ФАС выступила против «исторического принципа» в рыбной отрасли России

Антимонопольная служба считает, что квоты на добычу водных биоресурсов нужно регулярно изымать у пользователей и продавать на аукционах
Бизнес. 18 мая, 09:00
Рыбалка. Фото: ИА PrimaMedia
Большая Рыба

18 мая, PrimaMedia. Федеральная антимонопольная служба выступила за фактическую отмену действующей в отечественном рыболовстве уже более 10 лет системы распределения прав доступа к водным биоресурсам — так называемого "исторического принципа" закрепления за предприятиями долек квот на вылов ВБР. Вместе с тем ФАС согласилась с предложенным Минсельхозом законопроектом, предусматривающим изменения размеров налоговых платежей за право пользования некоторыми видами биоресурсов, сообщает московская редакция ИА PrimaMedia.

Как стало известно корр. представительства, в адрес министерства сельского хозяйства Российского Федерации поступило письмо заместителя руководителя ФАС Андрея Кошеварова о согласовании представленного Минсельхозом проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка взимания сборов в сфере совершенствования порядка взимания в сфере рыбохозяйственного комплекса".

Вместе с тем, судя по тексту письма, антимонопольное ведомство выступает против механизма закрепления квот добычи (вылова) водных биоресурсов за рыбопромышленными предприятиями, необходимость сохранения которого отражена в решении IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации ( прошел в Москве 26 февраля 2018 года).

"Продажа права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) путем проведения аукционов за счет цен, предлагаемых победителями аукционов, способна в большей степени обеспечить рост доходов бюджета, – говорится в письме. – Цены договоров, заключаемых по результатам аукционов, значительно превышают размеры сбора пользование ВБР. Кроме того, помимо уплаты лицом единовременного за предоставление квоты (вылова) ВБР, равном цене договора, заключенного по результатам аукциона, такое лицо ежегодно будет уплачивать ставку сбора за пользование ВБР".

Руководство ФАС России считает, что поскольку "проведение аукционов в электронной форме является не только наиболее конкурентной и прозрачной процедурой предоставления ресурса, но также приводит к росту доходов бюджета, требуется изменить порядок заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) биологических ресурсов путем введения механизма выделения по заданным критериям и на регулярной основе (раз в 3-5 лет) части квот из ранее распределенного по "историческому принципу" объема квот, который должен предоставляться путем проведения аукциона".

Как сообщил московской редакции ИА PrimaMedia президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, 24 мая участники общего собрания отраслевого объединения рассмотрят вопрос об исполнении пункта 11 протокола совещания 20 апреля у председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, которым поручено Минсельхозу совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и отраслевыми ассоциациями в срок до 4 июня представить в правительство предложения по изменению механизма распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, а также — по целесообразности перерасчета квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного (прибрежного) рыболовства с учётом объёмов переработки уловов на территории России либо поставки на экспорт.

Ранее ВАРПЭ неоднократно высказывалась за полное сохранение "исторического принципа" и, соответственно, против возвращения ранее показавшей себя несостоятельной практике массового распределения прав на добычу ВБР через аукционы. Проведя финансово-экономический анализ нынешнего состояния рыбопромышленного комплекса РФ, эксперты ВАРПЭ прогнозировали, что даже частичное разрушение действующей системы доступа к ресурсам, скорее всего, "обнулит" рост инвестиций в отрасли, снизит налогооблагаемую базу и поставит крест на планах госрегулятора по модернизации рыбопромыслового флота и развитию береговой переработки.

Эффективной альтернативой "аукционным инициативам" в случае, если речь идет только лишь о необходимости пополнить госбюджет за счет средств рыбопромышленников, президент ВАРПЭ видит повышение ставок сборов за пользование ВБР, которое сейчас активно обсуждается в правительстве РФ.

— Сбор за пользование ВБР – это аналог природной ренты. Сейчас компании, добывающие крабов, платят достаточно незначительную сумму, составляющую около 6-7 рублей за кг. Предлагается увеличить эту ставку сбора в 12 раз — до 80 рублей за кг. В этой ситуации крабовый промысел в РФ принесёт до 4 млрд рублей налогов ежегодно. И в 15-летней перспективе – то есть за 15 лет действия квотных договоров — сборы такого рода составят порядка 65 млрд рублей. Если брать еще и другие виды налогов, то общая налоговая эффективность крабового промысла при сохранении действующих условий (то есть "исторического принципа" — ред.) составит порядка 120-140 млрд рублей в "15-летнем горизонте". Это сопоставимо или даже чуть больше тех величин, которые предполагается собрать на аукционах, — отметил Герман Зверев.

По оценке руководителя крупнейшего объединения рыбопромышленников страны, рост ставок за пользование ВБР — даже на порядок — позволит избежать катастрофических последствий для отрасли, неизбежных в случае реализации "аукционных инициатив".

— Для инвестиционного климата, конечно, резкое увеличение (природной ренты – ред.) не очень хорошо, поэтому Росрыболовство согласилось с предложениями ВАРПЭ о том, что ставка сбора должна расти поэтапно. То есть она должна увеличиваться равными платежами в течение 2-3 лет. Максимальная налоговая нагрузка в этом случае для предприятий возникнет примерно с 1 января 2022 года — по завершении инвестиционных программ и проектов у большинства участников, — пояснил Зверев.

Также при таком сценарии, добавил собеседник агентства, удастся избежать негативных последствий на внутреннем рынке России и ухудшения конкурентоспособности продукции российских рыбопромышленных компаний на мировом рынке .

От ИА PrimaMedia напомним, что в ноябре 2017 года ряд федеральных СМИ распространили информацию о предложениях вывести распределение прав на добычу крабов из действующего порядка, закрепленного законом "О рыболовстве". Неизвестные пока авторы письма президенту РФ Владимиру Путину предлагали с 2019 года предоставлять доступ к ценному ресурсу исключительно по результатам аукционов и, кроме того, однозначно не использовать крабовые квоты как стимул к обновлению рыбопромыслового флота и развитию инфраструктуры по рыбопереработке в прибрежных регионах страны. Позднее наличие "аукционных инициатив" подтвердили ряд представителей федеральных министерств и ведомств.

29 марта этого года в ходе заседания Коллегии Росрыболовства руководитель федерального агентства Илья Шестаков заявил, что финансовая модель изъятия для продажи на аукционах как минимум половины квот на добычу краба из действия "исторического принципа" Росрыболовством подготовлена и направлена в правительство РФ. Глава ФАР тогда уточнил, что перед правительственной комиссией по развитию рыбохозяйственного комплекса РФ (ее в настоящее время возглавляет и.о. вице-премьера Аркадий Дворкович – ред.) стоит дилемма – либо изъять часть ресурса для аукционов, либо запустить программу крабовых инвестиционных квот (как это уже было сделано с рыбными ресурсами). Одновременно же и то, и другое сделано не будет, подчеркивал Шестаков.

Между тем реакция отраслевого сообщества на "аукционные инициативы", судя по публикациям в прессе и тексту решения прошедшего в феврале этого года IV Всероссийского съезда рыбаков, была и остается весьма негативной. Отраслевое сообщество уверено, что изъятие хотя бы одного объекта промысла из системы "исторического принципа" распределения квот чревато серьезным коллапсом для всего рыбохозяйственного комплекса страны – в виде банкротств предприятий, заморозке инвестиционных программ, падением кредитного доверия со стороны банков, ростом безработицей и потерей квалифицированных кадров.

Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство) еще 21 ноября 2017 года единодушно высказался в защиту "исторического принципа" как гаранта устойчивого развития отрасли. Рыбопромышленников поддержал ряд руководителей приморских регионов ДФО и СЗФО — врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, — а также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), согласно прогнозному анализу которого выгоды от вывода биоресурса из "исторического принципа" и продажи прав на его добычу на аукционах – сомнительны, тогда как общие издержки для государства от такого решения – реальны и очень существенны.

Также отметим, что законодательно "исторический принцип" распределения квот был закреплен в 2007 году по итогам заседания Президиума Госсовета, который состоялся под руководством президента России Владимира Путина в Астрахани. Это решение устранило главные политические и правовые риски в рыбной отрасли, кардинально изменило логику бизнеса и качественно повысило экономическую отдачу от отрасли.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia