В рамках культурного ландшафта города Александр Лобычев всегда воспринимался как самое большое и непростое число. Первое лицо – бессменный архивариус литературного процесса Дальнего Востока. Идея, что наш регион в литературном плане — не отрезанный ломоть России, а вполне носитель и богатого литературного языка и сложных смыслов, не оставляла его ни на минуту. Об этом и его сборник эссе "На краю русской речи", и двухтомник "Шествие с Востока". Когда издательство "Рубеж" инициировало амбициозный проект "Антология дальневосточной литературы", Александр Лобычев принял участие в отборе произведений для приморского тома и написал к нему вступительную статью.
"Литература в Приморье – это волна, что набегает на побережье и отходит, и ритм этот очень прихотлив, весь во власти времени и природы. Кто знает, какой предстанет перед читателем сегодняшняя карта приморской прозы через десятилетия – возможно, она изменится: какие-то имена и произведения уйдут в тень, а какие-то, наоборот, станут крупнее. Но это станет свидетельством, что она жива, главное, жива. У приморской литературы есть выход к морю, к пространству, откуда приходит будущее, которое изменяет прошлое", — рассказал Александр Лобычев в интервью корреспонденту ИА PrimaMedia.
Александр Лобычев. Фото: ИА PrimaMedia
Вторая ипостась Лобычева – культуртрегерская и просветительская. К филологу сложно применить определение "популярный", но цикл лекций "Зеркала ХХ века" о художниках и писателях прошлого, который он прочел в Приморской государственной картинной галерее, пользовался неизменным успехом. И хотя рассказывал он о литературных и художественных крупномерах, типа Набокова и Шагала, — казалось бы, чего о них можно не знать, но сам эмоционально заряженный формат повествования и тонкая игра контекстов, делали лекции отдельным жанром интеллектуального интертеймента.
"На Лотрека привычно лепят ярлык "постимпрессиониста", то есть, упаковывают в одну связку с Гогеном, Ван Гогом и Сезанном, хотя кроме обычной человеческой дружбы этих художников ничего не связывало – ни в отношении к искусству, ни в манере письма. Лотрек сам никогда не теоретизировал свою манеру, никогда не объяснял свое творчество, просто погружался в него как в самую трагичную и жизнерадостную форму эскапизма", — сохранившийся фрагмент его лекции о французском художнике Тулуз-Лотреке.
Александр Лобычев. Фото: ИА PrimaMedia
И наконец третья стезя Александра Лобычева – умение чувствовать и понимать масштаб художественного дарования буквально на кончиках пальцев – особенно ярко проявилась в тот недолгий период, когда он занимал пост арт-директора галереи PORTMAY. Тогда Лобычев впервые масштабно показал мифологическую графику Лидии Козьминой и сюрреалистические полотна Олега Подскочина.
С его уходом в тонком культурном слое Владивостока осталась дыра, которая вряд ли когда-нибудь затянется.