С современными тюрьмами и следственными изоляторами у россиян, которые в них никогда не были, связано много стереотипов — от условий содержания до внутренних порядков. Во вторник, 31 октября, по всей стране работники этих учреждений отметили свой профессиональный праздник. В честь такого события журналистам ИА PrimaMedia открыли двери старейшего следственного изолятора Владивостока и показали, как на самом деле устроена жизнь осужденных и подследственных.
Справка: 31 октября 1963 года Коллегия министерства охраны общественного порядка РСФСР приняла решение о создании в Советском Союзе нового вида учреждений уголовно-исполнительной системы — следственных изоляторов. Эту дата в 2006 году учредили как День работников СИЗО и тюрем. Сегодня в состав ГУФСИН России по Приморскому краю входят четыре следственных изолятора — СИЗО-1 во Владивостоке, СИЗО-2 и СИЗО-3 в Уссурийске и СИЗО-4 в Спасске-Дальнем. В Большом Камне также есть помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ ИК-29).
Мало кто знает, что следственный изолятор №1 — старейший во Владивостоке. Еще в ноябре 1896 года городская Дума отвела под строительство тюрьмы земельный участок площадью 100 кв. метров на Николаевском проспекте, который был тогда окраиной. Торги на строительство учреждения для арестантов объявили лишь в 1901 году, лот получил купец Скидельский, завершить строительство планировали к 1 августа 1904 года. К назначенному сроку купец не уложился, однако начавшаяся русско-японская война заставила ускорить темпы строительства. В итоге объект приняли 23 января 1905 года.
Изначально тюремный комплекс состоял из здания следственной тюрьмы, срочной тюрьмы, пересыльной тюрьмы, больницы, хлебопекарни, бани, прачечной, административного дома и хозяйственно-административного двора. На каждого арестанта приходилось по "семь кубических саженей воздуха", канализации и водопровода не было, отопление было печное. И при этом хлеб, который пекли заключенные, считался вкуснейшим в городе. Котельная в тюрьме появилась лишь в 1950-е годы.
Количество "спецконтингента" тюрьмы, получившей со временем статус СИЗО, росло с каждым десятилетием, и к середине 1990-х достигло пяти тысяч человек. На фоне этого увеличилась заболеваемость содержащихся чесоткой, туберкулезом, кожно-венерологическими болезнями. Руководство изолятора предприняло меры по реорганизации медчасти, ввело новую пекарню, а в 2012 году склады реконструировали в режимный корпус, который отвечает европейским стандартам.
Сегодня СИЗО-1 состоит из четырех режимных корпусов, в сумме рассчитанных на 1261 человека. Содержатся в изоляторе подозреваемые, обвиняемые и даже осужденные к лишению свободы (в том числе пожизненно) граждане РФ, Китая, Южной Кореи и других государств, а каждый месяц через СИЗО проходит до 1600 человек. Из общего числа заключенных в следственном изоляторе содержатся порядка 80 женщин и 10 несовершеннолетних, подозреваемых в преступлениях, остальные — мужчины. Большинство попавших сюда граждан проходит по статье УК РФ 228.
Надзор за спецконтингентом и охрану учреждения ведут более 400 человек — дежурная служба, отделы режима и спецучета, отдел по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, психологическая лаборатория, бухгалтерия, отдел кадров и работы с личным составом, отдел хозяйственного обеспечения, медчасть, оперативный и организационно-аналитический отделы.
— Следственный изолятор №1 — самый "древний" во Владивостоке и самый "востребованный". Это большой живой организм, движение в котором не затихает в течение 24 часов в сутки, — рассказывает начальник пресс-службы ГУФСИН России по Приморскому краю Виктория Завьялова. — Сюда постоянно кого-то завозят, приходят адвокаты, следователи, родственники на свидания, проводятся работы по обеспечению охраны и безопасности, воспитательные работы. И сотрудники изолятора на этом небольшом пятачке в центре города стараются в максимально суженных условиях создать полное соответствие требованиям законодательства.
Попасть в СИЗО легко только если вас на время следствия определили под арест или же приговорили к лишению свободы. Всем остальным предстоит пройти серьезный контроль, а визит должен укладываться в установленные часы посещения. В качестве документа, удостоверяющего личность, принимается только паспорт. Водительское удостоверение, копия паспорта или электронный скан не котируются. Прежде чем вас впустят на территорию СИЗО, вы должны оставить на входе "запрещенку", включая мобильные телефоны, гарнитуру и флешки. Вес легальных "передачек" не ограничивают.
Дальше — просто (но только для "гражданских"), вас приведут в "комнату для свиданий", где можно будет пообщаться с тем, к кому вы пришли. Процедура же поступления тех, кого определили в СИЗО, многоуровневая и сложная.
Сперва осужденного или подследственного помещают в камеру временного содержания — там проводится обыск, беседа для определения психологического профиля человек, выясняется, по какой статье он проходит. Затем вновь прибывших помещают в камеру на "карантин", и такая изоляция нужна даже больше не в медицинских целях, а, снова же, чтобы определить — куда и к кому подселить человека.
Например, осужденного/подследственного по такой тяжкой статье как убийство, запрещено помещать вместе с вором или тем, кто попался на наркотиках. Не поселят вместе и преступников-рецидивистов вместе с бывшими сотрудниками правоохранительных органов во избежание конфликтов. Более того, их даже содержат в разных корпусах. Трехразовое питание осужденных и подследственных тоже происходит раздельно — первые, как постоянные "жители" СИЗО, посещают столовую, вторым еду разносят по камерам.
По словам врио начальника СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю Романа Безика, несмотря на большой возраст зданий изолятора, аварийными их все же назвать нельзя — в помещениях по необходимости проводят ремонт, в том числе косметический в камерах, медчасть закупает новое оборудование. Да и контролирующие органы — начиная от МЧС и заканчивая общественными организациями — содержания граждан в опасных для жизни условиях не допустили бы.
— Самой острой проблемой нашей долгие годы оставался перелимит, когда невольно нарушалась норма закона квадратного метра, положенного одному человеку. Два года назад мы ввели в строй корпус №4, где теперь содержатся женщины и несовершеннолетние, за счет чего в других корпусах освободились места. Так что перелимит мы побороли, и сейчас положенные законом 4 кв. метра на человека у нас соблюдаются. Да, процесс ремонта у нас бесконечный, но сейчас условия в изоляторе более-менее приведены в соответствие с законом, — говорит Безик.
Конечно, столетнему зданию требуется масштабная реставрация, но проводить ее нет смысла — до 2023 года СИЗО планируют перевезти на новое место. Историческое здание сами работники изолятора предлагают отдать под общественное использование и, например, сделать музеем.
Одна из причин, по которым мелкий ремонт нужен постоянно — не бережное отношение заключенных к казенному имуществу. А дисциплинарные взыскания, как показывает практика, особого воздействия на содержащихся в СИЗО не имеют.
— Когда человек прибывает в колонию, он знает: у него срок год, три года, пять лет, и понимает, что все это время ему придется находиться в этих условиях. Естественно, он будет относиться к имуществу колонии, как к своему. У нас же через изолятор за год проходит порядка 15 тысяч человек. Поступил человек на время следствия. Ну что ему стоит пнуть ту же дверь, свернуть кран, покорябать стену? Многие ведь верят в чудо — что они здесь ненадолго, что их оправдают, что они завтра освободятся, — поясняет начальник отдела по воспитательной работе СИЗО Оксана Кораблева.
Пожалуй, самые комфортные камеры СИЗО-1 отведены для женщин с детьми — так часто случается, что после поступления под стражу они рожают. Им в виде исключения разрешают пользоваться электрическими плитками для приготовления пищи и выдают предметы для ухода за детьми и собой. Есть в таких камерах детские кроватки и горячая вода, а еще понесших в СИЗО женщин не ограничивают во времени прогулок.
Вообще во всех камерах корпуса для женщин и несовершеннолетних есть отдельные туалеты, умывальники, холодильники и телевизоры. Непосредственно работу учреждения осуществляют те, кто осужден на отбывание срока в СИЗО — они работают поварами, сантехниками, электриками, на раздаче. Медпомощь, не требующую серьезного врачебного вмешательства, осужденные и подследственные могут получить в расположенной здесь медсанчасти. Возможность развиваться духовно и интеллектуально им дает функционирующая долгие годы библиотека. Предусмотрена для заключенных также возможность дистанционно получить образование, а с несовершеннолетними проводят очные уроки в учебном классе. Откровенно поговорить со всеми, кто находится в СИЗО, готовы психолог и даже священник.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Стало известно, кто погиб при пожаре в больнице ГУФСИН в Приморье