В российском банковском секторе с начала 2017 года сохраняется структурный профицит ликвидности. Это значит, что кредитные организации имеют денег больше, чем им необходимо для выполнения резервных требований и платежей, сообщает ИА PrimaMedia.
— Этому послужили меры Банка России по финансовому оздоровлению отдельных банков и масштабное расходование средств суверенных фондов для финансирования дефицита федерального бюджета, — отмечается в документах к законопроекту "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.
Рост количества "лишних" средств в банках начался с III квартала 2017 года и за прошедший год вырос с -0,7 до 2,6 трлн рублей. За девять месяцев 2018 года увеличение достигло показателя в 3,1 трлн рублей. В целом за текущий год эксперты ожидают снижение профицита ликвидности до 1,7 – 2,1 трлн рублей. Существенное влияние на это оказывает решение Центрального Банка России приостановить покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке до конца года.
Профицит ликвидности влечет за собой необходимость для банков России в размещении своих средств в Центробанке, выступая его кредиторами, размещая излики средств на депозитах и корсчетах. Так, в 2018 году в среднем по недельным депозитным аукционам объем привлеченных средств в ЦБ из банков составил около 2,4 трлн рублей (в 2017 году 0,8 трлн рублей). В августе 2017 года Банк России начал выпускать свои купонные облигации (КОБР). К 1 октября 2018 года сумма, на которую были приобретены эти облигации банками России, составила 1,5 трлн рублей.
Ожидается, что сохранение профицита ликвидности продолжится и к 2021 году достигнет показателя в 3,8 трлн рублей, в базовом сценарии развития экономики страны (55 рублей за баррель). И 3 трлн рублей, если экономика пойдет по сценарию с неизменными ценами на нефть (около 75 рублей за баррель).