ДО ЗАКРЫТИЯ

Общество. 17 октября 2017, 15:50
Виктор Шалай на открытии Дальневосточной конференции региональных музеев. Фото: ИА PrimaMedia

Виктор Шалай: Главная задача музея – быть институтом памяти не выборочно, а комплексно

Директор музея им. Арсеньева о работе с краеведческим прошлым, современном подходе к музейному делу и восприятии исторического наследия

17 октября 2017, PrimaMedia. История каждого дальневосточника неотрывно связана с историей родного региона. Благодаря людям, которые будучи неравнодушными к своим корням исследовали Приморье, и музеям, бережно хранящим и накапливающим эти знания, можно полностью воссоздать картины из жизни родных мест и увидеть их совершенно в ином свете. О том, как сегодня идет работа с краеведческим прошлым, что отличает музейное дело современности и как владивостокцы воспринимают свое историческое наследие, читателям ИА PrimaMedia рассказал директор музея им. В. К. Арсеньева Виктор Шалай.

— Виктор Алексеевич, не так давно в крае прошла первая Дальневосточная конференция региональных музеев. Связанно ли то, что местом проведения такого масштабного культурного мероприятия стал именно музей Арсеньева со 145-летием великого исследователя, который собрал значительную часть коллекций для российских и зарубежных музеев?

— Да, конечно. Сначала мы хотели отметить эту значимую для всего краю дату в узком кругу, провести "Арсеньевские чтения" для своих. Но потом пришло осознание, что нужно "расширяться". Нужно для всех музейщиков страны устроить что-то глобальное, полезное и интересное. Мы приняли это решение всего за полтора месяца до конференции. А затем в короткие сроки успели продумать и организовать мероприятие. Естественно, "Арсеньевские чтения" также вошли в программу, наряду с другими масштабными экспозиционными и лекционными событиями.

— На конференции широкий резонанс получила тема "музейного" образования. Как вы считаете, нужны ли инновации и нововведения в обучении потенциальных сотрудников музейному делу или вполне достаточно консервативного подхода, проверенного десятилетиями?

— Разумеется, не смотря на то, что мы, сотрудники музея, работаем с прошлым, мы все равно должны двигаться вперед в сфере своей профессиональной деятельности. Должны искать новые способы подачи информации, новые подходы к меняющейся аудитории. Нужно не стесняться, не бояться говорить о деликатных, противоречивых страницах истории. Консервативный подход все так же хорош, но запросы общества меняются, меняются интересы. Для того чтобы залы музея были наполнены гостями, в них должно быть что-то такое, ради чего люди придут второй и третий раз. Мы должны быть всегда актуальны.

— А какие новшества в сфере обучения вы можете выделить? Какие из них появились вследствие запросов общества?

Мы постоянно работаем не только в направлении прошлого края, но и в направлении освещения истории народов, которые потеряли связь с Приморьем. Ведем переговоры с региональными музеями, создаем новые экспозиции. Отмечу в этом плане грандиозный проект "Коллекционируя Россию". Он направлен на импорт музейных коллекций из западных регионов России, которые рассказывают о культуре нашей страны, той ее части, которая старше Дальнего Востока. Таким образом мы открываем дальневосточникам историю части русской культуры, которая из-за территориальной удаленности сегодня для них почти недоступна.

— Изменилась сегодня аудитория, посещающая краеведческие музеи на регулярной основе? Может особо активизировалась молодежь, или поход в музей все больше входит в семейные традиции?

— Как и прежде особой популярностью музей пользуется у школьников. Дети приходят как в рамках расширения учебной программы, так и по собственной инициативе. Во вторую очередь музей популярен среди туристов. Экскурсии по его залам были и остаются лучшим способом познакомиться с краем, его историей, этнографией и культурой. Кроме того, конечно, нас навещают и местные жители. Рост посещаемости у нас стабильно растет. Это не может не радовать.

— В рамках Дальневосточной конференции эксперты уделили особое внимание обсуждению новых исследовательских технологий. Какие инновационные методы исследования развиваются сейчас в Приморье?

— Коренным образом традиционный подход к демонстрации важных событий не меняется. Остаются великие события, великие герои. Но сегодня эти страницы все чаще дополняются простыми очевидцами тех времен. Пусть сами они ничем особым не отличаются, но это люди, которые видели историю своими глазами. Люди, которые в ней жили. Благодаря их ощущениям и воспоминаниям общая картинка становиться красочней. Объемней и понятней для зрителя. Этим инструментом, я считаю, нужно активно пользоваться.

— Что касается работы с "трудным" историческим наследием, например — войнами, будут ли в работе над коллекциями и выставками ближайшего будущего использованы нестандартные подходы, озвученные в ходе конференции?

— На примере экспозиций Второй мировой войны — в основном музеи показывают ее через главных героев конфликта. Через ряд основных событий: ключевые бои, важные стратегические решения. Но сейчас мы начинаем смотреть на войну не только через призму глобального, но и глазами простых людей, живущих в то время. Когда зритель видит, что перед ним воспоминания рядового гражданина, такого же, как он сам, он гораздо глубже понимает тему, начинает по-особенному сопереживать. Этот феномен называется "эффектом соразмерности". Историей повседневной жизни.

— В работе с историческим военным прошлым, какую роль играют малые и удаленные населенные пункты Приморского края?

Там как раз таки мы и видим повседневную жизнь. Крупные города и центральные населенные пункты таят в себе великое множество масштабных событий. А небольшие села и деревушки отражают то, что осталось за кадром, но тоже было. И тоже имеет свой вклад в Великой победе. Там простые люди жили, работали, растили детей. Там тоже почти не было сторонних наблюдателей. Мужчины также уходили на фронт, многие населенные пункты затронул голод. Главная задача музея – быть институтом памяти, удерживать эту память, причем не выборочно, а комплексно. Так, чтобы через 10, 100 или 200 лет современники могли составить не только событийное, но и максимально полное впечатление о времени.

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia