Воскресное происшествие во владивостокской бухте Улисс, в которой базируются корабли и подводные лодки Тихоокеанского флота, переполошило не только горожан: увидев густой черный дым, валивший от военного причала, многие подумали, что загорелась одна из дизельных подлодок. Военные отреагировали быстро, официально заверив, что в Улиссе проходят учения по тушению огня. Однако не все верят, что пожар возле подводной лодки действительно был "плановым и контролируемым", сообщает ИА PrimaMedia.
Со стороны "учения" выглядели так, словно вокруг лодки разлилось топливо, которое воспламенилось, давая густой черный дым, видимый издалека. Однако, как объяснил корреспонденту ИА PrimaMedia начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту Николай Воскресенский, лодки вообще были ни при чем.
"Учения проводились на пирсе, а не на лодке, — пояснил сотрудник флотской пресс-службы. — И с тушением военнослужащие справились буквально за 3 минуты, а через 6 минут уже и полностью убрали со льда следы горения. В 16.10 начали, к 16.16 закончили. Конечно, кому-то мог померещиться настоящий Армагеддон из-за дыма, но на самом деле всё происходило на открытой территории, с соблюдением всех мер безопасности и закончилось очень быстро. Ну а что учения проходили в воскресенье — так на то и отработка внезапности тревоги".
По словам капитана первого ранга в отставке Валентина Труханенко, во время его службы 30 лет назад масштабные учения подводников могли продолжаться более двух недель, и понятия выходных в этот период не было. Однако по-настоящему лодку не поджигали, имитацию пожара производили с использованием дымовых шашек.
Другой собеседник агентства, Валерий Королюк, прослуживший 11 лет начальником медицинской службы дизель-электрических подводных лодок и 7 лет работавший в газете ТОФ "Боевая вахта", рассказал:
"В принципе, учения должны проводиться вне зависимости от дня недели или времени года. Но пожарные учения на любом корабле всегда осуществляются "условно", без фактических огня и дыма. Моряки, тем более подводники, слишком трепетно относятся к этому вопросу, ведь предсказать и угадать поведение живого огня просто невозможно. Я знаю это на собственной шкуре и не советую вам проверять. Лично спасал людей при двух таких пожарах — в первом случае наша лодка выгорела практически полностью, стоя у пирса — большекаменцы потом прилепили ей прозвище "окурок", во втором — пожар случился в море, на глубине 100 метров, к счастью — всего за три минуты до объявления учебной пожарной тревоги, так что личный состав в отсеке был к нему как раз подготовлен".
По мнению Валерия Королюка, в случае с воскресным пожаром речь идет о банальном разливе топлива.
"Вот только как и зачем произошел его поджог — затрудняюсь себе представить что-либо, кроме пресловутого "человеческого фактора": нелепой случайности, глупости или инфантилизма," — поделился мнением бывший военврач.
Накануне вечером агентство РБК выяснило через собственный источник в министерстве обороны, что во время учений в верхней части рубки субмарины упала искра или петарда, вызвав возгорание. При тушении люди серьезно не пострадали, хотя один из матросов "чуть надышался" дымом, сообщил источник РБК.