вопреки подписанному в июле 2013 года между угольным холдингом и властями региона соглашению о строительстве угольного терминала закрытого типа мощностью 20 млн тонн угля в год, на общественных слушаниях в мае 2014 году инициатор проекта  не только представил проект терминала с той же мощностью в открытом исполнении, но и самовольно "переместил" порт в соседнюю бухту Теляковского.

Губернатор Приморья и глава ОАО ХК "СДС-Уголь" Михаил Федяев подписали соглашение о сотрудничестве в 2013 году

Губернатор Приморья и глава ОАО ХК "СДС-Уголь" Михаил Федяев подписали соглашение о сотрудничестве в 2013 году. Фото: пресс-служба администрации Приморского края

Новые "проектные решения" кузбасских угольщиков в Приморье не оценили — на стороне экологов из дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый Крест", в декабре 2014 года подготовивших отрицательное заключение общественной экологической экспертизы на проект строительства, выступила и администрация региона, потребовавшая соблюдать ранее достигнутые договоренности и строить только закрытый терминал. Тогда же, в декабре, пресс-служба компании объявила об успешном прохождении проектом государственной экологической экспертизы, что также встревожило экологов, которые высказали сомнение в ее подлинности.

Ранее, в июне 2014 года, свое мнение по скандальной ситуации вокруг строительства угольного терминала в Суходоле высказал вице-премьер правительства РФ — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев во время визита во Владивосток.

"У меня и моих коллег есть вопросы по этому угольному терминалу. Причем они связаны не только с экологией или с нежеланием угольщиков прислушаться к мнению местного населения. Даже при малейшей экологической угрозе мы общими усилиями не дадим запустить этот проект",— пообещал тогда полпред, добавив, что "угольный терминал строят без установленных документов и без экологической экспертизы".

Об отсутствии обязательных разрешительных документов на строительство впоследствии сообщала и пресс-служба Минприроды.

Еще через месяц, в июле 2014 года, глава Приморья Владимир Миклушевский подписал постановление, фактически запрещающее строить на территории края терминалы открытого типа. Были внесены изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования, в частности, существующие нормы были дополнены требованиями к перевалке и хранению пылящих и навалочных грузов только с использованием технологий, не допускающих прямого контакта груза с окружающей средой, исключающих вынос пыли во внешнюю среду. Холдинг, в свою очередь, инициировал запрос в Минюст из Госдумы на соответствие регионального постановления российскому законодательству.

В разгар экономического кризиса в стране над проектом нависли тучи — в начале текущего года федеральные СМИ сообщали о том, что

инициаторы проекта могут отказаться от его реализации из-за кратного удорожания, дефицита бюджетных средств и неблагоприятной конъюнктуры на международном угольном рынке.

Кроме того, в апреле 2015 года отрицательное заключение на проект строительства терминала в Суходоле дало ФАУ "Главгосэкспертиза России" по причине того, что "проектная документация не в полной мере соответствовала требованиям законодательства, в том числе, в области охраны окружающей среды".

Однако совсем недавно стало известно, что проект повторно направлен на Главгосэкпертизу. В конце июня об этом сообщала пресс-служба ФАУ.

Приморские экологи не изменили своей позиции по проекту "СДС-Угля" и готовы поддержать только закрытое хранилище, которое надежно оградит окружающую среду от угольной пыли.

— Руководители ООО "Морской порт Суходол" раздавая обещания на заседаниях краевого ОЭС по экологической безопасности и общественных слушаниях в Романовке обещали тесно сотрудничать с экологами края. Но на заключение общественной экологической экспертизы "Зеленого Креста" не ответили, замечания экологов на общественных слушаниях в Романовке и экспертов общественной экологической экспертизы не учли, не передали заключение государственной экологической экспертизы для изучения экологам. То есть "вводили и вводят общественность в заблуждение", а по-простому — врали и продолжают врать. Как напрямую врали и на начальном этапе проектирования, когда клятвенно заверяли население и, что примечательно, местную власть в том, что терминал будет строиться полностью в закрытом исполнении, — рассказывает Владимир Раков.

По его словам, терминальные конструкции, которые собираются возводить кузбасские угольщики, не представляют собой никакой реальной защиты от угольной пыли и "под воздействием малейшего ветерка она будет распространяться на большие расстояния".

— С учетом розы ветров и муссонного климата в зону воздействия угольный пыли с терминала попадут такие перспективные рекреационные объекты, как игорная зона "Приморье" в бухте Муравьиная (в 3 км от терминала) и ВДЦ "Океан" (5–6 км от места погрузочно-разгрузочных работ и прохода балкеров). А также водоохранные зоны и водные источники, которые питают Владивосток, Артем, Большой Камень", — добавляет эколог.

С "Верой" в будущее?

"Скандальный" Суходол не единственный угольный терминал, который планируется построить на побережье Уссурийского залива. Морской перегрузочный комплекс "Порт Вера" с точно такими же мощностями по перевалке (20 млн тонн угля в год) собирается возвести в 8 км от ЗАТО Фокино в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная дочерняя компания корпорации "Ростех" — "РТ-Глобальные ресурсы".

Мыс Открытый — район предполагаемого размещения морского терминала "Порт Вера"

Мыс Открытый — район предполагаемого размещения морского терминала "Порт Вера". Фото: официальный сайт ООО "Порт Вера"

Для размещения терминала муниципалитет уже выделил земельный участок площадью 826 га, проект готов и отправлен на прохождение государственных экспертиз, в том числе, экологической. 

На последнем заседании рабочей группы по угольным проблемам в составе краевого экологического ОЭС генеральный директор ООО "Порт Вера" Евгений Диев презентовал экологам возможные выгоды строительства угольного терминала для Приморского края, прежде всего, экономические: 470 млрд рублей частных инвестиций, 90 млрд годового прироста ВРП, около 3,6 млрд налогов в региональный и федеральный бюджеты, создание более тысячи рабочих мест. Рассказывал Диев и о социальной нагрузке в виде строительства автомобильной дороги от порта до близлежащего поселения и модернизации за счет компании железнодорожных путей. 

Безопасность проекта для окружающей среды и населения близлежащего поселка Подъяпольский гендиректор "Порта Вера" обуславливал "удачным рельефом" в районе размещения терминала, который станет "естественным барьером для ветра и пыления", а также "благоприятной розой ветров". Этим же целям, по его словам, будут служить созданные системы пылеподавления и аспирации, 20-метровые пылезащитные экраны и водяное орошение, а также сооружения по очистке сточных вод до установленных нормативов.

— По нашим расчетам терминал вообще не окажет влияния на состояние атмосферы, — сообщил экспертам Диев.

Претензии экологов к проекту "РТ-Глобальные ресурсы" те же, что и к другим угольным терминалам открытого типа в Приморье — опасность загрязнения окружающей среды и пагубное влияние угольной пыли на здоровье человека.

Эскизный проект строительства угольного терминала "Порт Вера" в бухте Беззащитная

Эскизный проект строительства угольного терминала "Порт Вера" в бухте Беззащитная. Фото: официальный сайт ООО "Порт Вера"

— Нас ожидает то же самое, что сегодня уже происходит в районе специализированных портовых терминалов в том же порту Восточный, порту Ванино (Хабаровский край) или в Посьете. Там пробовали применять самые современные технологии пылеподавления на своих терминалах, ставили "инновационные заборы" — пылезащитные экраны — высотой по 20–25 метров и все зря. Результат может увидеть каждый, кто приедет зимой в район этих портов. Угольная пыль лежит на земле и на морском льду на расстоянии до нескольких километров от терминалов. Жить и работать в этих местах могут только сами портовики, им ведь деваться некуда. А остальным зачем видеть это и дышать этим?, — считает Владимир Раков.

По словам эколога, 

аргументы угольщиков об успешном и безопасном опыте функционирования угольных терминалов открытого типа в других регионах РФ, а также в передовых странах мира, не актуальны в условиях Дальнего Востока.

— Нам приводят в пример Балтику и Черное море, где уголь перегружают открытым способом с применением систем пылеподавления. При этом все "забывают", что мы живем в регионе, где зимой бывают большие морозы и сильные ветра при очень низкой влажности. Таких условий нет в тех местах, где работают открытые портовые терминалы. Применяемые там методы пылеподавления — водяное орошение, искусственный снег — в наших краях абсолютно неэффективны. Вода в зимних условиях просто замерзает, снегогенераторы покрывают снегом только часть угольного склада, но не места пылеобразования, а безумно дорогие экраны пыль задерживают только частично. В итоге, сухую угольную пыль, особенно угля мелких фракций, просто сдувает с открытых угольных складов и мест перегрузки, — объясняет Владимир Раков.

Немало претензий к угольщикам и у местного населения, причем не только к технологической, но и логистической составляющей проекта. Наибольшее беспокойство жителей вызывает тот факт, что интенсивность движения по пролегающей через их села железной дороге к терминалу, в ближайшие годы возрастет в сотни раз. Притом, что пути, по которым пойдут груженные углем составы, расположены в непосредственной близости к жилым домам.

— Составы будут громыхать круглосуточно, и жить, например, в поселке Шкотово станет просто невозможно. Об этом мы говорили на июльских общественных слушаниях в Романовке. Жители возмущены таким отношением к ним со стороны "инвесторов".

Перенести железную дорогу дальше от поселка им дорого, а интересы населения их, видимо, не волнуют.

 Понятно, что надо искать решение, но на это есть власть и люди, мнение которых надо знать, прежде чем выдавать готовый проект, — рассказывает депутат муниципального комитета Шкотовского городского поселения по избирательному округу № 2 Павел Шинеленко.

Экологи считают, что активное насаждение Приморью "грязных" проектов совсем не вписывается в стратегию развития Дальнего Востока, которой пытаются прикрыться и оправдать свои действия все как один "инвесторы от угля".

— Обещанные столичными инвесторами многомиллиардные вливания в экономику края, создание рабочих мест для местного населения, безопасность для окружающей среды — не больше чем "пыль в глаза", которая в скором времени может превратиться во вполне реальную угольную пыль, летящую с приморских терминалов и отравляющую жизнь жителям края, и уничтожающую хрупкие экосистемы нетронутых морских бухт и акваторий. О туристическом потенциале региона, о котором так много в последнее время говорят, можно будет забыть, — заключает Татьяна Вшивкова.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Памятник и порт Посьет: краевой ОЭС по экологии потерялся в законодательстве и понятиях

Проект угольного порта СДС в приморской бухте Суходол не прошел госэкспертизу

Еще одним угольным терминалом в Приморье могут "поделиться" с Китаем

96886
43
7