Приморские ученые обследовали бухту Золотой Рог и пришли к выводу, что ее экосистема еще не погибла. Во многом она продолжает жить благодаря морским организмам. Специалисты обнаружили на дне затонувшие суда, бочки, катушки от кабелей и канаты – со временем природа превратила их в искусственные рифы с водорослями и моллюсками, которые очищают море. Присутствие трепанга в некоторых участках бухты, заходящие стаи рыб и киты, как считают ученые, говорят об их эффективности и дают надежду на то, что природа может сама справиться с загрязнениями.
О том, кто именно обитает на дне Золотого Рога и почему от затонувших судов больше пользы, чем вреда ИА PrimaMedia рассказал главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, доктор биологических наук Владимир Раков, который вместе с исследовательской группой занимался изучением бухты.
Владимир Раков. Фото: РИА PrimaMedia
Как изменился Золотой Рог
Сегодня трудно себе представить, что еще чуть более ста лет назад бухта Золотой Рог выглядела совсем иначе – можно было побродить по ее бережку, собирая ракушки, летом позагорать на ее песчаных и галечных пляжах, искупаться в ее чистых водах (были и купальни), поплавать на весельных шлюпках и яхтах (была водно-спортивная станция), а зимой покататься на коньках (устраивался каток с прокатом коньков). Круглый год можно было ловить в ней рыбу, моллюсков, креветок и трепангов, а когда осенью в реку Объяснения шла на нерест кета, то и ее ловили даже сетями. Если посмотреть на карты конца XIX в., то в бухте Золотой Рог были мысы Трепанговый, Шримсовой и другие, названия которых говорит само за себя.
Однако сто лет назад началось активное строительство причалов за счет отсыпок мелководий бухты. Сегодня площадь бухты уменьшилась на одну пятую часть от первоначальной площади, исчезли все пляжи и мелководья, увеличилась средняя глубина, которая возле причалов достигает 12-15 метров. Ее дно теперь состоит, в основном, из дурно пахнущего сероводородом жидкого ила, сильно загрязненного нефтепродуктами и разнообразными затонувшими предметами – от старой обуви, бутылок и банок до больших бочек, резиновых кранцев, катушек кабелей и даже затонувших судов (катера, баржи, плашкоуты).
мазутное пятно в бухте Золотой Рог. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Затонувшие суда, которые превращаются в рифы
затонувший прямо у причала 4 мая 1982 г. плавзавод "Александр Обухов". Фото: Водолаз Виктор Володько
Самое знаменитое кораблекрушение с многочисленными жертвами в бухте Золотом Роге — это затонувший прямо у причала 4 мая 1982 г. плавзавод "Александр Обухов", который почти через год подняли. Подобные происшествия с судами меньшего размера происходили довольно часто, особенно вблизи причалов "Дальзавода", где они простаивали, годами в ожидая ремонта. Иногда их обследовали водолазы, они крепили к затонувшим судам понтоны и поднимали их на поверхность. Смотрелись они неприглядно, так как за несколько лет успевали обрасти водорослями, колониями моллюсков и морских желудей (балянусов), то есть превратиться в искусственные рифы.
Более мелкие затонувшие суда (катера, баржи, плашкоуты), а также многочисленные бочки, резиновые кранцы, катушки от кабелей, канаты и многое другое, попавшее на дно бухты, никто не поднимал, тем более если они не мешали судоходству. Весь этот мусор, как правило, сильно обрастал различными видами водорослей и прикрепленных животных, среди которых можно увидеть и раков-отшельников, и рыб.
Наибольшую численность среди обрастателей затонувших в бухте Золотой Рог различных объектов составляют разнообразные виды водорослей, гидроидные полипы и актинии. Особенно много среди них крупных ярко-красных асцидий – гладких и бугорчатых, а также более мелких асцидий грязно-серого цвета – стиеллы булавовидной. Некоторые затонувшие объекты, а также причальные стенки бухты Золотой Рог покрыты сплошным ковром из колоний разнообразных двустворчатых моллюсков – мидий, устриц, арок и других видов, среди которых можно увидеть и мелких крабиков, и даже трепанга.
Кто живет на дне морском
Как известно, еще в XIX веке бухту Золотой Рог китайцы называли "Хай-шень-вей", что переводится на русский язык как "бухта трепанга", и в настоящее время этот вид также изредка встречается как на затонувших объектах, так и на небольших участках дна у входа в бухту. Конечно на больших глубинах и сильно загрязненных илистых участках дна трепанга нет. Однако его присутствие, и изредка находимые в бухте гребешки, а также заходящие в бухту стаи рыб, и даже заплывающая пятнистая нерпа – ларга и кит Минке — говорят о том, что экосистема бухты Золотой Рог еще не погибла и есть надежда на то, что она может и сама справиться с рядом загрязнений.
Трепанг встречается на затонувших объектах и на небольших участках у входа в бухту. Фото: Водолаз Виктор Володько
В толще воды в теплое время года можно увидеть многочисленных медуз, которые потребляют в пищу не только мелкий планктон, но и способны утилизировать растворенную органику. Основную же работу по биологической очистке воды в бухте берут на себя мелкие организмы фито— и зоопланктона (веслоногие и ветвистоусые рачки, коловратки и др.), которые есть в каждой капле воды. На дне и возле причалов вода очищается многочисленными организмами, фильтрующими воду – мидиями, устрицами, усоногими рачками, асцидиями, актиниями, которыми обрастают затонувшие объекты, превратившиеся в искусственные рифы. Поэтому, не все из них следует относить к загрязнителям бухты, поднимать их и отправлять на утилизацию. Как известно, железные или металлические корпуса затонувших судов, бочки и другое, довольно быстро ржавеют и через десятки лет превращаются в труху не без помощи морских организмов.
В толще воды в теплое время года можно видеть многочисленных медуз. Фото: Водолаз Виктор Володько
И если мы хотим, чтобы вода в бухте Золотой Рог была чище, нужно ее просто не загрязнять сточными водами, нефтепродуктами, мусором и другими чуждыми природе предметами. Ведь известна поговорка: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят"!
Автор всех приведенных фотографий – профессиональный водолаз Виктор Володько, участник подъема затонувших судов в бухте Золотой Рог. К глубокому сожалению автора материала, в прошлом году он погиб.
Автор фото – профессиональный водолаз Виктор Володько, участник подъема затонувших судов. Фото: Водолаз Виктор Володько
Справка
Владимир Раков – доктор биологических наук, родился во Владивостоке в 1948 г. Работал в Тихоокеанском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии — ТИНРО, преподавал в ДВГУ последние 13 лет.В настоящее время также возглавляет Координационный совет по экологическим проблемам Приморского края и входит в Общественный экспертный совет по экологической безопасности, охране и воспроизводству биологических ресурсов Приморского края.