Законопроект Палаты представителей США, обязующий американскую администрацию взять на контроль дальневосточные порты, "нарушает международные нормы" и "находится за гранью реальности". Такое мнение высказали опрошенные корр. PrimaMedia в Москве политологи.
Как рассказал директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев, США ввели в отношении Северной Кореи торгово-экономические ограничения и теперь хотят их выполнять.
— Однако Америке не хватает контроля за тремя российскими портами. Понятно, что в рамках международных норм права такой контроль невозможен. Американцы могут смотреть за работой портов только из космоса. Но, конечно, тогда доказать, что судно идет в Северную Корею и везет туда что-то запрещенное, они не смогут.
По словам Юрий Рогулева, законопроект Конгресса США является лишь политическим шагом, он должен организовать давления на Корею.
— Это обычная американская практика. Реализовать же все нормы законопроекта будет крайне трудно. Порты являются коммерческими структурами, у них есть акционеры, национальная принадлежность. Они находятся на территории суверенного государства. Поэтому вводить какие-то правила по досмотру судов на их территории американцы не могут, — считает эксперт.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов подчеркнул, что законопроект еще не является актом прямого нападения на Россию, но вынуждает ее на ответные действия.
— Документ ограничивает наш суверенитет. Наши корабли в соответствии с документами, регламентирующими свободу судоходства, могут плыть куда угодно. И останавливать их, а потом еще и досматривать нельзя, если, конечно, они не везут с собой большую партию наркотиков. Но это уже другая история, — сказал Коновалов.
Политолог выразил непонимание того, как можно реализовать законопроект.
— Начать досматривать все суда? Но что если они не будет останавливаться, не будут реагировать на какие-либо требования? Мы, конечно, не заинтересованы в том, чтобы Северная Корея создавала ракеты, начиненные ядерными боеголовками. Но мы и не хотим, чтобы наши порты блокировались, чтобы вводился запрет для иностранных судов без досмотра заходить в них, — считает президент ИСО.
По словам политолога, законопроект Палаты представителей США "вполне в стиле Трампа".
— Трамп плохо представляет себе, что такое международное право и какие последствия могут иметь те или иные шаги. Он пока только изучает предмет международных отношений и впереди его ждет много удивительных открытий.
Известный российский журналист, американовед Михаил Таратута подчеркнул, что нормы законопроекта Конгресса могла бы выполнить только американская разведка.
— Я не знаю, есть ли у разведки США возможность отслеживать, везутся ли какие-то запрещенные товары из российских портов в Северную Корею или нет. Но других возможностей по реализации законопроекта у Штатов нет, — сказал Таратура.
Он подчеркнул, что принятие законопроекта позволяет увидеть то отрицательное отношение к России, которое сложилось у Конгресса США.
— Республиканцы и демократы в Америке не могут договориться ни по одному вопросу, за исключением отношения к России. Тут у них всегда абсолютный консенсус. Они нам не доверяют и всегда ждут от нас враждебных действий. Именно это и является причиной принятия подобных инициатив, — считает журналист.
По его мнению, законопроект Палаты представителей США на работу портов на Дальнем Востоке никак не повлияет.
— Более того, я не думаю, что Россия относится к режиму в Северной Кореей с большой симпатией. Наша страна едва ли будет действовать в отношении введенных против этого режима санкций. Поэтому данный документ я считаю излишним, — заключил журналист.
Напомним, Палата представителей конгресса США приняла в четверг законопроект, предлагающий администрации США взять на особый контроль российские порты Владивостока, Находки и Ванино. По мнению авторов документа, это позволит проследить, как выполняются санкции против КНДР.
Если закон будет принят, то президент США будет обязан ежегодно в течение пяти лет предоставлять конгрессменам полный отчет о портах и аэропортах, задействованных при нарушении какими-либо странами санкций против Северной Кореи.