Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил о необходимости модернизации пограничных пунктов макрорегиона. Это позволит улучшить торгово-экономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и интенсифицировать международный туристический поток. Средств федерального бюджета, правда, на модернизацию не хватает – придется привлекать инвесторов. Нужна ли действительно Дальнему Востоку модернизация погранпереходов и чем можно заинтересовать потенциальных инвесторов – в материале "ФедералПресс", передает ИА PrimaMedia.
"Необходимы частные инвестиции"
О модернизации пограничной инфраструктуры Александр Галушка заявил в ходе брифинга по итогам работы министерства в Пекине в рамках встречи глав правительств России и Китая.
"Один из вопросов, который мы планируем в ближайшее время рассмотреть на правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, связан с модернизацией и развитием всей системы пунктов пропуска макрорегиона. Абсолютно очевидно, что пограничной инфраструктуре нужна модернизация. Но только бюджетных средств недостаточно, необходимо привлекать частные инвестиции.
Сейчас мы завершаем подготовку финансовой модели, как это сделать за счет привлечения частных инвесторов.
На заседании правительственной комиссии мы планируем представить эту модель взаимодействия государства и частного бизнеса председателю правительства России, чтобы получить его позицию", – сообщил министр.
Как рассказали в пресс-службе Минвостокразвития, определенные договоренности с китайской стороной есть. Они касаются развития транспортных коридоров. Один из проектов предусматривает строительство объектов инфраструктруы для организации транзита грузов из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь в порты Приморья.
Сейчас идет строительство железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян, который планируют запустить в первом полугодии следующего года. Еще один мост – автомобильный – свяжет Благовещенск и Хэйхэ. Его сдадут в 2019 году.
Сами же пограничные переходы, по мнению многих экспертов, находятся в откровенно ужасном состоянии и в модернизации остро нуждаются довольно давно. Однако отдавать их в частные руки – дело рисковое...
"Никому не выгодно обновлять переходы"
По мнению руководителя института подготовки кадров высшей квалификации, доктора экономических наук, Александра Латкина, модернизация пограничных пунктов – процесс сложный и требует серьезного подхода.
"Это тяжелая для всего Дальнего Востока проблема. На заре рыночных реформ погранпереходы отдали в частные руки. И эксплуатировали их так, как умели, практически до сих пор. Хотя в том же соседнем Китае уже абсолютно другой уровень, другая организация... Мы с группой ученых в 2016 году проводили экспедицию по пограничным пунктам от Краскино до Благовещенска. Картина, конечно, ужасающая. Есть муниципалитеты, которые своими силами пытаются что-то делать. Это Бикин, например", – рассказал в беседе с корреспондентом "ФедералПресс" Александр Латкин.
Сейчас же сложилась уникальная ситуация, отмечает экономист.
Государство у частников забрало в аренду пункты контроля, которые само же в начале "девяностых" им практически отдало на откуп.
"В итоге частники получают сравнительно небольшие деньги за аренду. А государство не считает своей собственностью эти пункты. То есть хозяина по большому счету и нет вовсе. Ни те, ни другие не заинтересованы в улучшении, поскольку не видят прямой выгоды. Два года назад был принят закон о свободном порте Владивосток. Он как раз предполагает автоматически модернизацию пограничной инфраструктуры. Главное — не повторить ошибки двадцатилетней давности. Средства нужны огромные на модернизацию, поэтому обратятся к инвесторам. Инвесторы согласятся вкладывать при условии, что они сами будут определять правила игры. Стоимость переходов может начать варьироваться, и все вновь скатится в беззаконие", – считает эксперт.
По словам Александра Латкина, выход есть – это государственно-частное партнерство. Но продуманное до мелочей.
"Нельзя бизнес срастить с таможней"
Заместитель председателя комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморья Алексей Козицкий мнение экономиста о том, что спасти может ГЧП, разделяет.
"Модернизация пограничной инфраструктуры нам необходима – это факт. Как и многие приморцы, я часто бываю в Китае. Бьет в глаза огромная разница между российской и китайскими сторонами. Мы значительно проигрываем по обустройству пунктов пропуска: элементарно нет теплых туалетов, кондиционеров. Многочасовые очереди на автобус на нашей стороне... А ведь первое впечатление о стране у приезжих складывается именно на погранпереходах. Наши потенциальные инвесторы видят то же самое, что и туристы. Многое делается в последние пять лет, региональная администрация принимает меры для роста китайских туристов. Но погранпереходы надо срочно менять", – отметил в беседе с "ФедералПресс" краевой парламентарий.
Алексей Козицкий подчеркивает: схемы ГЧП успешно реализуются в Китае, в России же есть множество рисков, которые необходимо предусмотреть заранее.
"Мы помним, как это было в "девяностые" на Дальнем Востоке. Тогда границу практически отдали авторитетным бизнесменам, многие из которых сейчас в "местах, не установленных следствием". В России всегда есть опасность, что частный бизнес, желающий вложиться в модернизацию, может потом приватизировать объект себе. Ни в коем случае нельзя допустить сращивания бизнеса с таможенными органами. Иначе ни о каком развитии речи уже идти не будет", – заявил депутат.
"Совершенствовать необходимо и организацию пропуска"
Академик РАН, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, экономико-географ Петр Бакланов подчеркивает: погранпереходы – лицо России. Лицо пока довольно страшное.
"Большей частью у нас устаревшие погранпереходы. Китай заботится о своем имидже, и они постоянно улучшают свои пункты пропуска. Мы же пока много говорим об инвестиционном климате, но улучшать его с такими погранпереходами... Совершенствовать надо не только сами пункты, но и организацию пропуска. На российской стороне может запросто быть 4-5 досмотров – это нам досталось в наследие с советских времен. Саму эту систему надо менять, менять инструкции таможенников", – отметил академик.
По мнению Петра Бакланова, модернизацией вполне можно заняться и без привлечения средств частных инвесторов.
Ученый напоминает: таможенные сборы – это огромные суммы денег.
"На Дальнем Востоке, если мне не изменяет память, оборот около 35 млрд долларов. И из них около 10 млрд – это только таможенные сборы. Они уходят в федеральную казну. Считаю, что с этих средств вполне можно было бы заняться модернизацией пограничной инфраструктуры. Ведь через Дальний Восток идут товары со всей России в Азию, а из Азии – во все регионы нашей страны", – заявил Петр Бакланов.
"Инвестиции должны быть сопутствующими"
Депутат Сахалинской областной думы Александр Ивашов убежден: если Дальний Восток позиционируется как туристический макрорегион, то и погранпереходы, пункты пропуска и порты должны быть соответствующими.
"Надо отметить, что для развития туризма действительно сделано многое. На Сахалин и Курилы туристический поток постоянно растет. Многие едут из Японии. Благоприятно повлияло решение правительства о том, что пассажиры круизных судов могут находиться трое суток на острове без визы. Через порт Корсаков, например, в 2015 году прошло 10,5 тысячи туристов, в 2016 – уже 16 тысяч, а в этом году мы ожидаем 19 тысяч человек. При этом мы понимаем, что мощностей недостаточно, не хватает оснащения. Пограничники стараются нивелировать неудобства, но не всегда это получается. Необходимо заниматься портовой инфраструктурой, уделять внимание внедрению современных технических средств контроля. Все это ускорит процессы перехода границы и позволит увеличить доходы в туристическом кластере", – считает депутат.
По мнению Ивашова, однозначно стоит привлекать иностранных инвесторов для модернизации пограничных переходов. При этом выгода для них должна быть сопутствующая.
"Это общепринятая мировая практика. Сами погранпереходы не могут быть самостоятельной экономической целью или отдельным бизнесом. Надо привлекать инвесторов, которые заинтересованы, например, в упрощении логистики для своих грузов, в увеличении грузооборота, в облегчении прохождения контроля для туристов. Уверен, что такие инвесторы есть", – заявил Александр Ивашов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Китайская таможня начнет войну с "помогайками" из Приморья
Александр Галушка: Нужен настоящий разговор о настоящем
Развитие МТК должно быть синхронизировано с развитием пунктов пропуска – глава Приморья