История Владивостока как форпоста России на Тихом океане развивалась очень стремительно. Всего 11 лет потребовалось ему, чтобы пройти путь от военного поста, основанного на берегу бухты Золотой Рог до утверждения главным военным портом России на Тихом океане. В 151-ю годовщину с момента подписания генерал-адмиралом Великим князем Константином Николаевичем соответствующего приказа ИА PrimaMedia вспоминает, что предшествовало этому знаковому решению и во что оно вылилось.
"Отсюда и владеть Востоком!"
18 июня 1859 года пароходо-корвет "Америка", где держал флаг генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, вошел в незнакомую бухту у недавно перешедшего под контроль России побережья Южно-Уссурийского края. По данным историков, удобная бухта настолько поразила графа Муравьева-Амурского, что он воскликнул: "Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!".
Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Фото: портал "Старый Владивосток"
Слова генерал-губернатора Восточной Сибири оказались пророческими — уже 2 июля (20 июня по старому стилю) следующего 1860 года на берегах Золотого Рога был основан военный пост Владивосток — будущий форпост страны на Тихом океане. Торговый, дипломатический и военный. Но обо всем по порядку.
Уже на следующий год после основания поста Владивосток был объявлен портом, и здесь было введено порто-франко (право беспошлинной торговли заграничными товарами), что способствовало развитию торговли. Значение Владивостока как торгового порта было быстро оценено иностранцами, которые быстро наладили здесь торговлю. Развивался и военный пост, но не теми темпами, какими хотелось российскому правительству.
Владивосток в 1862 году. Фото: портал "Старый Владивосток"
К 1868 году в городе проживало около 500 военных и гражданских человек. Вдоль северного берега бухты Золотой Рог на одну версту вытянулись офицерский флигель, солдатские казармы (линейные и артиллерийские), механическое заведение для ремонта судов, различные склады, около 50 казенных и частных домов и около 20 китайских фанз. Согласитесь, не слишком масштабно для главного тихоокеанского порта.
Английская угроза
Ускорить эти процессы правительство империи заставляла военно-политическая обстановка, царившая тогда в мире. Удивительно, но опасность в те годы исходила не столько от азиатских соседей Приморья, сколько от европейских держав.
В начале 1870-х годов обострились русско-британские отношения, что создавало угрозу потери недавно приобретенных Россией территорий, а, следовательно, требовало создания нового мощного военного порта в Южно-Уссурийском крае. Этот порт должен был стать новым местом базирования Сибирской флотилии, на которую была возложена обязанность оберегать побережье Приморья от возможного нападения англичан. Обеспечить такую защиту, находясь в тогдашнем главном военном порте Николаевске-на-Амуре, флотилии было значительно труднее, чем если бы она базировалась в заливе Петра Великого.
План порта Владивосток 1865-1866 годы. Фото: портал "Старый Владивосток"
В качестве места расположения нового главного военного порта на равных рассматривались два варианта — Владивосток и Посьет.
Споры о том, какой из гаваней отдать предпочтение, не утихали на протяжении нескольких лет.
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, министр финансов М.Х.Рейтерн на заседании Особого совещания по делам Приамурского края в феврале 1869 года предложил отправить на Дальний Восток межведомственную комиссию.
31 марта император Александр II одобрил эту мысль, назначив главой комиссии генерал-адъютанта И.Г.Сколкова. Летом 1869 года члены комиссии выехали к месту работы, а осенью вернулись в Петербург и приступили к составлению отчета.
Касаясь военного порта, комиссия высказалась в пользу его перевода из Николаевска-на-Амуре, указав, что тот доступен лишь для судов с осадкой менее 13 футов (4 метра), открыт для навигации всего пять месяцев, места, пригодные для якорной стоянки, отделены от берега реки широкой отмелью, фарватер весьма извилист и опасен при частых туманах и т. д.
Порт Николаевск-на-Амуре в 1850-х годах. Фото: портал "Старый Владивосток"
Сравнивая качества Владивостока и Посьета, члены комиссии подчеркивали отсутствие в последнем леса, что значительно затрудняло строительные работы. Не в пользу Посьета говорил острый недостаток пресной воды, быстро истощившиеся залежи плохого угля, довольно продолжительное, как выяснилось — на три месяца, замерзание, а в случае войны еще и близость к границе.
Владивосток же казался более удобным во всех отношениях, включая и меньшее на 150 верст расстояние до плодородной Ханкайской равнины, тогда сравнительно быстро заселявшейся и обещавшей решить продовольственную проблему.
Комиссия И. Г. Сколкова воздержалась от прямых рекомендаций, но согласно приводимым ею сведениям достоинства Владивостока явно перевешивали.
Уже 9 февраля 1870 года, отвечая на запрос И.Г.Сколкова, тогдашний Морской министр России, адмирал Н.К. Краббе писал о избрании Владивостока как состоявшемся факте.
Выбор сделан
В начале 1871 года все сомнения были отринуты и выбор сделан — Владивосток.
10 февраля 1871 года решение о переводе главного военного порта из Николаевска во Владивосток принимает правительство. 16 и 22 февраля это решение утверждает российский император и, наконец, 25 февраля публикуется приказ № 21 за подписью генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича по Морскому министерству "О реорганизации управления флотом и портами Тихого океана и о перенесении главного порта из Николаевска-на-Амуре во Владивосток".
"Государь император 16 и 22 сего февраля высочайше повелеть соизволил:
1. Морскую часть в портах Восточного океана, изъяв из ведения генерал-губернатора Восточной Сибири, образовать на общих основаниях, изложенных в Положении об управлении морским ведомством, высочайше утвержденном 18 июня 1867 г.
2. Командиру Сибирской флотилии и портов Восточного океана присвоить звание главного командира портов Восточного океана.
3. Главный порт с морскими учреждениями перенести из Николаевска во Владивосток (1).
О таком высочайшем повелении объявляю к исполнению по морскому ведомству", — гласит документ, хранящийся в Центральном государственном архиве ВМФ в Москве.
Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич. Фото: из открытых источников
Владивосток официально стал главным военным портом России на Тихом океане. Но пока — только на бумаге.
Перенос порта
Конечно, такое масштабное мероприятие, как перенос порта, требовало не только огромных усилий, но и централизованного финансирования, и оно незамедлительно поступило. В 1871 году на это было выделено из сумм Морского ведомства 100 тысяч рублей и такая же сумма — в 1872 году.
В 1873 году сумма удвоилась, в 1874-м достигла цифры 415,5 тысяч рублей.
В последующий период — до 1880 года включительно — эти затраты составляли 135-139 тысяч рублей ежегодно. Трудно сопоставить эти цифры с нынешними, но понятно, что вложения во Владивосток были весьма немалыми. Началось интенсивное строительство буквально всего, необходимого в первую очередь для военных нужд.
Заселение города ускорилось: с запада страны сюда ехал и военный, и гражданский люд.
Заготовка строевого леса и возведение необходимых портовых сооружений потребовали годовой напряженной работы. По ее завершении, в июле 1872 года на новое место базирования из Николаевска сначала перебрался бывший Амурский экипаж, переименованный в Сибирский, а вместе с ним и управление первого главного командира, контр-адмирала А. Е. Кроуна.
Контр-адмирал Александр Егорович Кроун. Фото: портал "Старый Владивосток"
Новая база Сибирской флотилии была оборудована очень скромно и это объяснялось дефицитом производственных мощностей.
В мастерских Владивостокского порта тогда стояла 20-сильная паровая машина, приводившая в движение токарный, сверлильный и строгальный станки, ее дополняла 12-сильная американская "пильная машина" с принадлежностями.
Большая часть станков, вывезенных из Николаевска, за недостатком места в мастерских не устанавливалась и многие годы пролежала в ящиках на портовых задворках.
Непросто было и со снабжением — Золотой Рог все же замерзал на несколько месяцев, были проблемы с пресной водой и свежей провизией, так как медленно возраставшее крестьянское население края едва обеспечивало собственное пропитание, отчего казенные учреждения приходилось снабжать морем из европейских губерний России.
Тихоокеанский форпост России
Перебазирование управления главного командира портов Восточного океана и Сибирской военной флотилии вместе с госпиталем, мастерскими и корабельным составом из Николаевска-на-Амуре во Владивосток было завершено только к концу 1872 года.
Новый 1873 год Владивосток полноценно встречал как главный тихоокеанский военный порт России.
Бухта Золотой Рог стала родной гаванью для 20 кораблей и судов Сибирской флотилии.
Прописку во владивостокском порту получили корабли: клипер "Абрек", транспорты "Маньчжур" и "Японец", шхуны "Восток", "Алеут", "Форватер", "Ермак", "Тунгус", канонерские лодки "Морж", "Соболь", "Горностай", "Нерпа", пароходы "Америка", "Амур", "Суйфун", а также около 10 баркасов, барж и ботов.
Владивосток в 1875 году. Фото: портал "Старый Владивосток"
Это решение дало ощутимый импульс развитию города: значительно расширилось строительство административных и жилых зданий, стала зарождаться промышленность, интенсивно пошла в гору торговля.
В порту царит оживление: военный люд начинает обустраивать свой быт, на заработки потянулись новые партии китайцев и корейцев. Потирают руки иностранные купцы и торговцы.
В 1875 году Владивосток переводится на городовое положение. К этому времени были закончены работы по прокладке подводного международного телеграфа, соединившего Владивосток с Нагасаки и Шанхаем. В 1880 году Владивосток был объявлен городом и в нем было образовано особое Владивостокское военное губернаторство, включавшее полуостров Муравьева-Амурского. А через 8 лет, в 1888 году, Владивосток стал административным центром Приморской области.
С 1880 года установилась морская транспортная связь Владивостока с Камчаткой, Сахалином и Охотском. В 1880 году пароход "Россия" доставил из Кронштадта 1 тысячу солдат, что значительно укрепило военный потенциал города. Окончательно укрепилось положение Владивостока после окончания строительства Великой Сибирской железнодорожной магистрали, связавшей его с центральными районами России.
Корабли Сибирской флотилии в бухте Золотой Рог. Фото: портал "Старый Владивосток"
Три последующих крупных войны, в которых участвовала Россия, окончательно утвердили Владивосток как главный военный форпост страны на Тихом океане.
В годы Русско-Японской войны отдельный Владивостокский отряд крейсеров совершал бесподобные рейдерские вылазки, оттягивая на себя часть японской эскадры, осадившей оборонявшийся Порт-Артур.
Улица Светланская в 1910 годы. Слева — дом командира порта, справа — штаб Сибирской флотилии. Фото: портал "Старый Владивосток"
В годы Первой мировой Владивосток — оплот и главная база страны на Дальнем Востоке.
В годы Второй мировой наряду с Мурманском — главный порт страны, через который огромными объемами переваливались "лендлизные" грузы от союзников — проводольствие, оружие и техника. Он стал настоящим портом-крепостью, заслонившим Советский Союз от могучего флота Японии, союзницы гитлеровской Германии.
В послевоенные годы Владивосток, как крупнейшая военно-морская база, был одним из сдерживающих факторов во время войны на корейском полуострове 1950-1953 годах. Моряки Владивостока принимали участие в "огненных" рейсах во Вьетнам, доставляя в годы американской агрессии тысячи тонн различных гуманитарных грузов в порты республики, борющейся за независимость.
155-летняя история Владивостока — это, по большей части, его военная история, неразрывно связанная с героической летописью Тихоокеанского флота, главной базой которого он является и поныне.
В 2010 году, в годовщину своего 150-летия, Владивосток получил долгожданную благодарность от страны, которой на протяжении всего своего существования служил верой и правдой. За вклад города и его жителей в укрепление восточных рубежей России указом Президента Российской Федерации № 1333 от 4 ноября 2010 года городу было присвоено почетное звание "Город воинской славы".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Героическая оборона Порт-Артура открыла миру имя Романа Кондратенко
День памяти погибших в Первой мировой войне: эхо "мировой бойни" в Приморье
Тихоокеанской России — 155 лет: де-юре Приморье стало воротами в АТР 2 ноября 1860 года