Создание дружины ветеранов СВО "Тигр-правопорядок" обойдется Приморью в 90 млн рублей
11:25
Во Владивостоке cуд отменил скандальный контракт на строительство школы в Снеговой Пади
11:20
В Приморье потушили 28 природных пожаров
11:11
В Приморье объявили учителя года
10:33
Большую часть рыбопродукции из Приморья и с Сахалина забирает Китай
10:33
Объем экспорта российской рыбной продукции вырос на 17% в 2023 году, потеряв в цене
10:26
Страховой Дом ВСК поддержал участников Junior PayTech Forum 2024
10:22
Баскетбольное "Динамо" одержало вторую победу полуфинальной серии
10:18
Массовая авария на оживленной дороге во Владивостоке осложнила утренний трафик
09:45
Правительство РФ наградило Виктора Пинского медалью Столыпина второй степени
09:35
Орлана из Хабаровска с огнестрельным ранением выпустили в дикую природу Приморья
09:26
Расследование коррупционного дела в отношении экс-главврача психбольницы в Приморье завершено
08:59
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным
08:57
Дождь и ветер накроет Приморье 24 апреля
08:35
Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
08:30
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41
Совладелец ГК DNS заявил о планах вступить в партию "Новые люди" 23 апреля, 18:15
Китай призвал власти Косово прекратить эскалацию напряженности 23 апреля, 18:06
Заторы на железной дороге угрожают проведению посевной в Приморье 23 апреля, 12:28
Модернизацию крупной электростанции юга Приморья оценили в 63,6 млрд рублей 23 апреля, 09:29
Глава Владивостока попал в промо русского движения "Северный человек" 22 апреля, 15:35
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 14:52
В Приморье готовят к банкротству рыбодобывающее предприятие 22 апреля, 10:45
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 20 апреля, 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 20 апреля, 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06

Валентин Аникеев: Генплан Владивостока не утвержден из-за борьбы за право распоряжаться городскими землями

Научный руководитель проекта генплана считает, что некоторые представители власти относятся к проблеме как дилетанты
3 июня 2008, 18:00 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 3 июня, PrimaMedia. Утверждение генерального плана Владивостока все больше напоминает какую-то "подковёрную игру". В прессе обсуждаются самые разные причины задержки принятия этого важнейшего документа, призванного определить стратегию градостроительного развития столицы края на ближайшие 20-25 лет.

Краевая общественно-политическая газета "Утро России" попросила научного руководителя проекта генерального плана, члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, профессора Валентина Аникеева ответить на некоторые вопросы, связанные с судьбой генерального плана.

- Валентин Васильевич, по данным СМИ, одной из причин задержки утверждения генплана являются разногласия между администрациями города и края. Чем, по Вашему мнению, они вызваны?

- Главная причина, на мой взгляд, - борьба за право распоряжаться использованием земель городского округа.

Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления вся территория края разграничена между поселениями. Владивостокский городской округ по этому закону является городским поселением.

До 1 января 2007 года вся территория в границах округа по Земельному кодексу РФ относилась к категории "земли поселений". Но с 1 января 2007 года категория "земля поселений" в Земельном кодексе РФ и во многих федеральных законах заменена на категорию "земли населённых пунктов", "черта городского, сельского поселения" заменена на "границу населенного пункта". Определения понятия "населенный пункт" в законе не дано, что и вызывает разные толкования - где проводить границы населенного пункта, какие земли входят в эти границы, а какие - нет.

Вот здесь-то и собака зарыта!

По Земельному кодексу РФ (статья 83), "землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий". Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах городского округа.

Какие же населенные пункты находятся в границах Владивостокского городского округа и как определять границы этих пунктов? Обратимся к краевому закону об административно-территориальном устройстве от 14.11.2001 года № 161-КЗ (последняя его редакция от 8 ноября 2007 года № 148-КЗ - самая "свежая").

В этом законе определено, что населёнными пунктами являются места постоянного, компактного проживания людей, сосредоточивающие в черте населенного пункта (сейчас это граница населенного пункта) жилые, административные и хозяйственные постройки.

В реестре населенных пунктов края в городе Владивостоке значатся "городские населенные пункты - город Владивосток, Ленинский, Первомайский, Первореченский, Советский и Фрунзенский районы, поселок Трудовое - и сельские населенные пункты - село Береговое, посёлки Попова, Рейнеке и Русский".

Что же это за "городские населенные пункты" - "город Владивосток в городе Владивостоке", районы, которые вообще не значатся в Уставе города Владивостока, зарегистрированном в администрации края? И почему поселки Русский и Попова, многие десятилетия с момента образования имеющие статус поселков городского типа, стали сельскими населенными пунктами? Ведь для изменения их статуса законом определены некие процедуры, которые не были выполнены.

Поскольку на территории Владивостокского городского округа есть "городские населенные пункты", они по земельному и градостроительному законодательству должны иметь границы, отделяющие земли этих населенных пунктов от земель иных категорий.

Где провести границу между городским населенным пунктом "город Владивосток" и "городскими населенными пунктами" - Ленинским, Фрунзенским и другими районами?

По Градостроительному кодексу РФ, на картах (схемах) в генеральном плане округа должны быть отображены земли всех категорий, имеющиеся на территории округа.

На полуострове Муравьева-Амурского и на островах, по данным Государственного земельного кадастра, кроме земель населенных пунктов есть земли лесного фонда, земли обороны, земли особо охраняемых территорий и объектов, которые не меняют своего назначения (а именно это является основанием для отнесения земель к той или иной категории по Земельному кодексу РФ).

Утверждение генерального плана округа автоматически переводит в категорию земель населенных пунктов все другие земли (лесного и водного фонда, земли обороны, земли особо охраняемых территорий и объектов и др.), находящиеся в границах населенных пунктов. А на этих землях органы местного самоуправления получают право утверждать территориальные зоны, устанавливать для каждой из этих зон свои градостроительные регламенты, разрешенные виды использования земельных участков, словом, быть полным хозяином на этих землях.

Правовое регулирование использования земель иных категорий осуществляется не градостроительными регламентами, а нормами Земельного кодекса РФ и других федеральных законов. А тут уж возможности края много выше, чем у муниципалитетов.

Как видите, вопрос о границах населённых пунктов - далеко не праздный.

Другая "нестыковка" между градостроительным и земельным законодательством.

По Градостроительному кодексу РФ (статья 36), после утверждения генплана городского округа на всей его территории производится градостроительное зонирование - устанавливаются границы территориальных зон и градостроительные регламенты разрешенного использования земельных участков этих зон. В границы территориальных зон включаются все земли округа, независимо от их собственников и назначения.

Но по Земельному кодексу РФ (статья 85) территориальные зоны выделяются только на землях населенных пунктов. На землях иных категорий территориальные зоны с градостроительными регламентами их использования не выделяются.

Хорошо известно, что во Владивостоке имеются значительные территории, занятые объектами Министерства обороны РФ. Эти территории могут выделяться в отдельные территориальные зоны, для которых муниципальными правовыми актами устанавливаются градостроительные регламенты (зоны размещения военных объектов не входят в перечень территориальных зон, на которые не распространяются градостроительные регламенты или для которых они не устанавливаются). Вряд ли Министерство обороны России согласится с тем, чтобы муниципалитет распоряжался использованием земель воинских частей.

Хочу особо подчеркнуть, что градостроительное зонирование, т.е. выделение территориальных зон и установление для них разрешенных видов использования, осуществляется не на стадии генерального плана, как документа территориального планирования, а на последующих стадиях после утверждения генерального плана.

Так что принципиальные разногласия между городом и краем во многом связаны с определением границ населенных пунктов и границ земель иных категорий.

- Насколько нам известно, большинство замечаний администрации края по проекту генерального плана как раз связано с границами земель прежде всего краевой собственности и размещением объектов краевого значения.

- Это и неудивительно. Ведь весь Градостроительный кодекс РФ нацелен на жёсткое разграничение земель населенных пунктов - очень дорогого вида недвижимости. Так что распоряжаться этой недвижимостью в рыночных условиях хочется как городской, так и краевой власти. Отсюда и разногласия между ними.

Требование, чтобы в генплане чётко были обозначены границы населённых пунктов, различных категорий земель и зон размещения объектов регионального значения - это требование федерального законодательства, которое надо выполнять. Но это сложно было сделать в реальных условиях разработки проекта генплана. Судите сами.

По Градкодексу РФ, подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом положений, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации и схеме территориального планирования Приморского края.

Так вот, схем территориального планирования Российской Федерации, соответствующих требованиям этого кодекса, пока нет вообще, а схема территориального планирования Приморского края только заказана в текущем 2008 году институту РосНИПИурбанистики (г. Санкт-Петербург) администрацией края.

А ведь на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования Приморского края, должны быть отображены:

- граница Владивостокского городского округа;

- границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;

- границы земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель;

- границы территорий объектов культурного наследия;

- границы зон с особыми условиями использования территорий;

- границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

- границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты, находящиеся в собственности края, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Все перечисленные границы являются основой для разработки генплана и должны быть представлены администрацией края. Но краевые службы их не представили, вместо этого в сводном заключении администрации края сделан упрёк - "некачественно проведен сбор исходных данных". Как же институт или заказчик проекта генерального плана, которым является администрация города, может "качественно" собрать исходные данные по региональным территориям и краевым объектам, если их не предоставила сама администрация края? Здесь явная попытка "перевалить с больной головы на здоровую".

Как в этих условиях можно разработать "безупречный" проект генплана, если даже в границах земель и населенных пунктов город и край не разобрались?

Другой очень важный момент связан с "чехардой" в условиях проектирования.

Работа над новым генпланом города (следите за датами!) началась, когда было принято постановление администрации города Владивостока № 1113 от 9 июня 2000 года "О корректировке генерального плана города Владивостока".

Приморгражданпроект с привлечением научно-исследовательских организаций Российской академии наук и Российской академии архитектуры и строительных наук, а также местных проектных организаций в 2003 году разработал Концепцию генерального плана города Владивостока. Эта Концепция была согласована организациями края и города, получила положительное заключение Главгосэкспертизы России от 1 июня 2004 года № 438-04/ГГЭ-1255/06.

В 2000 - 2003 годах действовал "старый" Градостроительный кодекс РФ (федеральный закон от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ), но инструктивно-методических документов, необходимых для реализации требований этого кодекса, еще не было разработано. Поэтому и состав проекта генплана, и его содержание в основном формировались по утверждённой в 1994 году Госстроем России "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации".

Через полтора года после начала проектирования (30 декабря 2001 г.) в Градкодекс 1998 года были внесены изменения, но Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003), отвечающая требованиям этого кодекса, была введена лишь в марте 2003 года, когда корректировка проекта генерального плана города была в стадии окончания. Поэтому пришлось приводить проект в соответствие со СНиП 11-04-2003.

Таким образом, проект генерального плана города Владивостока и посёлка Трудовое был практически закончен к концу 2004 года.

Как раз в это время город Владивосток приобрёл статус городского округа (законом Приморского края № 179-КЗ от 24 ноября 2004 г.), в его состав вошли островные территории, которые никогда ранее в генпланах Владивостока не прорабатывались и по которым не было даже топосъёмок.

Это почти совпало по времени с принятием нового Градостроительного кодекса РФ (федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ), которым коренным образом была изменена вся система градостроительного проектирования. Разработка градостроительной документации была заменена подготовкой "документов территориального планирования", состав и содержание которых в кодексе определены весьма расплывчато, а соответствующей Инструкции по градостроительному проектированию до сих пор нет (хотя новый Градкодекс действует уже более трёх лет!).

Администрацией города в мае 2005 года было изменено задание на проектирование, проект получил название "Генеральный план Владивостокского городского округа" с расчетным сроком до 2025 года. Поскольку основные градостроительные решения по генеральному плану города Владивостока и поселка Трудовое были практически готовы в процессе корректировки действующего генплана, их, после приведения в соответствие с требованиями Градкодекса, действовавшими на начало 2005 года, решено было выделить в раздел I - "Генеральный план города Владивостока и посёлка Трудовое". Этот раздел был закончен в июне 2005 года и прошёл публичные слушания в сентябре-ноябре 2005 года. Однако по протесту прокуратуры, из-за формального нарушения процедуры организации слушаний, их результаты были аннулированы, и потом пришлось проводить повторно такие слушания уже в начале 2007 года вместе с разделом II.

Раздел II - "Генеральный план островных территорий и полуострова Песчаный" - после получения топоматериалов и других исходных данных был разработан в 2006 году, прошел публичные слушания в начале 2007 года, и оба раздела были направлены на рассмотрение и согласование в соответствующие учреждения и организации.

К тому же, как уже говорилось, с 1 января 2007 года в Градкодекс и ряд других федеральных законов были внесены существенные изменения, что потребовало очередной корректировки проекта.

Но с мая 2007 года началась разработка концепции проведения во Владивостоке саммита АТЭС, так что опять пришлось уточнять проект. Дело осложнялось тем, что место проведения саммита варьировалось от Шаморы и Седанки до Патрокла и Русского. Ясности не было до самого конца 2007 года.

Лишь в январе 2008 года ситуация прояснилась. Президент России Путин утвердил "Схему размещения и архитектурно-градостроительную концепцию размещения объектов делового центра саммита АТЭС-2012", которая изменила функциональное зонирование территорий Русского острова, что также потребовало уточнения решений генплана. К счастью, президент утвердил схему транспортного обслуживания саммита АТЭС, точно соответствующую транспортной схеме проекта генерального плана.

Как видите, в процессе разработки проекта генплана по независящим от проектировщиков причинам то законодательная база, то границы проекта, то размещение объектов саммита АТЭС менялись несколько раз. И каждый раз это требовало новых проработок, изменения градостроительных решений и по форме, и по существу.

А если к этому добавить, что в процессе проектирования у заказчика (города) поменялось два мэра, несколько "и.о. мэра", четыре вице-мэра - куратора проекта и пять главных архитекторов города, - можете себе представить условия для проектирования.

Председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Марина Ломакина возмущается: "Генплан не могут разработать и утвердить последние пять лет, я не понимаю, как мы за пять дней сможем это сделать?".

Про "пять лет" сказано выше, но позволительно спросить, а где была дума города предыдущих созывов, которая за пять лет ни разу не поинтересовалась ходом работ по генплану? Почему, например, думой до сих пор не приняты местные нормативы градостроительного проектирования, которые должны быть учтены в генплане?

Поэтому меня удивляют упрёки в адрес Приморгражданпроекта, что он работал над генпланом более трех лет и потратил на него многие миллионы рублей. Попробовали бы "критики" в этих условиях сделать быстрее и за меньшие средства.

Но даже в этой ситуации творческому коллективу Приморгражданпроекта, впервые выполнявшему такой крупный и сложный градостроительный проект, всё-таки удалось довести проект генплана Владивостокского городского округа до завершения.

Однако вопросы разграничения земель в генплане до сих пор не согласованы.

- И как эти вопросы будут решаться? Ведь федеральный центр дал краю и городу ещё одну отсрочку утверждения генплана, но у него терпение может лопнуть! Как я понимаю, задержка с утверждением генплана как-то влияет на подготовку к саммиту АТЭС?

- Начну с последнего. По закону только на основании утверждённого генплана можно вести дальнейшие работы по регулированию градостроительной деятельности - градостроительное зонирование (утверждать Правила землепользования и застройки), разрабатывать проекты планировки, межевания и градостроительные планы земельных участков. Без этого крайне сложно решать вопросы предоставления земельных участков и вести проектирование конкретных объектов, в т.ч. объектов саммита.

Понимая, что времени на подготовку к саммиту не так много, консорциум во главе с институтом "Гипрогор", выигравший тендер, уже начал разработку проекта планировки, совмещённого с проектом межевания и подготовкой градостроительных планов земельных участков на территорию полуострова Сапёрный Русского острова, где будут размещаться объекты делового центра саммита.

Но это ненормально, когда, не имея общего решения, приходится решать частные вопросы. Например, такой вопрос, как размещение игорной зоны.

По федеральному закону о регулировании игорного бизнеса (от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ) игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Но ведь вся территория Владивостокского городского округа является территорией городского поселения. Значит, по букве закона игорную зону нельзя создавать на всей территории Владивостокского городского округа, включая остров Русский. Странно, что этот "прокол" случился в федеральном законе о регулировании игорного бизнеса, хотя этот закон принят одновременно с законом, заменившим категорию "земля поселений" на "земли населенных пунктов".

В Приморском крае межселенные территории, не входящие в границы поселений, имеются только в Тернейском районе, но там игорную зону, видимо, размещать не собираются. Если же речь идёт о землях населённых пунктов (а не землях поселений, что должно быть поправлено в законе), тогда игорная зона может размещаться на Русском острове, но на землях иных категорий, вне границ населённых пунктов.

Этот вопрос краю и городу надо решать незамедлительно с учётом требований Положения о создании и ликвидации игорных зон, утверждённого постановлением правительства РФ от 18 июня 2007 года № 376.

По существу замечаний администрации края могу сказать, что те из них, которые соответствуют требованиям Градкодекса, приняты и поправки в проект внесены.

Но как быть с техническими регламентами (их в градостроительстве нет до сих пор!), где же подлежащие учету в генплане положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального планирования Российской Федерации и схеме территориального планирования Приморского края? Где региональные и местные нормативы градостроительного проектирования? О схемах территориального планирования я уже упоминал, а вот порядок подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законом Приморского края и нормативным правовым актом Думы Владивостока. Где они?

Вот здесь и нужна совместная профессиональная работа специалистов администраций города и края, проектировщиков, некоторых федеральных структур, чтобы в реальных условиях решать возникшие вопросы. Но они практически не решаются либо из-за того, что кому-то это выгодно, либо из-за непрофессионализма тех, кто должен их решать.

На заседании думы города 27 марта её председатель объявил о создании совместно с администрацией края согласительной комиссии по рассмотрению спорных вопросов проекта генплана, но прошло более месяца, а о результатах работы комиссии пока не слышно.

- Многие критики указывают на то, что в проекте генплана не решены вопросы по энергоснабжению, водоснабжению, канализации, транспорту, а ведь это - важнейшие для жизни города проблемы. Разве они не правы?

- Насчёт наличия городских проблем - правы полностью, и в проекте генплана решению этих проблем уделено должное внимание в точном соответствии с требованиями Градкодекса. Более того, при подготовке подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", включающей мероприятия по подготовке к саммиту АТЭС, практически все основные решения по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры взяты из проекта генерального плана и разработок наших институтов.

Минэкономразвития, Минрегион, Росстрой, готовившие подпрограмму с участием администрации края, и правительство России, утвердившее её, посчитали обоснованными и приемлемыми решения проекта генплана и включили их в подпрограмму. Эти же решения вошли в и краевую программу подготовки к саммиту АТЭС. Что, депутаты не читали их или не понимают, что такое генплан?

То, что все решения всех проблем города пытаются "валить" на генеральный план, говорит о непонимании его места и роли в градостроительном проектировании.

Главная задача генерального плана, как документа территориального планирования, по Градкодексу - "планирование развития территорий, установление функциональных зон, зон планируемого размещения объектов, зон с особыми условиями использования территорий". Из закона видно, что объектом проектирования в генеральном плане является территория, её отдельные зоны.

В генеральном плане  намечаются принципиальные решения по развитию основных систем жизнеобеспечения и транспортного обслуживания города, приводится схема транспортной инфраструктуры, схема инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. Для них определяются территории и соответствующие зоны, что и предусмотрено в проекте генплана.

Но конкретные решения по развитию каждой из этих систем всегда разрабатывались специализированными проектными организациями на основе утверждённого генерального плана в специальных документах: схеме водоснабжения, схеме канализации, схеме теплоснабжения, схеме электроснабжения, в комплексной транспортной схеме развития всех видов городского транспорта и т.п. документах.

Во Владивостоке необходимые схемы, разработанные на основе ныне ещё действующего генплана, имеются. Схему водоснабжения и схему канализации разрабатывали институты Приморгражданпроект и Союзводоканалпроект (г. Москва), схему теплоснабжения - институты Теплоэлектропроект и Пром-энергопроект, схему электроснабжения - институт Дальэнергосетьпроект, комплексную транспортную схему (КТС) - институт Гипрокоммундортранс (г. Москва).

По новому Градкодексу, разработка таких схем не предусмотрена. Для реализации генерального плана городского округа должен разрабатываться соответствующий план (статья 26 Градкодекса), который утверждается главой администрации городского округа в течение трех месяцев со дня утверждения генерального плана.

В плане реализации генерального плана должны содержаться:

- решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки;

- сроки подготовки документации по планировке территории, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения объектов;

- сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов местного значения;

- финансово-экономическое обоснование реализации генерального плана.

По краевому закону от 5 марта 2007 года №34-КЗ, планы реализации документов территориального планирования (т.е. генплана Владивостокского городского округа) подготавливаются уполномоченными органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности (т.е. управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города). Сомневаюсь, что этот орган способен самостоятельно, без участия специализированных проектных организаций, подготовить такой документ.

По моему мнению, городу всё-таки нужна разработка указанных схем после утверждения нового генерального плана. Часть этих схем во многом может основываться на ранее выполненных схемах, т.к. в проекте генплана в значительной степени соблюдена преемственность с решениями действующего генплана. Так, почти полностью сохраняется схема водоснабжения, многие решения схем канализации и электроснабжения сохраняют актуальность и сейчас (естественно, на современной технической основе и с учётом изменившейся правовой и экономической базы).

Несколько сложнее с комплексной транспортной схемой развития всех видов городского транспорта. Её придётся во многом разрабатывать заново по ряду причин.

Во-первых, резко возрос уровень автомобилизации населения.

Во-вторых, в результате бездумного разбазаривания властями города под "точечную" застройку территорий на трассах будущих городских магистралей и развязок, предусмотренных действующим генпланом и КТС, строительство некоторых из них стало невозможным. В проекте генплана намечены новые трассы, основная из них вошла в схему транспортного обслуживания саммита АТЭС.

В-третьих, в транспортную схему включается дорожная сеть Русского острова.

В-четвёртых, изменились пассажиропотоки и система пассажирских перевозок, в которых резко снизилась доля муниципального транспорта и, соответственно, возросла доля частных перевозчиков.

В-пятых, изменилась структура грузовых транспортных потоков. Если в действующем генплане, например, лишь 4% грузооборота торгового порта предусматривалось перевозить автомобильным транспортом, а 96% грузов - железнодорожным, то сейчас автоперевозки порта выросли до 10-12%, а после ввода Южно-Приморского терминала могут возрасти до 25 и выше процентов от его грузооборота.

Чтобы пропустить по улицам города дополнительно порядка 1,5 миллиона тонн грузов, перевозимых большегрузными контейнеровозами и автопоездами, нужно серьёзно изменить схему грузоперевозок, построить новые магистрали.

Принципиальные решения развития систем инженерной и транспортной инфраструктуры предложены в проекте генерального плана, но, повторяю, все эти проблемы должны решаться в соответствующих схемах специализированными проектными организациями на основе утверждённого генерального плана.

- Вы упомянули о "точечной" застройке в городе. Ведь это - просто его бич! Сколько социальных конфликтов, вплоть до потасовок, мы наблюдаем из-за такой застройки! Поможет ли генплан в наведении порядка с этим безобразием?

- В том беспределе в разбазаривании земель (наверняка небескорыстном), который наблюдался и, к сожалению, до сих пор не преодолён, генеральный план не виноват. И напрасно некоторые "понимающие неархитекторы" полагают, что "только при наличии генплана можно будет эту ситуацию контролировать".

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ о введении в действие нового Градкодекса установил, что утвержденные до введения в действие этого кодекса генеральные планы городских поселений действуют в части, не противоречащей новому кодексу. Утверждённый Советом Министров РСФСР в 1984-м и частично измененный в 1989 году генеральный план города имеет расчётный срок до 2010 года, он не противоречит Градкодексу, до сих пор является действующим официальным документом и будет действовать до принятия нового генплана. Что же мешает по нему "контролировать ситуацию"?

Не надуманное отсутствие генплана вызвало "точечную" застройку, а волюнтаризм и безответственность городских властей в обращении с земельными участками. Ведь городская земля как недвижимость - ценнейший и дорогой ресурс, который должен использоваться в интересах сообщества горожан, а превратился (и не только во Владивостоке!) в предмет криминального обогащения отдельных чиновников, которые "присосались" к распоряжению земельными участками.

И как это ни парадоксально, наши законы не слишком препятствуют этому!

Статья 58 Градкодекса предусматривает, что "лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Посмотрим, как это законодательство карает нарушителей градостроительного законодательства.

В Градостроительном кодексе РФ 1998 года была специальная статья 66 об ответственности за нарушение законодательства о градостроительстве. В ней перечислялся широкий состав правонарушений, подлежащих административной ответственности. Правда, по ней штраф на мэра или вице-мэра города должен был накладывать их подчинённый - главный архитектор города или его заместитель по архстройконтролю. Но кто же осмелится штрафовать своего прямого начальника?

Потом совершенно логично решили, что все административные наказания должны входить в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), так что статью 66 из Градкодекса исключили, но в КоАП почти все виды правонарушений, связанные с нарушениями градостроительной дисциплины, не вошли ("затерялись по дороге").

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения при строительстве требований проектной документации (не генерального плана или проекта планировки - это не проектная документация для строительства!), технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, а также установленного порядка строительства объекта, ввода его в эксплуатацию.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Что незаконные сделки с землей в городе имеются, известно из СМИ, но наказаны ли их "регистраторы"? И кто-нибудь понёс ответственность за строительство, например, в санаторно-курортной зоне (а это - особо охраняемая природная территория, имеющая режим, установленный постановлением Совета Министров РСФСР!) массы особняков?

Хорошо ещё, что в Уголовном кодексе РФ есть статьи за злоупотребление должностными полномочиями или за их превышение. Но в них - очень избирательный и одновременно "широкоформатный" состав правонарушений, эти статьи лишь изредка применяют в градостроительстве, хотя распоряжение землями и недвижимостью - огромное поле для коррупции с использованием должностных полномочий.

Вот и имеем то, что имеем. Частному застройщику, заинтересованному в получении земельного участка под торговый центр или дом на "готовых" коммуникациях и объектах социальной сферы, да ещё и в "хорошем" районе или в центре города, глубоко безразличны интересы жителей окружающих его домов.

Он готов пойти на "подмазку" чиновника, чтобы получить такой участок в освоенном районе, выжать из этого участка по максимуму. Чиновник по своему усмотрению (через что он смотрит - понятно) выделяет земельный участок, точно так же другой чиновник регистрирует сделку. Да и архитектор-проектировщик далеко не всегда проявит профессиональные честь и совесть в соблюдении градостроительной дисциплины ("это же рынок, не я, так другой получит заказ, зачем же терять живые деньги?"). Дальнейшее комментариев не требует.

- Что же получается - управы на "точечную" застройку в городе нет? Так и будет этот беспредел продолжаться?

- Всё зависит только от городского руководства - главы администрации и думы города. Если они действительно будут представлять интересы избравших их жителей города, строго требовать с чиновников соблюдения градостроительной дисциплины и быть самим честными, то законный порядок в застройке города будет.

Но "точечная" застройка в отдельных местах города неизбежна. Ведь далеко не все микрорайоны города полностью застроены в объёме проектов планировки и застройки. В некоторых районах и микрорайонах по ряду причин (отсутствие средств, большой снос, неготовность коммуникаций и т.п.) не были построены отдельные улицы, некоторые дома, объекты обслуживания, предусмотренные проектами застройки. Эти земельные участки оставались "в резерве", и по мере появления возможностей использовать их надо по прямому назначению. Если по проекту застройки микрорайона (а в городе все микрорайоны имели проекты планировки и застройки) предусмотрено размещение "дополнительного" дома, детсада или школы, которые раньше не были построены, то их строительство должно быть осуществлено. Естественно, что при этом не должны нарушаться действующие сейчас градостроительные, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие нормы.

Но у нас чаще всего под "точечную" застройку жилых домов или торговых центров предоставляют не такие "проектные" участки, а те, что резервировались для строительства улиц, развязок, детских садов, других объектов, удовлетворяющих потребности и интересы горожан. Вот и появляются на таких участках не школы, детсады, развязки или скверы, а "элитные" дома и торговые центры. А где размещать социальные объекты или развязки - частного инвестора не касается, он "по закону" купил землю и будет выжимать из неё всё.

Можно привести десятки примеров таких нарушений. Это пассаж "Флора", перекрывший городскую магистраль от Корабельной набережной до Пограничной, дома и торговый центр, перекрывшие обход Луговой по Горной улице и возможность строительства дублера Светланской улицы, дом на улице Станюковича в районе МГУ им. адмирала Невельского, построенный прямо на проектной районной магистрали, и ряд других. Горожане могут продлить этот перечень.

Но и протестующим жильцам надо внимательно разбираться в законодательстве и с проектами. К сожалению, у нас безобразно поставлена информация населения о состоянии и перспективах застройки. Попробуйте узнать у чиновников мэрии, как предусматривается использовать те или иные земельные участки, где, когда и что намечается строить на резервных участках микрорайона, например. А ведь по закону эта информация должна быть полностью открытой и доступной каждому жителю города.

Казалось бы, что этому должны способствовать обязательные публичные слушания, предусмотренные законодательством. Но наши чиновники и "заинтересованные лица" быстро нашли способы обходить закон, и публичные слушания превратились в фикцию.

А вот такие формы участия населения в решении подобных вопросов, как органы территориального общественного самоуправления, экспертно-консультативные общественные советы, товарищества собственников жилья и другие, пока и не прижились в нашем городе. Видимо, они не по нутру некоторым чиновникам.

Только гласность, открытость и доступность информации о планах и перспективах застройки, активное участие общественности помогут бороться с необоснованной "точечной" застройкой, пресекать кулуарные сделки с земельными участками за счёт ущемления интересов жителей. И надо добиваться этого всеми доступными законными средствами.

- В числе претензий к проекту генплана отмечено отсутствие его согласования с соседними муниципалитетами - Артёмовским городским округом и Хасанским районом. Здесь-то что помешало?