В Приморье, как и в целом по стране, уже по факту началась подготовка к выборам депутатов Государственной Думы РФ, которые пройдут в сентябре 2016 года. Одновременно с этими выборами жителям края предстоит избрать и новый состав Законодательного собрания региона. О своем видении новых требований избирательной системы, роли партий в общественной жизни и кадровой политике с корр. РИА PrimaMedia поделился руководитель фракции партии "Единая Россия" в приморском парламенте Сергей Сопчук.
- Сергей Андреевич, в следующем году предстоят две большие выборные кампании – в Госдуму и Законодательное собрание Приморского края. Пройдут они, скорее всего, в начале сентября. На ваш взгляд, какие значимые особенности предстоящего цикла можно обозначить?
- То, что это знаковые политические события, это неоспоримо. И то, что два этих события будут совмещены, думаю, оправдано. Здравый смысл здесь восторжествовал, разумность в расходовании средств явная. Опыт прошлой избирательной кампании в 2011 году, когда были совмещены выборы в Законодательное собрание и Государственную Думу, подтвердил эту правоту.
Предстоящие выборы в Госдуму будут проходить по "старой" системе: 225 депутатов избираются по одномандатным округам и 225 – по партийным спискам. Думаю, это не случайное решение, оно продиктовано временем. Население хочет видеть, прежде всего, человека, чем политическую партию. То, что возвращается институт одномандатных депутатов, я приветствую. Именно они наиболее остро знают, чувствуют и представляют конкретных граждан, избирателей.
Очень важно сохранить границы нынешних округов. Пять созывов Законодательного собрания Приморья - авт.), а всего лишь во втором и третьем не менялись округа. В первом были одни, во втором и третьем – другие, в четвертом – третьи, в пятом была еще одна нарезка. И это очень несправедливо по отношению к избирателю.
Как поделены округа в Приморье – это такой вопрос, что как бы не нарезали, в итоге будут осуждать и обсуждать, что не так поделили. На мой взгляд, нормально поделили. Будет возможность у кандидатов прочувствовать и масштабы большого города, и маленьких деревень. И в случае принятия решения при голосовании, они будут защищать интересы не только городских жителей, но и сельских. К сожалению, у нас сельского населения не так много – около 25%, и как-то оно часто забывается. Мне "деревня" ближе. Нормальное деление.
Что касается Законодательного собрания, очень важно сохранить границы нынешних округов. К сожалению, на выборах в Законодательного собрание края округа не переделились всего один раз. Пять созывов, а всего лишь во втором и третьем не менялись округа. В первом были одни, во втором и третьем – другие, в четвертом – третьи, в пятом была еще одна нарезка. И это очень несправедливо по отношению к избирателю. Во-первых, у депутата теряется намерение дорабатывать свой срок таким образом, чтобы он шел на новый срок – по этой же территории. Тогда ведь ты уже не новичок и тебя оценивают не по твоим обещаниям, а по твоим делам. Я бы хотел прекратить эксперимент по дележке округов. Все-таки депутат, который избирается второй раз, несет уже персональную ответственность перед избирателями за те обещания, которые давал ранее. Впервые избираться, поверьте, гораздо проще: можно обещать любые пенсии, зарплаты.
- Вы планирует идти в Госдуму?
- В Госдуму точно нет. Это связано с очень понятными человеческими моментами: семья, взаимоотношение с родными. Госдума требует оторванности от дома. Как попало я не смогу работать. При этом понимаю, что могу потерять семью – не в прямом смысле, а с точки зрения взаимоотношений. Потому что буду здесь крайне мало находиться. Этот факт для меня очень важен. Я его не перешагну.
- 22 мая 2016 года должны пройти праймериз "Единой России". Есть установка провести процедуру максимально открытой, чтобы не было кулуарных договоренностей. Сработает ли такая установка в Приморском крае?
- Ну, что такое вообще "праймериз"? Давайте уходить от этого слова. "Предварительное партийное голосование", которое позволяет определить того или иного кандидата. Важно отметить, что этот институт еще молодой. Его нужно развивать, но он один не может быть ориентиром. Решение по предварительному голосованию не должно восприниматься, как единственно правильное решение.
У нас есть не очень хороший опыт, когда к праймериз относились формально и в интересах конкретных людей, что просто недопустимо. Я считаю, что сейчас иная политическая ситуация, да и время несколько поменялось в лучшую сторону. А чтобы действительно такого не допустить, необходима система саморегуляции, которая позволяла бы кандидатам контролировать саму процедуру, проведение, подсчет голосов.
В целом, это, действительно, неплохой вариант, когда на площадку могут выходить разные люди, говорить о себе, проявлять себя в политической плане, выдвигать себя, а не ждать, когда кто-то тебя заметит.
Институт праймериз позволяет формировать кадровый резерв, что, кстати, используется в Октябрьском районе Приморья: с ребятами, которые не прошли, не стали кандидатами или депутатами, мы встретились, наметили план совместной работы. Самое интересное, что это молодые ребята, со своим видением, и они уже точно за бортом не окажутся. Они нам интересны и мы будем их вести дальше. Думаю, что это можно делать на каждом уровне – краевом, федеральном.
Поэтому хорошо, что будет предварительное голосование. Но очень важна его организация, открытость и достоверность. К сожалению, у нас есть не очень хороший опыт, когда к праймериз относились формально и в интересах конкретных людей, что просто недопустимо. Я считаю, что сейчас иная политическая ситуация, да и время несколько поменялось в лучшую сторону. А чтобы действительно такого не допустить, необходима система саморегуляции, которая позволяла бы кандидатам контролировать саму процедуру, проведение, подсчет голосов. Должно быть больше открытости.
- А насколько процедура должна быть открыта для других сил? Речь идет о том, что выдвигаться смогут беспартийные кандидаты, представители других партий, а голосовать могут абсолютно все. Не приведет ли это к тому, что оппонирующие силы смогут через списки "Единой России" решить свои задачи?
- Разделяю эту точку зрения. Раз это партийная процедура, она связана с продвижением кандидатов именно от партии, то членам других партий было бы не правильно принимать участие. Когда речь идет о свободных от политических объединений людях, то это возможно, потому что они могут для себя выбрать позицию этой партии, которая предоставила им площадку. А говорить о том, что мы настолько открытые, что любые партии пусть приходят и участвуют, то зачем мы для них будем организовывать площадку? Я против этого.
Еще такой важный момент организационный. Единый день. Где я как участник этого предварительного голосования должен быть в этот день, с кем я должен разговаривать? День голосования нам понятен, ему предшествует избирательная кампания. А предварительное голосование, то есть настало 22 мая, открылись участки и... Если бы я был Кобзоном, то, может быть, меня и знали все избиратели, и проголосовали. Это может быть реализовано в селе, где все друг друга знают. Но при предварительном голосовании в Госдуму, в Законодательное собрание, где на округе по 80-90 тысяч избирателей, у нового человека, который, может быть, очень даже заслуживает, чтобы быть, но в силу обстоятельств его еще не знают люди, он не смог себя проявить, он еще не кандидат... Поэтому я бы к этому тоже аккуратно относился. Еще раз повторюсь, что процедура еще требует доработки.
- А вы будете участвовать в предварительном голосовании?
- Буду.
- А в дебатах? После ситуации, к примеру, в Иркутской области, когда врио губернатора-кандидат в губернаторы отказался участвовать в дебатах, Сергей Неверов заявил, что те, кто не будут участвовать в дебатах на праймериз, могут даже не пустить в списки.
- Я готов к дебатам. Но не всегда все так однозначно, чтобы всех заставлять в них участвовать. Зависит и от ситуации, и от места. Во-первых, у нас государство очень большое, разнообразные территории и везде есть свои особенности. Во-вторых, порой тактически не очень правильно участвовать в дебатах. Мы понимаем, о чем там будет речь, и может быть на каком-то этапе их нужно избежать.
- По поводу преемственности. Сложно представить, каким образом будет обеспечена преемственность, если, как звучат порой сегодня предложения, сменить состав кандидатов от той же "Единой России" на 70-80%?
- В нынешнем Законодательном собрании много толковых ребят, которых даже нужно подтолкнуть, чтобы они пошли на очередные выборы. Как вижу, они еще не совсем готовы принять решение – идти или не идти в следующий созыв. У этих людей уже как раз есть опыт. В общем, к обновлениям я отношусь взвешенно, я не сторонник массового обновления. Они подвергают ситуацию большим рискам, чем планомерные и плановые шаги. Но без обновления не будет будущего. Это такие грани, которые надо чувствовать.
Стратегические решения должны приниматься на высоком партийном уровне – на конференции, региональном политическом совете. А проводником этих решений уже должны являться депутаты. Для этого и выстроена партийная власть. Раз мы партия власти, то партия и должна эту власть проявлять, реализовывать.
С коллегами. На фото: Александр Костенко, Сергей Сопчук, Джамбулат Текиев. Фото: Александр Маслянко, пресс-служба Законодательного собрания ПК
- Сергей Андреевич, как работает фракция "Единая Россия" в парламенте?
- Хорошо.
- В этом не сомневаемся. Можете дать оценку эффективности? Не так давно вице-губернатор Александр Ролик сказал, что раньше ему было сложно работать с фракцией "Единая Россия", как, впрочем, и со всеми другими. Многие законопроекты фракция торпедировала. Сейчас же ситуация изменилась.
- Люди обжились, между собой притерлись. Ведь, как я говорил, это вопрос обновления, очень сильно изменился состав, пришли новые люди. Нужно было время. Ничего особенного не произошло. Конечно, работа фракции подвержена критике, есть за что критиковать. Нам есть над чем работать. Честно говоря, фракционную, вообще партийную работу я в целом вижу по-другому.
Стратегические решения должны приниматься на высоком партийном уровне – на конференции, региональном политическом совете. А проводником этих решений уже должны являться депутаты. Для этого и выстроена партийная власть. Раз мы партия власти, то партия и должна эту власть проявлять, реализовывать.
- То есть, вы за усиление роли партий в нашем обществе?
- Да. Мы к этому придем.
- "Единую Россию" многие критикуют. И есть движение "Народный фронт", который хоть и не партийная структура, но представляет собой альтернативу.
- Это общественная структура.
- Но есть же возможность, что новые ребята как раз пойдут на выборы, используя механизм ОНФ. Как раз потому, что партийное строительство пробуксовывает…
- Что касается партийного строительства… Ведь истории нашей партии –14 лет. Разве это возраст? Давайте посмотрим на 14-летнего подростка. У него свои капризы, сегодня он с одним настроением, завтра – с другим. Это период становления. Поэтому и в партии то же самое происходит – период становления.
- "Единая Россия" процесс институционализации, на мой взгляд, прошла. Смену лидера пережила, несколько избирательных циклов партия прошла…
- Не все так однозначно. И ОНФ – это тоже не то, что снизу создали. Но в этом нет ничего страшного, мы должны привыкнуть. И должны привыкнуть, что есть партия. В 20 лет партийное устройство будет другим. Оно будет более стабильным, и восприниматься будет иначе. До 2001 года сколько было разных структур: "Наш дом – Россия", "Отечество" ... Чего только не было! Причем эти партии проходили в парламент, через пять лет разваливались.
Сегодня есть элемент стабильности благодаря тому, что стабильное руководство у государства. Это тоже сказывается.
- Сейчас малые партии получили возможность не только создаваться, но баллотироваться в парламент. Поучаствовали в муниципальных выборах, прошли и получили возможность баллотироваться в ЗС ПК без сбора подписей. Желающих пойти в ЗС ПК много, как и сил, с помощью которых это проще сделать. Это дестабилизирует ситуацию или наоборот, плюрализм – это хорошо?
- Говорить о том, что стабилизирует или дестабилизирует – неправильно. Важно иметь в виду другой факт – факт возможности. У человека есть возможность, и воспользуется он ей или нет – это его право. Но на законодательном уровне принят институт, который позволяет этой возможности проявиться. Право избираться в Законодательное собрание есть у каждого. Просто механизм выдвижения через партию проще.
Но выборную кампанию еще надо пройти, это ведь не означает, что все станут депутатами. И то, что они есть – это хорошо. Это - в любом случае конкуренция, которая является вечным двигателем и в бизнесе, и в политике. Поэтому пусть они будут. Их нельзя гнобить, нельзя против них использовать административный ресурс. Да избрались они в Спасске и Спасском районе. Если все законно, то пусть работают, в чем проблема? Надо им вообще флаг дать. И поблагодарить за то, что они такие небезразличные люди. Я бы им еще и почетную грамоту выдал. Пусть будут люди активные. Зачем сидеть на кухне, критиковать и говорить о том, как плохо живем, а сами не выйдут зимой и снег не расчистят у подъезда, а мэра будут ругать? Такие точно не нужны.
Кадровая политика – это другое, она должна быть связана с внутренней политикой, должна быть вертикаль. Сейчас у нас путь пожарных.
- Сергей Андреевич, вы говорили, что в Октябрьском районе через предварительное голосование набираете кадровый резерв. Наверное, ведь на каждой территории стоит задача найти активных и небезразличных?
- Честно скажу, что далеко не каждая территория этим занимается. Мы в Октябрьском районе уже исчерпали существующий кадровый резерв. Мы его создали два года назад и уже людей из него избрали. Поэтому нужно его пополнять. С руководителем местного отделения партии уже по этому поводу разговаривали и запланировали на весну формировать новый кадровый резерв. Посмотрим, кто ушел, кто куда передвинулся. Это то, чем раньше коммунистическая партия занималась. При Советском союзе была выстроена кадровая политика. Председателя исполкома ставили первым секретарем, третьего секретаря ставили председателем исполкома. Люди, которые талантливые, могли набираться опыта и работать дальше, либо же система их отсеивала: если не справлялись, шли на понижение, но вверх уже не росли. Сегодня этого нет.
- Так нужно на все районы модель вашу применить…
- Этим должна заниматься администрация. Есть департамент кадров. Чем они занимаются? Скажу чем: оформляют ваше заявление на работу. Не кадровой политикой, а просто оформляют документы. Это просто технические работники. Кадровая политика – это другое, она должна быть связана с внутренней политикой, должна быть вертикаль. Сейчас у нас путь пожарных. Случился пожар, назначили директора департамента. А насколько он профессионален? Ведь сколько у нас случаев, когда ставят непрофессионала. Во-первых, чтобы его снять, еще время нужно. А он за это время разваливает отрасль. Чехарда на руководящих постах ни к чему хорошему не приводит.
- Тем не менее, по партийной линии у вас же была возможность влиять на отбор кандидатов в районах?
- Конечно, была. Но эта роль не казнящая – что хочу вот этого, а роль совещательная, когда мы можем собраться, обсудить, высказать позицию… Повторюсь. Кадровый институт у нас пока не очень отработанный. В этом году была попытка у партии впервые выстроить институт ответственных, кураторов, образовать систему. Но нужно было этим заниматься, поскольку не везде он отработан. Где-то получилось, а в основном этот механизм был формальным.
- Но ведь есть же формы работы. Вы у себя на округе собираете глав, депутатов…
- Я регулярно посещаю заседания дум районов, муниципальных комитетов. Сейчас укрупнили муниципальные образования, будет полегче. Раньше это было сложно делать.
- Собираете, как говорят, не только представителей властей, но и общественность, ветеранские организации.
- Да, к примеру, на своем округе мы ежегодно проводим встречи ветеранских организаций, где я отчитываюсь о своей депутатской деятельности, а ветеранами делятся опытом работы, рассказывают мне о проблемах территорий. В сентябре прошла 4-я такая встреча. Совсем недавно мы собирали вновь избранных депутатов муниципалитетов. Хорошая инициатива Законодательного Собрания по учебе новоизбранных депутатов. Ведь люди новые, не все знают, какие полномочия, устав, какой бюджет. И здесь нужно просто нормально учить, и ничего в этом страшного нет.
Важно и другое: чтобы это была система. Не только от выборов к выборам, а регулярно.
- Сейчас, как правило, это проходит на уровне федерального центра, когда собирают вице-губернаторов. Или по партийной линии.
- Знаете, я бы учил на самом деле именно глав муниципалитетов. Это люди, которые занимаются и политикой, и хозяйством. Учеба должна быть как общего плана, политического, развития государства, и также чисто хозяйственный блок. Нельзя говорить о политическом устройстве государства, а через два часа уже о бюджете. Это будет в голове каша. Поэтому учеба должна быть специализированной.
Всегда важно помнить, что избиратели доверили нам создавать законы, по которым мы все потом живем.
- Вы из тех политиков, кто со своей позицией. В Законодательном собрании ваше мнение имеет значение. И зачастую исполнительной власти это неудобно, и порой, наверное, пытаются как-то повлиять на ваше мнение. Хотя с другой стороны, прислушиваться к вашему мнению, наверное, полезно. Для Сергея Андреевича Сопчука при принятии решения, что в приоритете: мнение администрации края или избирателя?
- Избиратели тоже порой могут быть не правы по вполне объективным причинам. У них не всегда есть весь объем информации. Поэтому нужно к этому всегда относиться аккуратно и всесторонне рассматривать. То, что я стою на интересах избирателя? Да, я стою. Но я ведь не должен оказывать им медвежью услугу. Должен донести свою позицию, объяснить. Глядишь, и мнение избирателей изменится.
То же самое касается и администрации. Да, можно услужиться, но к чему это приведет? Если проблема есть, она все равно вскроется, мы рано или поздно ощутим. Так лучше не допустить ее.
Заседание Законодательного собрания Приморского края. Фото: Александр Маслянко, пресс-служба Законодательного собрания ПК
К сожалению, я не всегда могу отстоять свою точку зрения. Честно скажу, что я всегда был за прямые выборы глав муниципальных образований. Но, тем не менее, раз закон позволил и есть позиция моих коллег, я к ним прислушался, старался защитить свою, но большинство было не на моей стороне. Ну, что ж. Давайте посмотрим.
Я понимаю, что могу принимать неправильные решения и не совсем так видеть ситуацию, поэтому понаблюдаем. Отменили ведь назначение губернаторов, вернулись к их выборам, вернулись к выборам депутатов Госдумы по одномандатным округам. О чем-то это ведь нам должно говорить? Но к этому должны подойти эволюционным путем.
Есть такое правило хорошее: до принятия решения можно дискутировать, можно настаивать на своей точке зрения, приводить аргументы. Но раз мы уже принимаем требования партийного устройства, то нужно быть последовательным до конца. К сожалению, не все наши коллеги так поступают. Тот, кто не доказал свою точку зрения, не нашел поддержку большинства, должен подчиниться партийному решению и уже не должен проявлять свой характер и голосовать против своих коллег.
- А период взаимных убеждений происходит на фракции?
- В основном, конечно, в рамках фракции. Поверьте, мы много спорим. Были мысли прессу приглашать, но понимаем, что есть вещи, которые не нужно выплескивать.
Если видим несправедливость, то на это указываем. И мы достигаем с администрацией Приморского края компромиссных решений: она реагирует и прислушивается к нашим пожеланиям или после аргументов АПК, если они объективны, мы принимаем сторону администрации. Всегда важно помнить, что избиратели доверили нам создавать законы, по которым мы все потом живем.
Беседовала Ольга Кишаковская.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Владивостоку прописали лояльность на выборах в Государственную Думу РФ
Надо знать ситуацию на местах, чтобы решать проблемы территорий на краевом уровне - Сопчук
Депутатов приморского парламента ждет напряженная работа в 2015-м году – Сергей Сопчук
Мы отдаем себе отчет в том, что являемся фракцией партии власти – депутат ЗС ПК