Победителей "Большого Дальневосточного квеста" наградят в Москве
18:15
Цепкая отработка кармы: как рассчитать судьбу по Старшему аркану таро - формула
18:00
Во Владивостоке супруг пациентки избил медиков за обувь на вызове
17:45
Приморская спортсменка завоевала "золото" на чемпионате России по кикбоксингу
17:40
Кристальный обелиск счастья - 3 знака вырвут победу у Фортуны с 5 по 10 декабря
17:30
На Инвестиционном форуме ВТБ "Россия зовет!" прошла макроэкономическая сессия
17:24
Одиссея из Приморья в Грузию: раскрыты секреты вкусного хачапури, легенды и обычаи народа
17:00
Ремонт многоквартирного дома в Дальнереченске обернулся кражей: исчезло 300 тысяч рублей
16:42
В ближайшую пятницу Приморье накроет снег
16:34
Продление режимов СПВ критически важно для инвесторов
16:30
Онлайн-выставка "Ни за какие деньги" покажет картины, которых ни продать, ни купить
16:18
Во Владивостоке наказали пьяного пассажира самолета
16:13
Банк ВТБ и Минвостокразвития России подписали соглашение о сотрудничестве
16:00
"Лицо города у моря": общественные пространства Владивостока - "точки роста" туриндустрии
15:44
Исторический момент: приморский лыжник стал призером Кубка России 
15:39

Не стоит доводить ситуацию до негативной оценки со стороны депутатов – Сергей Сопчук

Руководитель фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Приморья – о повседневной работе парламентария
23 ноября 2015, 09:00 Политика
Руководитель фракции ЕР в ЗС ПК Сергей Сопчук Александр Маслянко, пресс-служба Законодательного собрания ПК
Руководитель фракции ЕР в ЗС ПК Сергей Сопчук
Фото: Александр Маслянко, пресс-служба Законодательного собрания ПК

Пятый созыв Законодательного собрания Приморского края вступает в завершающий год своей работы. Он выпал на сложный период в экономике страны. Время многих вызовов и не самых популярных решений. О том, как проходит работа депутата в профильном комитете и на округе, корр. РИА PrimaMedia рассказывает руководитель фракции "Единая Россия" в приморском парламенте, депутат по избирательному округу №11 (Октябрьский, Хорольский, Пограничный и Ханкайский районы) Сергей Сопчук.

- Сергей Андреевич, нынешнему созыву Законодательного собрания осталось уже меньше года работы. Причем года сложной работы. С вашей точки зрения, как пройти соблазн и испытание: с одной стороны, нужно на выборы выходить, с другой стороны, учитывая ситуацию в экономике, придется принимать не самые популярные решения?

- Никогда не надо заигрывать с избирателями. Скажу из опыта: люди вполне четко чувствуют ситуацию, они все понимают, они не оторваны, а как раз живут в реалиях. И, когда с ними откровенно говоришь, как есть, они тебе еще и помогут, и подскажут. Не надо бояться быть более откровенным.

- Вы уже ранее отмечали работу ваших коллег в парламенте в целом, и в социальном комитете, в котором вы работаете, в частности. Хочется отметить серьезный подход социального комитета – каждое заседание в нынешнем созыве по количеству вопросов повестки напоминает заседание всего парламента. Комитет очень деятельный, и, есть ощущение, что он стал ключевым в нынешнем созыве, затмевает даже бюджетный комитет, к которому ранее было большее внимание приковано.

- Бюджетный комитет славится тем, что у них никогда нет денег, поэтому смысл с ним работать? (улыбается) У них один ответ: "Денег нет". Это шутка, конечно.

Я в социальный комитет не случайно пошел, это было продиктовано определенным жизненным опытом: понимаешь, что все более или менее значимые моменты решаются сегодня в социальном комитете. Это можно объяснить цифрами – ни много ни мало, а 60-70% бюджета – это социальное направление. Поэтому мы являемся на острие всех тех проблем, которые есть в обществе.

Ну а самая главная особенность нашего социального комитета – это депутаты. У нас очень профессиональные депутаты и нам легко между собой работать, потому что у нас есть понимание, есть возможность изложить свою точку зрения и в большинстве своем коллеги откликаются и поддерживают. Это взаимное отношение. Неважно, кто обращается и обозначает или выносит проблему на обсуждение, она очень внимательно рассматривается. Таких примеров много: и по нормативам учителей, и по здравоохранению, закрытию училищ…

Надо отдать должное администрации Приморского края, по многим моментам она достаточно оперативно реагирует. Можно вспомнить наше первое заседание выездного комитета, когда обсуждался вопрос по состоянию здравоохранения, скорой помощи, об отсутствии транспорта, это был как раз такой период, подошел момент, когда транспорта в больницах и скорой помощи был изношен. Это был 2012 год. Тогда очень оперативно губернатором было принято решение, были выделены средства, и на протяжении нескольких лет эта проблема была полностью решена.

- Однако есть решения, когда тот же бюджетный комитет и другие коллеги не поддерживают решения социального комитета. К примеру, инициатива по бюджету территориального фонда медицинского страхования...

- Да, была инициатива, чтобы бюджет ТФОМСа рассматривал не бюджетный комитет, а социальный. И это оправдано, с нашей точки зрения, поскольку здесь нужно видеть не деньги, а отрасль здравоохранения. К сожалению, на тот момент эта инициатива не нашла отражения. Но это не означает, что мы не будем ее дальше продвигать.

- Сергей Андреевич, в социальном комитете представители разных партий. Но взгляды на многие вопросы, даже на большинство, совпадают.

- Есть понятные человеческие качества, к примеру, доброта, и ее никто не станет отрицать. Либо, если ты сволочь, то это плохо. Так и здесь: если ты радеешь за здравоохранение и предлагаешь решение на пользу, то конечно все его поддержат, вне зависимости партийной принадлежности. Политика все-таки проявляется больше на уровне заседаний самого Законодательного собрания. В работе комитета политиканства меньше, нужно отдать должное нашим коллегам.

- Ваш комитет уделял и уделяет особое внимание сфере здравоохранения. В итоге даже получилась уникальная ситуация, что профильный вице-губернатор вышел из вашего комитета. Нечасто так бывает.

- Нечасто. Думаю, надо отдать должное губернатору, что он прочувствовал ситуацию, безусловно, он внимательно следит за работой Законодательного собрания. У нас, действительно, выносились вопросы здравоохранения буквально через каждое заседание. Это не в силу нашей вредности, а в силу необходимости и актуальности на тот момент. И действительно губернатором было принято решение, чтобы профильным вице-губернатором по вопросам здравоохранения, социальной политики был назначен один из наших коллег. Поначалу у нас и морального права не было как-то критиковать эту ситуацию, а, во-вторых, мы видим, что есть позитивные изменения. Это нас радует, поэтому мы здесь союзники.

- Но сейчас, наверное, все же есть вопросы по здравоохранению…

- Но и сейчас есть диалог, нас слышат. А раньше был тупик.

- У вас же тоже есть опыт работы вице-губернатором. Как считаете, когда депутат становится вице-губернатором, то есть побывал и на той, и на другой стороне, это хороший опыт?

- Я вам так скажу: есть разный опыт. Есть позитивный опыт, и свой я тоже хотел бы привести как положительный пример. Серебряков – положительный пример. С трибуны депутаты могут говорить многие вещи, но механизм реализации депутаты не всегда знают. И не всегда депутат, обличенный затем властными полномочиями в исполнительной власти, может справиться с этой задачей. Уже не буду приводить такие примеры, но они были.

- Ну и, когда из вице-губернаторов переходят в депутаты, тогда в парламенте такой человек выдерживает очень конструктивную и грамотную позицию.

- Да, пример Костенко Александра Ивановича. В силу своего опыта он может "размазать" любого из руководителей, и это будет справедливо. Но мы же понимаем, что он очень культурный, образованный человек и понимает эту грань. И также понимает, что критиковать очень легко, а вот пойти и сделать, знать механизмы сложные – не так просто. Поэтому критика должна быть конструктивной, оправданной, а не ради того, чтобы подчеркнуть проблему и спихнуть ее. Должны понимать, что власть должна использовать механизмы решения, а если они есть и она их не исполняет, тогда лишь критика должна наступать.

- О качестве нынешнего созыва Законодательного собрания. У вас богатый политический опыт – вы были и председателем Законодательного собрания, сейчас руководитель фракции ведущей партии. Возможно, действительно, некорректно сравнивать, но, тем не менее, критики и независимости в нынешнем созыве стало меньше?

- Я бы вообще ставил вопрос не о критике. Высказать свои замечания, пути решения проблем, или обращать внимание на ту или иную проблему, наверное, более правильно. Каждому времени соответствует свой состав. Я не был в первом созыве, но понимаю, что это был период становления вообще: и Российской Федерации, и органов власти. Поэтому на тот момент с учетом прошлого Советского союза были избраны люди более профессиональные. Было много глав муниципальных образований – тогда закон позволял, и я считаю, что это были правильно, когда глава муниципального образования был депутатом. Если кто-то считает, что главе легко избраться, со всей ответственностью заявляю, что наоборот, главе сложнее избраться депутатом.

Второй созыв соответствовал опять же времени, в которое работал, – это противостояние между мэром города Черепковым и губернатором Наздратенко. Это полностью отразилось как лакмусовая бумажка на Думе Приморского края. Третий созыв пришел в период становления нового губернатора - Дарькина. Так как у губернатора были задачи больше хозяйственные в тот момент, и та ситуация, в которой находился край, не позволяла ему уделять много времени политике. Поэтому в состав были избраны люди достаточно самостоятельные, чего-то достигшие, ценящие свое слово, и состав был весомый. Четвертый созыв уже немного другой. Такую характеристику можно дать каждому созыву, но нельзя сравнивать. Мы не можем сравнивать несравнимые вещи. У каждого времени свои задачи. Каждый созыв вошел в историю.

На заседании Законодательного собрания Приморского края

На заседании Законодательного собрания Приморского края. Фото: Александр Маслянко, пресс-служба Законодательного собрания ПК

- Как часто депутатов ставят перед фактом, что надо принять закон достаточно быстро, почти без обсуждения? И как к этому депутаты относятся?

- Есть такое. Не скажу, что это часто происходит, но это очень нас расстраивает. Это в целом неправильно. К примеру, такое свойственно бюджету Приморского края. Согласен, что этот инструмент должен быть очень гибким. Но порой эта гибкость прикрывает не качественность работы некоторых сотрудников администрации. Несвоевременно готовятся корректировки, буквально сентябрьский пример. Проблема была не сентябрьская, а весны. Почему мы дотянули до сентября и в спешке ее решаем, а не спокойно, например, в июле.

- А депутаты как-то на это реагируют? Вы ранее как-то говорили, что депутаты должны поставить себе задачу – контроль над исполнением бюджета. За первое полугодие отчитались и видим цифры: по расходам исполнение – 42%. Это говорит о неграмотном планировании?

- Порой бывают объективные моменты и допускаю, что невозможно так спланировать. Но мы почти всегда начинаем год с того, что нет лекарств. Почему нельзя запланировать конкурсы, деньги, чтобы в конце текущего года провести, а в начале года были все запасы? Почему наступает новый год, приходит праздник и заканчиваются лекарства… В марте проводят аукционы и начинают выдавать лекарства, которые нужны были еще в феврале. То же самое по дорогам. В апреле уже нужно выходить на конкурс, в мае асфальтировать. Но тянем до осени. К сожалению, это некачественная работа чиновника. Их нужно наказывать и за это спрашивать. Депутаты уже констатируют ситуацию.

- В каком формате может производиться контроль со стороны депутатов за работой чиновников?

- Она в этом и заключается, в оценке. Представляется закон об исполнении бюджета. Мы можем его не принять. И к чему это приведет? По большому счету, ни к чему. В этом есть серьезная проблема во взаимоотношениях между исполнительной и представительной ветвями власти. Мы определяем, что, например, дорожная отрасль от 100% исполнена на 40%. К чему же опять это приведет? Ни к чему. Разве губернатор не знал, что всего лишь на 40%? Он мониторит каждый день и отслеживает ситуацию. Есть примеры, когда мы по проблемным моментам проводили выездные комитеты, социальный комитет ставил оценку "неудовлетворительно" за работу того или иного руководителя департамента. Уже допекло просто. Таким образом, мы и выражаем свое мнение.

- И это мнение можно игнорировать?

- Но проблема от игнорирования не решится, и сама по себе не уйдет. В конечном итоге все ветви власти заинтересованы в решении проблемы. Поэтому наше мнение, безусловно, влияет на ситуацию. Даже если решение принимается не столь оперативно. Просто потом сами обстоятельства, порой в более запущенной форме, заставляют реагировать.

Грамотный руководитель департамента или ответственный за направление вице-губернатор все-таки понимает, что не стоит доводить ситуацию до негативной оценки со стороны профильного комитета Законодательного собрания. Дело может дойти до постановки персонального вопроса перед губернатором края. К тому же на заседаниях наших комитетов и собрания в целом присутствует представитель прокуратуры. Наша информация для них часто становится поводом для реагирования. Да и депутаты сами не упускают возможность направить обращение в прокуратуру.

У Законодательного собрания есть механизмы отстаивания интересов своих избирателей. Хотя эти механизмы и могли бы быть эффективнее в ряде случаев.

- С чем обращаются к вам, как к депутату Законодательного собрания, избиратели?

- Очень разнообразные обращения – от общегосударственных проблем, международных отношений заканчивая решением частных вопросов, касающихся трудной жизненной ситуацией. Можно разбить по сферам, но в том же образовании могут быть как частные проблемы, так и глобального характера, как то индексация заработной платы, сокращение, закрытие учреждений, капремонт, либо просто проблема конкретного ученика.

- Когда к вам, как депутату, обращается гражданин, он может рассчитывать, что вы решите его проблему?

- Опыт показывает, что примерно 2/3 обращений так или иначе решаются. В силу разных обращений по-разному решаются, конечно. Если это частный вопрос, то его решить обычно проще. Если же проблемы общественного характера, в культуре или образовании, то решению таких вопросов предшествует другая работа, она сложнее и связана в первую очередь с поддержкой коллег. Тогда мы эту проблему выносим уже на более высокий уровень – нашего комитета, либо в целом Законодательного собрания. Тем не менее, не оставляем без рассмотрения.

Есть вопросы, которые мы видим и понимаем, но фактически не можем их решить в той степени, какой хотелось бы. Например, повышение пенсии. Понимаем, что очень хочется, чтобы были пенсии, которые позволяют людям достаточно спокойно чувствовать себя в своем пенсионном возрасте. Но в силу тех или иных обстоятельств, к сожалению, это сложно решить, и мы честно отвечаем, что помочь в этой ситуации не можем.

Но при этом, если необходимо человеку помочь в проведении операции, оказании неотлагательной помощи, или покупке того же угля, стараюсь откликаться, если вижу, что человек попал в трудную жизненную ситуацию по каким-то причинам. Есть обращения людей пожилого возраста, дети которых не совсем готовы к ним внимательно относиться, они вынуждены обращаться за помощью не к своим родным. Это печально. Не оставляю без внимания.

- Это поддержка личная или вырабатывается коллективное решение, проработанное с местными властями?

- Я должен сказать, что все районы моего округа – и Октябрьский, и Пограничный, и Ханкайский, и Хорольский, главы их поселений и самых районов, внимательно относятся к моим просьбам, связанным с приемом граждан. Что-то удается решить с помощью полномочий глав. Бывает, когда я имею возможность оказать поддержку персонально, благодаря своим предприятиям. По-разному бывает. Должен сказать, что у меня есть такая практика, когда приемы мы проводим совместно с председателями дум, главами поселения. Это позволяет более оперативно решить проблемы. Уже даже на переписке экономим время, а эти пять-десять дней для человека порой – это очень много.

- По принципу одного окна…

- Да. В этом плане у меня очень хороший опыт и хотелось бы отметить слаженную работу властей всех уровней, которые входят в избирательный округ.

- Как в целом у вас строится работа на округе с избирателями, местными властями?

- Во-первых, отношения у нас уважительные. Я стараюсь поддерживать отношения с территориями таким образом, чтобы быть в курсе всего, что происходит, всех трудных моментов, которые есть и с чем сталкиваются мои избиратели, либо руководители районов и поселений, для того, чтобы быть полезным в решении этих проблем.

Эта работа связана с системным подходом через приемы, личные приемы, общение с главами администраций как поселений, так и районов, с депутатами – я периодически бываю на заседаниях муниципальных комитетов, дум районов. Это и работа моих помощников – они ведут основную работу в силу того, что я физически не могу постоянно находиться на территории. У меня работа выстроена таким образом, что в каждом районе помощники работают ежедневно, присутствуют, живут и знают всю ситуацию изнутри, которая позволяет мне объективно оценивать текущий момент и быть в курсе всего, что там происходит. Я считаю, что это просто обыкновенная, нормальная, системная, каждодневная работа. Ее невозможно вести эпизодически.

Беседовала Ольга Кишаковская.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Партия власти должна проявлять и реализовывать свою власть – Сергей Сопчук

Надо знать ситуацию на местах, чтобы решать проблемы территорий на краевом уровне - Сопчук

Малокомплектные детские сады в Приморье получили защиту от оптимизации

Бюджетники в селах Приморья должны получать и надбавки, и стимулирующие выплаты – депутат

17456
43
8