Шестнадцать лет назад в Японском море произошла трагедия, которая потрясла весь Тихоокеанский флот. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ в отсеки подводной лодки “Нерпа” стала поступать ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. На борту при этом находилось 208 человек — военные и гражданские. Причиной ЧП могла стать преступная схема, эксперты считали, что в систему пожаротушения атомохода могли заправить некачественный газ. Однако виновные так и не были наказаны, а суд над командиром АПЛ длился несколько лет и закончился оправдательным приговором. Редакция ИА PrimaMedia решила составить хронологию событий и вспомнить, как развивалась эта история.
Летом 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода (Комсомольск-на-Амуре) завершилось строительство многоцелевой атомной подводной лодки третьего поколения К-152 "Нерпа", субмарина была спущена на воду. Ее создание растянулось на 20 лет из-за недофинансирования. В Приморье ее ждали дооборудование и достройка у причала и ходовые испытания. На Тихоокеанском флоте лодку ждали к февралю 2007 года. Однако свое первое погружение субмарина совершила только в октябре 2008 года.
СМИ сообщали, что завершить замороженное строительство подлодки позволил заключенный с Индией контракт на передачу "Нерпы" в аренду на десять лет за 650 млн долларов.
И хотя российские официальные власти категорически опровергали эту информацию, уже в ноябре 2008 года появилось сообщение, что команда из 40 военнослужащих индийских ВМС несколькими группами отправится во Владивосток для прохождения тренировки на борту "Нерпы".
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний на АПЛ "Нерпа" в Японском море произошло чрезвычайное происшествие, повлекшее за собой гибель людей. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ в отсеки лодки стала поступать ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ находились 208 человек.
9 ноября по факту произошедшего прокуратурой было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц".
13 ноября официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин заявил, что, по мнению следователей военно-следственного управления СКП, в трагедии виновен один из матросов экипажа. Он несанкционированно, без всяких на то оснований включил систему пожаротушения на АПЛ.
15 ноября появились первые подробности трагедии. Матрос Дмитрий Гробов, которого следствие рассматривало в качестве главного виновника произошедшего, начал давать первые показания. Со слов матроса выходило, что во время заступления на вахту он от скуки начал менять настройки датчиков температуры и давления.
Как писали СМИ, "Гробов поменял реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик в отсеке, на 78, и система заподозрила пожар. После этого поступил запрос на подтверждение, включать ли систему пожаротушения, и матрос разрешил операцию. Затем включилась сирена, и в отсеки начал поступать фреон, которым отравились 20 человек".
21 ноября стало известно, что матроса планируют проверить на вменяемость: ему была назначена психиатрическая экспертиза. Между тем госкомиссия, которая занималась расследованием обстоятельств трагедии, к единому мнению о причинах ЧП не пришла. Один же из членов сдаточной команды "Нерпы" настаивал, что система пожаротушения все же сработала из-за сбоя в работе пульта общекорабельных систем.
4 декабря появилась информация о том, что по неизвестным причинам в систему пожаротушения АПЛ "Нерпа" на две трети было закачено ядовитое вещество — тетрахлорэтилен. Об этом СМИ рассказал главный инженер Амурского судостроительного завода (АСЗ) Александр Меринов. Стоит отметить, что тетрахлорэтилен — ядовитое соединение, отравление которым может приводить к летальному исходу.
22 января 2009 года стало известно, что психиатрическая экспертиза матроса-контрактника с АПЛ "Нерпа" Гробова, проведенная в больнице города Уссурийска, показала, что "обвиняемый абсолютно вменяем". Тогда же источник в военном следственном управлении по Тихоокеанскому флоту сообщил РИА PrimaMedia, что в отношении матроса была избрана мера пресечения в виде подписка о невыезде.
10 февраля издание Lenta.ru (18+) написало, что амурский судостроительный завод подаст в суд на поставщиков токсичного фреона, закачанного в систему пожаротушения подлодки "Нерпа".
Директор судоремонтного завода "Восток" Геннадий Багин рассказал, что фреон для АПЛ был закуплен через посредников, установить его производителя пока не удалось. После аварии на "Нерпе" завод принял решение сменить поставщика фреона, добавил Багин.
Он также сообщил, что 10 февраля на судоремонтный завод "Восток" прибудет делегация специалистов из Индии, которые намерены оценить состояние АПЛ "Нерпа" после аварии, а также обсудить планы продолжения испытаний этой подлодки. В программу визита делегации индийских специалистов включено возложение цветов на могилы погибших на "Нерпе".
Передача АПЛ К-152 "Нерпа" представителям ВМС Индии. Фото: Сайт "Военный обозреватель"
10 июля 2009 года атомная подводная лодка "Нерпа" после ремонта вышла на повторные ходовые испытания. Тогда на ее восстановление потребовалось 1,9 млрд рублей.
Стоит отметить, что и первые, и последующие испытания подлодка прошла успешно, после чего вошла в состав ТОФ. Кроме этого лодку планировали передать Индии сначала в 2010 году, потом "из-за незначительных неполадок" сроки были перенесены на октябрь 2011 года, а позже — на начало 2012 года. 23 января 2012 года церемония передачи все же состоялась, но лодка осталась в Приморье до весны. В боевой состав ВМС Индии "Нерпа" вошла в апреле.
Дмитрий Лаврентьев и адвокат Сергей Бондарь. Фото: ИА PrimaMedia
Все это время шло следствие, и только 30 марта 2011 года военный прокурор Тихоокеанского флота утвердил обвинительное заключение по уголовному делу о ЧП.
В качестве обвиняемых были привлечены командир АПЛ гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист этой же лодки старшина 2 статьи Дмитрий Гробов. Следствие пришло к выводу, что именно их действия (бездействие) повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа.
Такая формулировка вызвала волну негодования. Коллеги обвиняемых, также как и их защита требовали прекратить дело. Они настаивали, что из Гробова и Лаврентьева просто хотят сделать крайних.
25 апреля 2011 года стало известно, что защита капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева подала ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Отметим, что Тихоокеанский военный суд удовлетворил просьбу защиты, назначив предварительное слушание с участием присяжных заседателей на 20 мая 2011 года.
30 сентября 2011 года суд присяжных оправдал проходивших по делу обвиняемых "Нерпы". Однако прокурор военной прокуратуры Сергей Коломиец не согласился с вердиктом присяжных и пообещал обжаловать его. Не согласились с таким решением и родственники погибших моряков, которые также планировали обжаловать приговор Тихоокеанского военного флотского суда в Верховном суде РФ.
14 октября 2011 года Тихоокеанский флотский суд во Владивостоке оправдал командира АПЛ "Нерпа" Дмитрия Лаврентьева и старшину субмарины Дмитрия Гробова. Оправдательный приговор судья вынес на основании вердикта присяжных.
Казалось бы, все, история закончена, но 17 октября стало известно, что Военной прокуратурой ТОФ в военную коллегию Верховного суда РФ через Тихоокеанский флотский военный суд было внесено представление на оправдательный приговор по делу АПЛ "Нерпа" в отношении Лаврентьева и Гробова.
"Представление вместе с материалами дела будет направлено в военную коллегию Верховного суда и будет рассмотрено в установленные сроки", — сообщил корр. РИА PrimaMedia помощник прокурора ТОФ по связям с общественностью, старший советник юстиции Роман Колбанов.
Виновные в аварии на АПЛ так и не установлены. Фото: ИА PrimaMedia
Спустя полгода — 3 мая 2012 года во время рассмотрения кассационной жалобы по делу об аварии на атомной подводной лодке "Нерпа" Военная коллегия Верховного суда России приняла решение об отмене оправдательного приговора, вынесенного Тихоокеанским флотским военным судом, и направила дело на повторное рассмотрение. Уголовное дело стал рассматривать иной состав судей.
18 июля началось предварительное слушание по делу об аварии АПЛ "Нерпа", а 19 июля Тихоокеанский флотский военный суд принял решение повторно рассматривать дело об аварии АПЛ "Нерпа с участием присяжных.
Любопытно, но в течении нескольких месяцев Тихоокеанский суд не мог собрать присяжных, от решения которых должна была зависеть судьба двоих обвиняемых. Первые три попытки провалились, и только 6 декабря стало известно, что Тихоокеанский флотский военный суд с четвертой попытки все же сформировал во Владивостоке коллегию по данному делу.
26 апреля 2013 года присяжные единогласно признали невиновными капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и машиниста старшину Дмитрия Гробова в произошедшей трагедии. И вновь гособвинение не согласилось с таким вердиктом присяжных. Прокуратура пообещала подать апелляцию. Спустя три дня – 29 апреля 2013 года Тихоокеанский флотский военный суд на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных вынес оправдательный приговор по делу об аварии на АПЛ "Нерпа". В ответ 8 мая прокуратура ТОФ обжаловала оправдательный приговор. Апелляционное представление передано в военную коллегию Верховного суда РФ.
Точку в этом деле удалось поставить 19 сентября 2013 года. Тогда Военная коллегия Верховного суда (ВС) РФ оставила без изменения оправдательный приговор, вынесенный судом на повторном процессе по делу об аварии на АПЛ "Нерпа". Таким образом, коллегия отказала в удовлетворении представления прокуратуры и приговор вступил в законную силу.