От вальсового шага к политике XIX века: как обучают историческим танцам во Владивостоке

Корр. РИА PrimaMedia побывал на репетиции одной из танцевальных студий города и узнал, как становятся дамами и кавалерами
Бал в Пушкинском театре. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Великое множество студий и групп, обучающих самым разным видам танцев, существует во Владивостоке. Ирландские и бразильские, русские народные и спортивные бальные, аргентинское танго и современный хип-хоп — среди этого многообразия особенно выделяются так называемые исторические танцы. В городе существует множество школ, преподающих исторические танцы. Их ученики посещают настоящие балы и не только отличают мазурку от кадрили, но и знают, что по чем было в Российской Империи в том или ином десятилетии XIX века. Корр. РИА PrimaMedia встретился с Галиной Будниковой, руководителем танцевальной студии "Олирна", и узнал, как обычные офисные клерки превращаются в модных дам и благородных кавалеров.

В зале для репетиций в этот раз Галина увидела много новых лиц. Как правило, новички приходят, чтобы подготовиться и поучаствовать в каком-нибудь бале. Ближайший из них — бал "Карусель цветов", который Школа исторического танца "Олирна" устраивает 12 марта в Пушкинском театре ТЦ ДВФУ.

Маскарад

Маскарад. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Первые упражнения, которые она просит повторить — довольно просты. Это отдельные движения ногами или руками, которые, тем не менее, тоже требуют некоторой концентрации внимания. Вот все уже размялись и готовы приступать к главной части репетиции.

— Некоторых я вижу впервые, поэтому давайте на всякий случай спрошу. Всем ли знакома разница между вальсом в три "Па" и новым вальсом в три "Па"? — спросила Будникова. По удивленным лицам было видно, что в зале действительно много новичков, с историческими танцами не знакомых совершенно. — Тогда мы сейчас сделаем следующее: встанем лицом к зеркалу и пройдем несколько шагов того самого раннего вальса, с которого мы начинаем нашу программу изучения вальса.

Исторические танцы — это те, которые были реконструированы на основе мануалов. Об этом она рассказывает уже после репетиции. Есть немало дошедших до нас учебников, изданных как в Российской Империи, так и в Европе-Америке, есть люди, которые выискивают описания подлинных танцев, существовавших в XV-XVI, XVII-XIX века, ищут ноты, восстанавливают схемы, затем привозят их на фестиваль, где педагоги со всей страны могут из первых уст услышать о вновь найденных танцах.

1 из 4

— Для каждой страны были характерны свои танцы, так, например, Англия знаменита своими контрдансами, конечно. Затем, переплыв Ла-Манш, контрдансы хитрыми французами были преобразованы в кадрили. В России, например, танцевали мазурку, и нигде больше, кроме Польши, танцевать ее не брались. А поскольку музыка понравилась всем, в том числе и хитрым французам, они взяли ее и стали танцевать под нее новую модную польку, так родилась полька-мазурка, — проводит краткий экскурс в историю танца Галина.

Мазурка — Бальный танец XVIII-XIX веков, созданный на основе польских народных танцев: Мазур, Куявяк и Оберек. Музыкальный размер – ¾ или 3/8. Темп быстрый или умеренно быстрый, 50-60 тактов в минуту. Исполняется в паре, в энергичном и горделивом характере, с продвижением по кругу.

Как выяснилось, об этом и многом другом она в обязательном порядке рассказывает и тем, кто собирается на бал. Студия исторического танца "Олирна", по сути, занимается изучением истории, культуры XIX века через призму танцев.

Красота во всем

Красота во всем. Фото: Предоставлено школой исторического танца "Олирна"

— Научить танцам без погружения в историю — будь то политика или история моды, невозможно. Равно как нельзя учить танцы в отрыве от истории этикета, сословного воспитания и других особенностей того времени. Потому что все это — вплоть до кроя и длины юбок и ткани, из которой пошит костюм, влияет на танец. А крой и ткань зависят от моды и экономики, а те — от политики, — развивает мысль преподаватель. — Так что это нормально, когда люди приходят заниматься танцами и начинают разбираться в истории, хотя школа и вуз давно прошли.

"Полонез" ("polonaise") по-французски означает "польский". Это польский торжественный танец-шествие, произошел от народных массовых танцев – прогулок. Муз. размер 3/4. Получил известность еще в XVI веке как церемониальный придворный танец.

Нередко на бал ходят парами

Нередко на бал ходят парами. Фото: Предоставлено школой исторического танца "Олирна"

Однако на этой репетиции пока приходится заниматься хореографическими основами. С первого раза можно научиться выставлять правильно ногу или руку. Соединить пару элементов под счет – уже требует некоторой координации. А превратить все в вальсовый шаг, как показало занятие, правильно с первого раза не удается.

— Это нормально. Самое простое обычно оказывается самым сложным, — уверяет Галина. — Дело в том, что на балы хотят ходить очень многие. Однако, не все знают, что они вообще проводятся, и даже узнав о бале, люди не сразу понимают, что "А мы тоже можем". Именно поэтому мы стремимся и на репетициях, и на балы вводить танцы, которые гости могут освоить прямо сразу, придя впервые. При этом, конечно, отдельно мы разучиваем красивые сложные танцы, для исполнения которых приходится тратить много времени.

1 из 3

Марши, вальсы и некоторые контрдансы можно прийти и выучить даже за одно занятие. А вот мазурку или кадрили – тут придется попотеть. Надо учить технику, схемы, характер танца, понимать, что и о чем вы танцуете. В этот раз на репетицию пришло относительно много народу. Оказалось, что все из-за будущего бала. Люди услышали и пришли готовиться.

Контрданс — одна из форм первоначально английского и, впоследствии, французского народного танца и музыки к нему. В контрдансе пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах. Вначале состоял из одной фигуры, затем из чередования пяти или шести различных танцевальных фигур. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8.

Однако чтобы принять участие в бале одного только умения танцевать будет мало. Для каждого такого мероприятия установлен дресс-код. Женщины и мужчины обязаны облачиться в соответствующие времени наряды. Где же их взять?

— Важным направлением нашей работы является Костюмерная "Дамский салон". Мы шьём, заказываем, покупаем и привозим исторические костюмы, чтобы в нашем городе было больше возможностей для желающих приобщиться к культуре, почувствовать себя частью прошлого. Мы считаем, что через сохранение традиций — танцевальных и культурных — мы способствуем воспитанию в людях хороших манер, вежливого отношения друг другу, к дамам, умения следить за своим поведением и речью, — уточняет Будникова.

Дама и кавалер

Дама и кавалер. Фото: Предоставлено школой исторического танца "Олирна". Автор: Александр Трофимчук.

Вот, например, основная тема будущего бала, это цветы. Поэтому прически и платья должны быть обильно украшены цветами. Это дресс-код бала, наряду с платьями середины XIX века, когда, по описаниям в модных журналах того времени, дама напоминала цветок. Кавалерам нужна бутоньерка в петлицу, для дам — возможна бутоньерка на руку.

— По программе мы танцуем исторические танцы XIX века, именно те, которые были любимы в бальных залах Российской империи. Это и мазурка, которую, по свидетельствам европейцев, никто не танцевал лучше, чем русские и поляки, это и полька — самый головокружительный танец в 1830-е — 40-е года, это и знаменитая кадриль "Парижские вариации", которая была в моде благодаря своему необычайному разнообразию техник. И, конечно, король любого бала, без которого не обходилась ни одна программа бала середины века – вальс, — рассказывает руководитель "Олирны".

Вальс (фр. valse) — общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

1 из 2

Несмотря на отчаянные попытки пришедших на свою первую репетицию кавалеров и дам, почти никому не удалось правильно и точно с первого раза исполнить вальс, отдельные элементы которого они учили с начала занятия. Однако никакого разочарования на их лицах не наблюдалось. Танцы, как спорт или любое другое дело, требуют регулярной практики. Все это понимают.

И все же исторические танцы, с точки зрения нагрузок и технической сложности, можно назвать "облегченной версией спортивных".

— Классический балет или спортивно-бальные танцы — мечта многих. Однако, в этой сфере есть множество препятствий для тех, кто хочет приобщиться к красоте: спортивная направленность, жесткая конкуренция, необходимость долгих и упорных тренировок, желательно с детства — чтобы иметь возможность реализации, талант, педагог и многое другое. Исторические танцы в этом смысле куда проще и подходят для более широкого круга. У нас упор идёт на социализацию, отсутствие конкуренции, вежливое и внимательное отношение друг другу. То есть мечты о танцах можно исполнять куда проще, чаще и без последствий для психики. Балы проходят многократно. Платья можно менять часто (девочки о балете и СБТ чаще всего мечтают, потому что: "Это красиво"), реализация и востребованность есть просто потому, что вы кавалер или дама. Музыка — классическая, и в этом основное наше отличие от национальных танцев. Равно и как следующая особенность: национальные танцы — это 90% — народные танцы. Мы занимаемся бальной культурой дворянского сословия. Смысл в том, что в бальной зале и в деревне на полях исполнялись разные танцы, под разную музыку, с разными манерами в разных костюмах.

Бал в Пушкинском театре

Бал в Пушкинском театре. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

До самого бала еще есть время, но каждая репетиция на счету. Чтобы новичку подойти к мероприятию во всеоружии, пропускать нельзя. Как минимум два раза в неделю они приходят в "Олирну", а дальше, если уж очень понравится, может быть и продолжат свое погружение в историю через танец.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Год культуры завершается в Приморье лермонтовским балом

Мазурку и венский вальс станцевали кадеты и их дамы на балу во Владивостоке

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia