Результаты работы Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство, ФАР) по повышению прозрачности рыбной отрасли страны, подготовке качественной законодательной базы для деятельности всего рыбохозяйственного комплекса РФ могут быть нивелированы поспешными и малообоснованными решениями об изъятии некоторых промысловых объектов из действия "исторического принципа", который составляет правовую основу российского рыболовства. Такое мнение в эфире телеканала РБК высказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, ставший 21 марта вместе с президентом Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александром Дупляковым гостем программы "Токарев. Дело", сообщает ИА PrimaMedia. Также в ходе программы Зверев призвал заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, курирующего реализацию программы по предоставлению так называемых "инвестиционных квот" под строительство новых судов и береговых заводов, сделать процедуру распределения инвестквот "безупречной".
Говоря с ведущим программы Кириллом Токаревым о нынешней непростой ситуации в рыбной отрасли страны, президент ВАРПЭ напомнил, что 1 апреля этого года начинается процедура перезаключения договоров о закреплении квот, это то базовое событие, от которого зависит будущее отрасли на следующие 15 лет.
— Федеральное агентство по рыболовству проделало очень большую, полезную, правильную работу. Подготовлены все нормативно-правовые акты, которые устанавливают процедуру подачи заявки, процедуру рассмотрения заявки, процедуру перезаключения договоров. Это большой труд, и он выполнен, с нашей точки зрения, очень качественно.
Однако существует обстоятельство, которое может обнулить позитивные результаты этой работы. Это если из-под этой конструкции будет вырвана правовая основа. А эта правовая основа называется просто. На IV Съезде рыбаков (27 февраля 2018 года – ред.) все делегаты единогласно указали на то, что "исторический принцип" перезаключения договоров – это и есть основа. И если эта основа будет вынута, то вся качественная, квалифицированная законодательная база, которая подготовлена Росрыболовством, и к которой вопросов у сообщества сегодня нет, может оказаться бесполезной, — отметил Герман Зверев.
Между тем, по словам принявшего с помощью видеосвязи участие в программе заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, никаких "новшеств" и "поручений" по изменению правил доступа к ресурсам госорган – регулятор отрасли пока не получал. Вместе с тем Савчук напомнил, что есть поручение вице-премьера Аркадия Савчука подготовить некие "финансово-экономические модели" (распределения прав на добычу крабов через аукционы – ред.).
— Они (модели – ред.) подготовлены и переданы в правительство, которое с экспертами решает этот вопрос, — заявил замглавы Росрыболовства.
На вопросы ведущего, делались ли вообще экономические расчеты по "аукционным инициативам" и каким будет экономический эффект от таких действий, Савчук заявил, что расчеты делались, и они показали "большие цифры" — порядка 600 млрд рублей, которые можно выручить от повторной продажи всех крабовых квот на аукционах.
— И самое главное, чтобы государство получало действительно экономическую отдачу от этих квот. В этом основной вопрос, в котором видят риски. Понятно, что вопрос довольно-таки напряженный. Вместе с тем, его необходимо решать, чтобы было понятно и для бизнеса, и для государства, была обеспечена прозрачность этого ресурса, — сказал представитель регулятора.
В свою очередь президент ВАРПЭ, согласившись с тем, что налоговая отдача рыбопромышленной отрасли должна и может расти, заметил, что результаты любых аукционов непросто спрогнозировать более-менее точно.
— Что касается возможных расчетов поступления от аукционов, то часто экономисты — и даже нобелевские лауреаты — используют для этого очень точный термин, который называется так: "Не надо делить шкуру неубитого медведя". Аукцион как форма перераспределения, как форма получения доступа к ресурсу настолько подвержен волатильным факторам, что точно спрогнозировать оценку поступающих денежных средств от аукциона невозможно. Наши расчеты, которые основаны на сохранении стабильности действующих правил и повышении налоговой ставки, говорят о том, что это может привести к тому, что ежегодные поступления от промысла крабов составят не менее 8-9 млрд рублей, что в 15-летней перспективе обеспечит порядка 120-145 млрд рублей только в виде налоговых поступлений, — резюмировал Зверев.
В ходе дальнейшего обсуждения повышения прозрачности в отрасли (речь, в частности, зашла и о спешном переводе всех аукционов, проводимых Росрыболовством, в электронный вид), Петр Савчук упрекнул в непрозрачности рыбопромышленников, поставив им на вид "теневые зарплаты" и "ценообразование", не став, впрочем, раскрывать в эфире эти моменты.
— Мы можем побеседовать, но эту дискуссию продолжить уже с официальными цифрами. Если стоит вопрос, то не случайно стоит. Надо его решать, — обратился Савчук к гостям эфира РБК.
— Хочу согласиться с Петром Степановичем (Савчуком – ред.). Мы говорим об общенациональном природном ресурсе, — отметил Герман Зверев. — Отдача от него не должна быть предметом закулисных обсуждений. Это интересно всем россиянам. Поэтому подход, который Росрыболовство демонстрирует, мы поддерживаем. Эффективность использования общенационального ресурса должна быть высока. Я также согласен с Петром Степановичем в том, что в части, касающейся распределения инвестиционных квот, нужно быть предельно осторожным и аккуратным. Это — 600 тысяч тонн водных биоресурсов. Процедура распределения этих ресурсов должна быть безупречна.
От ИА PrimaMedia напомним, что в ноябре 2017 года ряд федеральных СМИ распространили информацию о предложениях вывести распределение прав на добычу крабов из действующего порядка, закрепленного законом "О рыболовстве". Неизвестные пока авторы письма президенту РФ Владимиру Путину предлагают с 2019 года предоставлять доступ к ценному ресурсу исключительно по результатам аукционов и, кроме того, однозначно не использовать крабовые квоты как стимул к обновлению рыбопромыслового флота и развитию инфраструктуры по рыбопереработке в прибрежных регионах страны. Позднее наличие "аукционных инициатив" подтвердили ряд представителей федеральных министерств и ведомств.
Реакция отраслевого сообщества на "инициативы", судя по публикациям в прессе, была и остается весьма негативной. Рыбаки считают, что "изъятие" хотя бы одного объекта промысла из системы "исторического принципа" распределения квот чревато серьезным коллапсом для всего рыбохозяйственного комплекса страны – в виде банкротств предприятий, заморозке инвестиционных программ, падением кредитного доверия со стороны банков, ростом безработицей и потерей квалифицированных кадров.
Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство) еще 21 ноября единодушно высказался в защиту "исторического принципа" как гаранта устойчивого развития отрасли. Также о недопустимости изъятия отдельных объектов из действующего порядка распределения доступа к ресурсам заявил ряд региональных "рыбных" и смежных ассоциаций и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ).
В защиту "исторического принципа" выступил ряд руководителей приморских регионов ДФО и СЗФО — врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
Руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился с письмом к помощнику президента Российской Федерации Андрею Белоусову, в котором от имени РСПП дал негативную оценку рассматриваемой в Администрации президента идее по "изъятию" крабов из действующих сейчас правил распределения прав доступа к добыче водных биоресурсов. Согласно прогнозному анализу, подготовленному Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, выгоды от вывода биоресурса из "исторического принципа" и продажи прав на его добычу на аукционах – сомнительны, тогда как общие издержки для государства от такого решения – реальны и очень существенны.