ВШЭ: Регуляторные обременения в рыболовстве РФ "стоят" 16-17 млрд рублей в год

Эксперты Высшейц школы экономики уверены, что контроль и надзор в отрасли нуждается в риск-ориентированном подходе
Рыболовные сети. Фото: ИА PrimaMedia

Эксперты-аналитики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" выявили более 550 потенциальных регуляторных обременений в рыбной отрасли РФ в ходе масштабного исследования регуляторной политики в этом сегменте отечественной экономики, проведенном при содействии Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию пресс-службы ВАРПЭ. Для улучшения ситуации, приносящей отрасли значительные финансовые потери (порядка 16-17 млрд рублей в год), ВШЭ предлагает использовать риск-ориентированный подход при контрольно-надзорной деятельности в отношении рыбаков, а также – механизм "Трансформации делового климата".

Как сообщает пресс-служба крупнейшего объединения рыбопромышленников страны, с августа по декабрь 2018 года аналитики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" при содействии Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) работали над изучением и анализом регуляторной политики в рыбопромышленной отрасли в Российской Федерации. Цель исследования заключалась в выявлении корпуса наиболее проблемных для развития отрасли точек в нормативно-правовом регулировании и контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти в рыбохозяйственной сфере.

Работа проходила в два этапа, в рамках которых подробно изучены вопросы конкуренции, экономического эффекта регулирования, транспортной безопасности, контроля и надзора в отрасли и иностранный опыт. В фокусе исследования был анализ альтернатив регулирования в рыбопромышленной отрасли. Специалисты НИУ "ВШЭ" провели 25 интервью с представителями рыбохозяйственной отрасли и четыре экспертных панельных дискуссии с участием представителей бизнеса и независимых экспертов в области рыболовства и органов государственной власти, таких как Росрыболовство, Минсельхоз России, ПС ФСБ России, Россельхознадзор, ФТС, ФАС, Минтранс России и другие.

По результатам анализа было выявлено 55 нормативных правовых акта, потенциально включающих нормы, представляющие административные барьеры для ведения эффективной хозяйственной деятельности предприятий рыбопромышленной отрасли. В этих документах содержатся избыточные, устаревшие и дублирующие требования.

В общей сложности было выявлено 550 потенциальных обременений. Сами рыбохозяйственные предприятия выделяют три направления регулирования, оказывающие в настоящий момент наиболее сильное обременяющее воздействие на отрасль: доставка и перегрузка уловов, выход в море и вход в порт; ветеринарный контроль и надзор; транспортная безопасность.

По оценке экспертов НИУ "ВШЭ", финансовые потери предприятий по выполнению избыточных требований в области доставки и перегрузки уловов, а также прибытию, стоянке и убытию из порта составляют свыше 10 млрд рублей в год. Финансовые потери предприятий в области ветеринарного контроля и надзора, могут составить 4,5 млрд.рублей в год, из которых 4 млрд рублей — простой судов. На примере судна типа БМРТ затраты на выполнение всех требований транспортной безопасности ежегодно будут составлять порядка 1,5 млн рублей и 4 месяца времени. Исходя из этого можно прогнозировать, отмечают эксперты, что суммарные потери рыбохозяйственных предприятий на выполнение требований транспортной безопасности могут достигнуть 1,8 млрд рублей в год.

Всего по трем указанным видам регулирования финансовые убытки предприятий превышают 16-17 млрд рублей в год. Эта сумма, для сравнения, составляет средний объем ежегодных инвестиций в отрасли с 2010-го по 2018 годы.

На основании исследования НИУ "ВШЭ" подготовит предложения по дерегулированию в рыбопромышленной отрасли, в том числе по применению риск-ориентированного подхода, сообщает пресс-служба ВАРПЭ. В частности, уже предлагается внести изменения в ФЗ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающие при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства применение положений статьи 8.1. указанного ФЗ о применении риск-ориентированного подхода.

Также эксперты рекомендуют применить в рыбной отрасли механизм "Трансформации делового климата" (ТДК), формируемого Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, Агентством стратегических инициатив (АСИ), РСПП, ТПП и Корпорацией МСП.

"От лица Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров хочу поблагодарить всех, кто принял участие в исследовании. Такие проекты крайне важны для поиска эффективных путей взаимодействия между всеми участниками рынка, — прокомментировал завершение исследований президент ВАРПЭ Герман Зверев. — Мы убеждены, что к вопросу распределения водных биологических ресурсов необходимо подходить системно, уделяя особое внимание научной базе. При этом независимый взгляд на ситуацию позволяет реально оценить социально-экономические последствия от изменений в регуляторной политике. Стоит отметить, что для получения максимально объективного результата, к панельным дискуссиям и интервью были привлечены все заинтересованные стороны, в том числе государственные ведомства и независимые эксперты. Мы надеемся, что наши предложения по дерегулированию в рыбопромышленной отрасли будут рассмотрены и применены".

От ИА PrimaMedia отметим, что наряду с чрезмерной зарегулированностью рыбной отрасли страны представители бизнес-сообщества отмечают и нестабильность базовых "правил игры", касающихся механизмов доступа рыбохозяйственных предприятий к промысловым ресурсам. Об этом, в частности, говорил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на совещании с членами правительства, которое 28 ноября провел президент РФ Владимир Путин. По оценке руководителя крупнейшего бизнес-объединения страны, пример рыбной отрасли, где в настоящее время идет масштабное изменение главных регуляторных механизмов, — очень показателен, поскольку нестабильность "правил игры" здесь уже перевела "в режим ожидания" около 135 млрд рублей инвестиций.

Напомним, что планом развития конкуренции, утвержденным 16 августа премьером Медведевым, Минсельхозу, Росрыболовству и ФАС поручено в период 2018-2019 годов внести в правительство РФ проект федерального закона и постановления, предусматривающие "распределение 50% объема квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по "историческому принципу", путем проведения аукциона в электронной форме". Кроме того, правительство поручило тем же ведомствам в 2019 году разработать "механизм выделения по заданным критериям и на регулярной основе (раз в 3 — 5 лет) части квот из ранее распределявшегося по 2историческому принципу" объема квот, которая должна будет предоставляться путем проведения аукциона в электронной форме".

Так называемый "исторический принцип" распределения прав доступа к водным биоресурсам для их добычи был введен в 2004 году и лежит в основе главного отраслевого закона "О рыболовстве". "Исторический принцип" подразумевает, что по истечению действия договора, закрепляющего за рыбодобывающей компанией долю квот на добычу того или иного промыслового ресурса, добросовестный пользователь имеет право на безвозмездное продление этого договора. "Стартовые" же квотные договоры (в том числе и на краба), давшие возможность бизнесу сформировать историю вылова, были приобретены на государственных аукционах в начале 2000-х годов. Таким образом, инициатива правительства РФ означает, по сути, что государство "обнуляет" половину своих обязательств перед рыбопромышленниками, выставляя на торги уже один раз проданные права доступа к промыслу ресурса.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia