Вопросы о доступной и качественной рыбопродукции на российском рынке (а точнее, о ее почти полном отсутствии) не могли не волновать участников пресс-конференции, которую 20 февраля провели в Москве организаторы IV Съезда рыбаков РФ (пройдет 26 февраля) – президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев и председатель Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Владимир Круглов. Редакция ИА PrimaMedia решила суммировать высказывания спикеров по заданной журналистами теме и опубликовать их с небольшими сокращениями.
Раковая опухоль посредников
Герман Зверев: Берем минтай. Отпускная цена — порядка 50 рублей на декабрь 2017 года. Перевалка в порту, работа со стивидорами – 1-2 рубля. Перевозка по железной дороге, в зависимости от вида (рефсекцией или вагоном-термосом) – в районе 6-8 рублей. Рефконтейнером, ускоренно – в районе 11-12 рублей.
Дальше наценка оптовика – примерно 25-30 рублей. Наценка розницы – примерно 45-50 рублей. В итоге, если мы берем мороженый минтай при отпускной цене в 50 рублей, здесь в Москве он продается в районе 140-150 рублей. Филе минтая при отпускной цене в 98-108 рублей продается в Москве по цене в 360-400 рублей. Красная рыба, горбуша при отпускной цене в 120 рублей продается здесь за 340-400 рублей.
Обратите внимание, что в последние 1,5 года наши отпускные цены снижаются, и снижаются достаточно серьезно. Здесь привожу пример сельди, причем сельдь не только дальневосточная, но и мурманская, атлантическая. Горбуша, основная красная рыба, после ценового скачка 2014-2015 годов пошла вниз, потом был опять небольшой скачок, и цены заморозились. Единственной рыбой, по которой в течение последних 1,5-2 лет идет рост – это треска. Это связано с тем, что общемировой вылов трески за последние 2,5 года существенно снизился. Конечно, мы на Съезде хотим разобраться, почему так происходит, что наши отпускные цены существенно снижаются на протяжении года-полутора, а на ценниках в магазинах люди этого не видят.
Владимир Круглов: Вы же помните, что у нас было огромное количество магазинов "Океан". Минтай стоил 80 копеек за 1 кг. По крайней мере, в срединной части страны у нас никто не ел минтай, а вот кошек кормили с большим удовольствием. А кошки ведь соображают, что едят. Это высокобелковая рыба. Я не так давно тоже попробовал минтай, тоже так к нему относился. Но минтай есть минтай. Может, Герман Станиславович лучше знает, он ведь с Дальнего Востока. А у нас в основном селедочка, красная рыба, красная икра – вот что для нас было хорошим делом. Вопрос был задан интересный, но никто не обратил внимания на маленькую тонкость – на выступление В.В. Путина в прошлом году на Госсовете. Он сказал: "Почему получается так, что рыбаки сдают рыбу по 50 рублей, а в Москве она стоит почти в 10 раз дороже?". Чья это работа? Явно не рыбаков. Наверное, государство должно нам внятно объяснить, почему так получается. Или у нас опора государства не те, кто работает, а те, кто спекулирует?
Герман Зверев: К сожалению, чтобы найти доступную и качественную рыбу, приходится походить и поискать. Есть магазины, нормальные сети, приемлемый ценник. Но у людей нет времени, чтобы дорогу вытаптывать, эту рыбу искать. Хочется магазин у дома или чтобы по дороге заехать. В этой системе, в рознице, тоже ведь разные игроки. То, что произошло с "Магнитом"... Кстати говоря, "Магнит" был одной из сетей, которая выдерживала достаточно низкий ценник на рыбу. Крупнейшая розничная сеть, у которой 5 млн кв. метров торговых площадей по всей стране, которая с самого начала делала ставку на очень низкий ценовой сегмент, в конечном счете оказалась в положении убытка. Я не считаю, что существующая розничная наценка экономически обоснована и объективна. Но видите, игрок пытавшийся работать на этом рынке с минимальной ценой, почему-то оказался в тяжелом финансовом положении. Почему? Я не знаю.
Может, вернуться в "Океан"?
Герман Зверев: Что касается возрождения сети магазинов "Океан", то я не случайно привел пример с сетью "Магнит". В этом бизнесе не все так однозначно. Этот розничный бизнес очень сложен, и не факт, что экономическая модель розничного бизнеса, основанная на одном товаре, одном виде продукции, может получиться устойчивой.
Наверное, какие-то вещи, существовавшие в советское время, могут быть тиражированы... Но, что касается рыбной отрасли, которая дотировалась государством вся — начиная от промысла и заканчивая вот этими самыми магазинами "Океан", сейчас ситуация другая. Дотаций нет.
Лично мое мнение: я с большим сомнением отношусь к экономической жизнеспособности сети магазинов "Океан". Наличие точечных, локальных магазинов у дома, которые специализируются на продаже рыбопродукции, — возможно. И жизнь показывает, что удобное и удачное месторасположение, хороший сервис и поставщики, грамотный менеджмент могут позволить существовать такому магазину. Можно привести пример нескольких рыбных ресторанов, которые существуют в Москве, очень качественных. Но когда возникает вопрос тиражирования этой экономической модели (то есть создания сети), то возникают совершенно другие риски, управленческие и экономические. Иногда не совсем получается в массовом масштабе повторить этот частный локальный опыт.
Приморская рыба по-"ньювасюковски"
Вопрос журналиста: Как оценивают уважаемые спикеры деятельность в Приморском крае по созданию рыбопромышленного кластера? В свете того, что там менялось руководство?
Герман Зверев: Если под кластером понимать тот проект, который вырастает из самого бизнеса, который отражает реальные потребности бизнеса, который тесно сопряжен всей своей кровеносной, нервной системой с реальным бизнесом, то такой проект имеет перспективу развития. Мы видим со стороны Андрея Владимировича Тарасенко (врио губернатора Приморского края – ред.) понимание того, что такие идеи надо поддерживать.
А если под кластером понимать, прошу прощения, умозрительную схему, рожденную несколькими учеными, оторванными от жизни и предлагающими перестроить жизнь на основании десятков прочитанных ими учебников, то такой кластер ни в рыбной промышленности, ни в какой-либо другой не возникнет и эффекта не даст. Мы видим, что новый руководитель Приморья — человек "от земли", человек реальный, человек практического интеллекта. Я думаю, он поможет развиваться тому, что реально выросло из экономики и развивает экономику. А не будет в каких-то теоретических, умозрительных схемах витать, предлагая, прошу прощения, "Нью-Васюки" создавать там, где они не могут быть созданы.
От ИА PrimaMedia отметим, что тоску по доступной рыбе испытывают не только жители центральных регионов страны. По данным опроса, проведенного среди жителей Владивостока Дальневосточным центром региональных исследований по заказу Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР), 56 % респондентов считают рост цен на рыбу и морепродукты экономически необоснованным. Большая часть опрошенных горожан уверена, что причина роста лежит в "накрутках" многочисленных торговых посредников. Более 56 % респондентов заявило, что считают ситуацию с обеспечением жителей Владивостока рыбой и морепродуктами неудовлетворительной, 38 % — средней, и только 6 % оценивают положение с обеспечением рыбой как хорошее.
Справка: IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации пройдет 26 февраля 2018 года в Москве на площадке ПАО "Центр международной торговли". Как предполагается, в работе Съезда примут участие около 500 человек -делегаты от рыбохозяйственных предприятий Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, профессиональных ассоциаций и объединений.
Организаторами Съезда выступают НО "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" (НО "ВАРПЭ"), ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства (Росрыбпрофсоюз) при поддержке Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство). Программа мероприятия – здесь.
Также в рамках работы Съезда планируется подписание трехстороннего отраслевого соглашения по организациям рыбного хозяйства на 2018-2020 годы между НО "ВАРПЭ", Росрыбпрофсоюзом и Федеральным агентством по рыболовству.
III Всероссийский съезд рыбаков проводился в феврале 2012 года, в нем приняли участие более 600 человек.