Дарья Червова. Горечь утраты навсегда останется в сердцах тех, кто видел в апреле 1974-ого тянущиеся под женские крики и детский плач через весь Владивосток колонны грузовиков с гробами. Сегодня, 22 марта, исполняется 45 лет со дня ужасной трагедии в Японском море, когда в результате кораблекрушения погиб весь экипаж теплохода "Тикси". Трагедия в один момент унесла жизни 45 мужчин и женщин, молодых и полных сил (средний возраст — 30 лет). В районе крушения спасатели нашли только 14 тел, сильно поврежденных акулами, поэтому большинство гробов на траурной церемонии во Владивостоке были пустыми. Редакция ИА PrimaMedia отдает дань памяти погибшим и скорбит вместе с их родными и близкими.
Очередной фрахт – работа не ждет
Теплоход "Тикси" — один из самых больших сухогрузных судов Дальневосточного морского пароходства в те годы — вышел из порта Владивосток 11 февраля 1974 года и взял курс на Японию. Здесь на борт было принято 185 грузовых автомобилей для транспортировки в Австралию. Пока судно совершало переход, "Совфрахт" оперативно искал следующий фрахт для "Тикси" у берегов точки назначения.
Справка: На "Тикси" перевозили навалочные грузы – руду, уголь, зерно. Такие суда работают не меньше 30 лет. Теплоход “Тикси” построен в Копенгагене (Дания) в 1960 году, длина — 157 метров, ширина — 19,5 метра, грузоподъемность – 13 050 тонн, экипаж — 45 человек из них 7 — женщины, район плавания — неограниченный, дальность плавания – 10 000 миль. Теплоход был в отличном техническом состоянии, последний ремонт с докованием прошел в Гонконге с июля по октябрь 1973 года.
В итоге "Тикси" получил новое задание – доставить из австралийского Фримантла в японский Хитачи партию тальковой руды. Погрузка 11 588 тонн длилась 4 дня, затем судно снялось с якоря и отправилось в порт на побережье острова Хонсю.
Экипаж теплохода Тикси. Фото: Исторический фонд ДВМП
Во Фримантле советских моряков встречали местные жители. Дети и взрослые общались с членами экипажа.
— Мой муж, дети и я были последними, кто видел экипаж т/х "Тикси", потерпевшего такое несчастье, — напишет позднее австралийка Ирена Кваша. — Мы встретились с ними во время их стоянки во Фримантле, они мне очень понравились, и я была счастлива встретить настоящих русских людей… Они были очень любезны и гостеприимны и оправдывали все, что я слышала или читала о советских людях, о теплоте их сердец.
Мы наблюдали за погрузкой талька в воскресенье вечером и, когда судно отошло от причала Фримантла, мы поехали на Северный вал к маяку. Моряки были еще на палубе, махали руками, и так как солнце уже зашло, мы на прощанье сигналили им передними фарами нашей машины.