Арбитражный суд Приморского края удовлетворил первый иск Корпорации развития Дальнего Востока к одному из резидентов территории опережающего развития ООО "Дальневосточная сельскохозяйственная компания". КРДВ требовала расторгнуть соглашение об осуществлении деятельности в границах ТОР. До этого соглашения с резидентами уже расторгались, но делалось это по соглашению сторон, без привлечения судов. По мнению экспертов, корпорация начала зачищать инвестиционное поле от "ненужного балласта". На очереди иски к другим инвесторам, сообщает ИА PrimaMedia.
Соглашение о деятельности в рамках ТОР "Михайловский" между ООО "ДСК" и АО "КРДВ" было подписано в 2016 году. ДСК намеревалась инвестировать более 9 млрд рублей в проект по производству молока, говядины и свинины. Предполагалось, что в общей сложности на двух молочных фермах на 2,4 тысячи голов и свиноводческом комплексе мощностью 108 тысяч голов в год будет работать более 550 человек. За 10 лет налоговые отчисления планировались в размере 2,5 млрд рублей. Начало строительства намечалось на 2018 год. По информации КРДВ, никаких потребностей в инфраструктуре и земельных участках резидент не заявлял.
Нехватку кадров собирались решить за счет привлечения людей со всей России. ДСК намеревалась строить для своих работников три дома по 24 квартиры и десять двухквартирных домов. В 2017 году генеральный директор ООО "ДСК" Александр Широких сообщал, что 13 семей из центральной части страны уже готовы переехать.
"Получить статус резидента и стать одной из тех компаний, которые помогут развивать Дальний Восток – было нашей целью. Помимо этого, мы получаем налоговые льготы и административную поддержу от Корпорации, которая помогают оперативно решать текущие вопросы", – рассказывал тогда генеральный директор ДСК Александр Широких.
Но что-то пошло не так. "В соглашении также были прописаны условия о сроках и порядке предоставления проектной документации и результатов инженерных изысканий, — говорится в официальном ответе КРДВ на запрос ИА PrimaMedia. – Однако результаты инженерных изысканий и проектную документацию резидент так и не предоставил, то есть нарушил существенные условия соглашения.
В августе 2017 года управляющая компания направила в ООО "ДСК" письмо о необходимости предоставления проектной документации и результатов инженерных изысканий с предупреждением о расторжении соглашения в случае нарушений его существенный условий. Ответа не получили".
Как сообщили в КРДВ, они делали еще несколько безрезультатных попыток связаться с резидентом. В октябре 2017 года корпорация направила письмо, которым информировала о нарушении существенных условий соглашения и просила подписать оба экземпляра соглашения о расторжении, предупреждая о судебном порядке расторжения соглашения. Согласно почтовому идентификатору, письмо было получено, но до настоящего времени ответ не поступил. Учитывая это, АО "КРДВ" обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о расторжении соглашения, — говорится в ответе.
Корр. ИА PrimaMedia также не удалось связаться с руководством ООО "ДСК". Указанные в реестре участников ТОР телефоны оказались не зарегистрированными в сети. Согласно открытым данным ЕГРЮЛ, 60 процентов доли в резиденте принадлежит магаданскому ООО "Финансовые партнёры — Магадан". Генеральным директором этой компании числится человек с совпадающими ФИО директора ООО "ДСК" — Александр Васильевич Широких. Отчетность компании говорит о том, что магаданское ООО было ликвидировано 31 января 2018 года. Согласно открытым данным, на Александра Широких зарегистрировано всего 10 фирм, девять из которых были ликвидированы с 2016 по 2018 годы. По документам, действующей оставался пока только резидент ТОР "Михайловский".
ДСК не единственная компания, к которой у КРДВ есть судебные претензии. В картотеке арбитражного суда зарегистрированы еще два иска о расторжении соглашения на деятельность в рамках ТОР. Один к ООО "Эпсилон-2", будет рассматривать арбитражный суд Москвы. ООО "Эпсилон-2", входящая в группу компаний "Энергия", стала резидентом комсомольской ТОР 2015 года. Компания должна была возвести там за 7,7 миллиарда рублей завод по механообработке деталей для авиазавода и других предприятий Объединенной авиастроительной корпорации. Но с реализацией проекта возникли промедления. А потом компания реализовала похожий проект на Урале.
Второй иск к ООО "Самарга-Холдинг" рассмотрит Арбитражный суд Приморского края. Этот резидент собирался строить в Приморье крупный логистический комплекс, но тоже не выполнил обязательства по соглашению.
По словам директора "Самарга-Холдинг" Андрея Кряжева, их проект сухого порта был жестко привязан к железной дороге. "Когда мы обсуждали, говорили о трассировке жд путей, — прокомментировал корр. ИА PrimaMedia г-н Кряжев. – Корпорация находит для нас трассу — мы привязываем логистический центр. Но, к сожалению, в практическую плоскость это не перешло. Ею там никто не занимается, кроме нас самих.
С другой стороны, я не вижу в этом (в расторжении соглашения — прим. редакции) проблемы. Формально получается, что объект пока не будет возведен или не будет возведен именно на этой площадке. Но, слава богу, земли в России хватает, чтобы такие объекты строить. Хотя сейчас мы сами делаем трассировку. У нас есть пару вариантов. Это очень огромная работа: 60 км путей среди гор, через долины двух рек, 52 моста. А нам говорят: вы сначала постройте логистический центр. В чистом поле? Без железной дороги, кому он там нужен?".
Согласно картотеке судебных дел, в своем иске КРДВ требует с "Самарга-Холдинг" еще и 599,5 тысяч рублей.
"Получат встречный иск, — говорит Кряжев. — Мы потратили гораздо больше на подготовку проекта по логистическому центру. Если проект нужен Дальнему Востоку, так надо заниматься делом, а не судебными дрязгами. Почему они подают в суд, а не решают мирно, не знаю".
По мнению экспертов, в ближайшее время стоит ожидать и другие иски к резидентам ТОР. Корпорация взяла курс на избавление от балласта. "Идет кампания по расчистке списка резидентов от тех, кто предоставил проекты, защитил их, получил налоговые преференции, но не исполняет свои обязательства, — говорит источник PrimaMedia. – Бытует мнение, что резидентов чуть ли не силком затягивали в ТОРы и СПВ, но, как видим, наоборот, приходится отсеивать лишних.
Что касается непонятного исчезновения резидентов и невыполнения ими договоренностей, то я не думаю, что изменят порядок подписания соглашений. Никто не станет проверять их "на чистоту" до десятого контрагента. Это не имеет смысла, так как все резиденты – это новые предприятия".