"Почему в рыбацком регионе нет доступной рыбы для населения?" — таким вопросом смутил "рыбацкое сообщество" Приморского края в начале октября этого года врио губернатора региона Олег Кожемяко, выступая на площадке XIII Международного конгресса рыбаков во Владивостоке. И тут же предложил рыбодобывающему бизнесу, чьи предприятия зарегистрированы в регионе, и местным торговым сетям сформировать, по сути, систему обеспечения населения края рыбопродукцией. По информации участников рынка, опрошенных ИА PrimaMedia, посыл врио губернатора региональный бизнес воспринял всерьез — учитывая, в том числе, и то, что ранее в Сахалинской области схожую проблему Кожемяко в целом решил достаточно быстро. Вместе с тем, как отмечают собеседники агентства, в Приморье решить задачу, поставленную главой региона, будет непросто — слишком уж все, что называется, "запущено".
Рыба не вашей мечты
Рыба на Дальнем Востоке — товар, по определению, массовый, не дефицитный. Естественно, по отдельным промысловым видам случаются "проловы" в различных районах промысла, но в целом Дальневосточный бассейн стабильно дает две трети из общероссийского ежегодного вылова, который в 2017 году, к слову, вплотную приблизился к 5 млн тонн.
2018 год также сулит стать "рыбным" — естественно, для того бизнеса, что имеет доступ к национальным рыбным ресурсам. По данным Росрыболовства, на середину октября рыбохозяйственные предприятия страны добыли 4,16 млн тонн водных биоресурсов, что на 6% превышает показатели прошлого года на ту же даты.
Собственно в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добыто 2,9 млн тонн, прошлогодний показатель на отчетную дату превышен на 266 тысяч тонн. В этом изобилии главную роль играет, естественно, минтай — 1,47 млн тонн. Уловы трески составили на отчетную дату 100,7 тысяч тонн (рост в 10 тысяч тонн), кальмара — 28 тысяч тонн (это, к слову, на 10 тысяч тонн выше уровня 2017 года, причем освоено пока лишь 55% квоты).
Для сведения: традиционно рыбодобывающие компании, зарегистрированные в Приморье, дают около трети всего дальневосточного вылова водных биоресурсов. Это — предмет гордости некоторых краевых чиновников. Населению же от этого показателя, как правило, скорее холодно, чем жарко.
"Рыбный" Владивосток остался в прошлом. Фото: ИА PrimaMedia
Потому что если растет вылов, то растет и экспорт. По данным Россельхознадзора, только через Приморский край и Сахалинскую область в 2018 году уже оформлено к отправке за рубеж 1,7 млн тонн рыбопродукции, что на 620 тысяч тонн больше, чем за тот же период 2017 года. При этом нужно учитывать, что вылов считается в живом весе добытой рыбы, а вот под "рыбопродукцией" понимается рыба как минимум потрошеная. Так что в пересчете на сырец доля рыбных ресурсов Дальнего Востока, которой рыбопромышленники радуют жителей Республики Корея (65% экспортных поставок), КНР (34%), а также Японии, Таиланда, Вьетнама, стран ЕС и даже Нигерии, оказывается еще больше.
Как отмечают в Россельхознадзоре, экспорт дальневосточной российской рыбы устойчиво растет четвертый год подряд — как раз с начала ослабления рубля.
Отдельная ситуация — по лососевым. Их добыча на середину октября этого года бьет все рекорды — 668,3 тысячи тонн на Дальнем Востоке. ИА PrimaMedia уже сообщало, что прогнозы о серьезном падении цен на "красную" рыбу — из-за огромного улова — оказались, мягко сказать, малосостоятельными: в целом цены на лососевые показали ощутимый рост и в оптовом сегменте, и в потребительской рознице. По данным Росрыболовства, кетой и горбушей заполнены все возможные холодильные мощности ДВ — владельцы продукции ждут дальнейшего роста цен. А на Камчатке некоторых "рыбаков" уже уличили в том, что они тоннами гноят рыбу по лесам и оврагам, чтобы "избежать кризиса перепроизводства".
В доступе — отказано
От региональной рыбной макроэкономики перейдем к потребительским карманам приморцев, для которых "родная" дальневосточная рыба пока — какая угодно, но только не доступная. Например, сельдь, которую многие считают едва ли не последней вкусной, полезной и при этом "демократичной" рыбой в России, по пути от моря до прилавка магазина дорожает минимум вдвое. По данным рыботорговой системы Fishnotice, оптовая цена сельди — 39 рублей за кг (включая НДС и погрузочные работы). Во владивостокских супермаркетах "Самбери" она стоит уже 119,90 рублей. В "Реми" и "Фреш 25" — подешевле: 65 и 67 рублей соответственно.
Оптовая цена минтая понизилась в сравнении с прошлым годом – с 74 до 66 рублей. Однако на его доступность для рядового потребителя это повлияло мало. В розницу в "Самбери" мороженый минтай стоит 99,90 за кг. В остальных крупных торговых сетях можно приобрести только филе, а переработка, как известно, значительно "утяжеляет" цену. Во "Фреш 25" филе минтая есть и за 173,50 и за 290 рублей, в "Реми" цены доходят до 360 рублей за кг филе. В несетевом же магазине килограмм филе самой массовой дальневосточной рыбы предлагают за 300 — 305 рублей.
Сама рыба краснеет от таких цен. Фото: ИА PrimaMedia
Популярная у приморцев камбала при оптовой цене неразделанной в 85 рублей в магазине стоит уже от 99,98 рублей за кг, а розничная цена обезглавленной камбалы доходит и до 229,98 рублей.
Тушки кальмара, которого, напомним, в этом году уже выловлено в ДВ-бассейне с избытком, а приморские рыбодобытчики, как известно, "осваивают" около 20% общероссийской квоты кальмара, в опте предлагаются за 180 рублей за кг. В сети "Самбери" та же тушка – 199,90 рублей за кг, в "Реми" ценовой ряд простирается и до 350 рублей за кг неразделанного кальмара. Стоимость же филе доходит до 450 рублей за кг.
Филе трески – "благородной родственницы" минтая – в сетевой рознице предлагается жителю "рыбацкого" региона от 399,99 до 605 рублей за кг. Оптовая цена трески во Владивостоке при этом — 160 рублей за кг.
Будем исправлять ситуацию?
По замыслу главы региона Олега Кожемяко, рыбопромышленным компаниям, зарегистрированным в крае, предлагается взять на себя обязательства поставлять на внутренний рынок Приморья 5-10% от вылова социально значимых видов водных биоресурсов — то есть минтая, наваги, камбалы, трески, кальмара, сельди, горбуши — по себестоимости. В свою очередь розничные сети должны ограничить свои наценки на эту продукцию, речь шла о 15-25% от оптовой цены. Что интересно: связующим звеном между рыбодобытчиками и розницей для достижения договоренностей, по замыслу Кожемяко, должны стать бизнес-объединения именно рыбопромышленников, прежде всего — Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП).
По словам президента АРПП Георгия Мартынова, ассоциация, в которую входит 28 рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих и смежных компаний, восприняла посыл главы региона как руководство к действию. Участники АРПП, отметил Мартынов, "все понимают социальную ответственность бизнеса", и готовы продавать необходимое для обеспечения населения края количество рыбопродукции по себестоимости, главная же сложность — организовать массовые прямые поставки в торговые сети.
Георгий Мартынов. Фото: ИА PrimaMedia
— Рыбохозяйственные предприятия края всегда занимались поставкой в торговые сети Приморья, не стоит об этом забывать. И цены были не самые высокие, — прокомментировал президент АРПП. — Поставки рыбопромышленной продукции наших предприятий не ограничены одним Владивостоком, есть еще и остальной край, но именно с Владивостоком всегда было больше всего проблем — город не согласовывал участки под мобильную торговлю, были и другие сложности. Мы этот диалог сейчас продолжаем и уже рассматриваем вопрос по заключению прямых договоров с торговыми организациями.
В конце прошлой недели на заседании совета АРПП вопрос поставок рыбопродукции в торговые сети краевого центра осуждался членами ассоциации и представителями двух краевых департаментов — рыбного хозяйства и лицензирования и торговли. Проблемы озвучивались серьезные — в крае, по сути, нет системы рыбного сбыта, общей логистической схемы поставок рыбы в розницу. На этом рынке — каждый сам за себя.
— Безусловно, мы готовы принять участие в такой программе, если цена закупа будет самой низкой на рынке, — сообщил ИА PrimaMedia руководитель торговой сети "Реми" Дмитрий Сулеев. — На данный момент наша торговая сеть активно сотрудничает с рыбодобывающими компаниями и трейдерами. Закуп замороженной рыбы происходит на основании тендера. Однако, к нашему большому сожалению, сейчас очень часто трейдеры предлагают более низкие закупочные цены, чем сами рыбодобытчики. Дело в затратах, которые несут рыбаки. Важным условием является система налогообложения рыбодобывающих предприятий, условия поставок, логистическая отдаленность. Рыбодобытчики часто не готовы обеспечить необходимым количеством сырья дальневосточные региональные торговые сети, так как огромная часть сырья продается в западные регионы страны.
Дмитрий Сулеев. Фото: ИА PrimaMedia
В ближайшее время редакция ИА PrimaMedia намерена опубликовать материал об упомянутом заседании совета Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья и рассказать читателю, как смотрят на "рыбную" инициативу врио губернатора приморские рыбопромышленники и какие действия для ее реализации предпринимают краевые чиновники. Также редакция агентства надеется получить комментарии по теме и от других крупных розничных сетей, действующих в крае, в частности, от "Фреш 25" и "Самбери". Словом — продолжение следует.