Водителям назвали автомобили, которые подешевели в декабре
07:11
Дальний Восток 29 декабря. Издан указ об образовании Амурского казачьего войска
07:00
Вы точно рассказывали стихи Деду Морозу, если покажете результат 8/8 – ТЕСТ
06:00
Уже все по-новому: кому положены льготы на услуги ЖКХ с 25 декабря - список
03:11
Стоит ли спешить с покупкой жилья: результаты года от девелоперов Приморья
28 декабря, 23:15
"Ноутбуки — лидеры ресейла": Авито фиксирует 83% продаж гаджетов из рук в руки
28 декабря, 21:06
Ночной пожар в Воздвиженке потушили: пал травы перекинулся на нежилые постройки (обновлено)
28 декабря, 20:43
В Приморье разыскали пропавшего больше двух недель назад подростка - он жив
28 декабря, 20:26
Путин отменил большую часть плановых проверок бизнеса
28 декабря, 20:25
YouTube теряет аудиторию в России: новые цифры и причины
28 декабря, 19:45
Учащенный пульс кармы - самые удачные дни для всех знаков в январе 2025 года
28 декабря, 19:30
Решение объявлено: как изменится жизнь россиян с 1 января - новые законы
28 декабря, 19:11
Жительница КНР осуждена за контрабанду леса из Приморья на сумму около 40 млн рублей
28 декабря, 19:00
В Приморье планируют в 7 раз увеличить пропускную способность погранпунктов
28 декабря, 18:50
От валюты в чемодане до аккредитивов: как 2024 год изменил процесс покупки автомобиля
28 декабря, 18:32

Ушел из жизни Александр Лобычев – главный литературный критик и искусствовед Владивостока

Более 40 лет своей жизни он посвятил сохранению и приумножению культурного наследия дальневосточного региона
19 июля 2018, 12:15 Общество
Александр Лобычев ИА PrimaMedia
Александр Лобычев
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В рамках культурного ландшафта города Александр Лобычев всегда воспринимался как самое большое и непростое число. Первое лицо – бессменный архивариус литературного процесса Дальнего Востока. Идея, что наш регион в литературном плане — не отрезанный ломоть России, а вполне носитель и богатого литературного языка и сложных смыслов, не оставляла его ни на минуту. Об этом и его сборник эссе "На краю русской речи", и двухтомник "Шествие с Востока". Когда издательство "Рубеж" инициировало амбициозный проект "Антология дальневосточной литературы", Александр Лобычев принял участие в отборе произведений для приморского тома и написал к нему вступительную статью.

"Литература в Приморье – это волна, что набегает на побережье и отходит, и ритм этот очень прихотлив, весь во власти времени и природы. Кто знает, какой предстанет перед читателем сегодняшняя карта приморской прозы через десятилетия – возможно, она изменится: какие-то имена и произведения уйдут в тень, а какие-то, наоборот, станут крупнее. Но это станет свидетельством, что она жива, главное, жива. У приморской литературы есть выход к морю, к пространству, откуда приходит будущее, которое изменяет прошлое", — рассказал Александр Лобычев в интервью корреспонденту ИА PrimaMedia.

Александр Лобычев

Александр Лобычев. Фото: ИА PrimaMedia

Вторая ипостась Лобычева – культуртрегерская и просветительская. К филологу сложно применить определение "популярный", но цикл лекций "Зеркала ХХ века" о художниках и писателях прошлого, который он прочел в Приморской государственной картинной галерее, пользовался неизменным успехом. И хотя рассказывал он о литературных и художественных крупномерах, типа Набокова и Шагала, — казалось бы, чего о них можно не знать, но сам эмоционально заряженный формат повествования и тонкая игра контекстов, делали лекции отдельным жанром интеллектуального интертеймента.

"На Лотрека привычно лепят ярлык "постимпрессиониста", то есть, упаковывают в одну связку с Гогеном, Ван Гогом и Сезанном, хотя кроме обычной человеческой дружбы этих художников ничего не связывало – ни в отношении к искусству, ни в манере письма. Лотрек сам никогда не теоретизировал свою манеру, никогда не объяснял свое творчество, просто погружался в него как в самую трагичную и жизнерадостную форму эскапизма", — сохранившийся фрагмент его лекции о французском художнике Тулуз-Лотреке.

Александр Лобычев

Александр Лобычев. Фото: ИА PrimaMedia

И наконец третья стезя Александра Лобычева – умение чувствовать и понимать масштаб художественного дарования буквально на кончиках пальцев – особенно ярко проявилась в тот недолгий период, когда он занимал пост арт-директора галереи PORTMAY. Тогда Лобычев впервые масштабно показал мифологическую графику Лидии Козьминой и сюрреалистические полотна Олега Подскочина.

С его уходом в тонком культурном слое Владивостока осталась дыра, которая вряд ли когда-нибудь затянется.

1 / 3
16852
43
37