Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил на Восточном экономическом форуме неутешительную для инвесторов статистику: на Дальнем Востоке число уголовных дел в отношении предпринимателей возросло на 30% по сравнению с прошлым годом. Омбудсмен отмечает, что дальневосточный бизнес защищен недостаточно, и риски остаются высокими. Борис Титов предложил расширить полномочия прокуратуры по контролю над следствием и проверками предпринимателей, сообщает ИА PrimaMedia.
Ключевые темы второго дня ВЭФ — повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, а также защита прав инвесторов. Эти вопросы обсуждались в рамках делового завтрака с участием губернаторов, бизнес-омбудсмена Бориса Титова, помощника президента РФ Андрея Белоусова, а на сессии по защите инвесторов присутствовал Генпрокурор РФ Юрий Чайка.
Бизнесмены в России продолжают жаловаться на административное давление. Ежегодно в органы прокуратуры поступает более 6 млн обращений граждан, и среди них большое количество жалоб, поступающих от предпринимателей. Генпрокурор отмечает, что удовлетворяется в среднем каждая вторая жалоба от предпринимателей, а в некоторых регионах удовлетворяется до 70%. Тем не менее, давление на бизнес сохраняется.
"По-прежнему идет давление на бизнес, и поэтому предприниматели вынуждены обращаться в органы прокуратуры, и поэтому такое большое количество нарушений нами выявляется", — подчеркнул Юрий Чайка.
Эту тенденцию отмечает и бизнес-омбудсмен. С одной стороны, по сравнению с 2010 годом плановых проверок стало в 4 раза меньше, внеплановых – в 2 раза меньше: их количество сократилось по стране с 1,1 млн до 660 тысяч.
"Но проблема остается острой, потому что контрольно-надзорные органы нашли другие пути, как обойти контроль прокуратуры. И сегодня они проводят другие виды контроля: мониторинги, рейды, административные расследования, проверки по КоАП. И они все проходят вне контроля прокуратуры и не вносятся в реестр проверок", — объяснил Борис Титов.
Например, по данным бизнес-омбудсмена, Роспотребнадзор проводит вне контроля прокуратуры до 25% проверок и выписывает порядка 20% штрафов; Росприроднадзор – более 60% таких проверок и до 50% штрафов; Россельхознадзор – до 50% проверок вне контроля надзорных органов и собирает более 25% штрафов; ФАС – 70% и 97%, соответственно.
На Дальнем Востоке в вопросе административного давления особенно выделяется Россельхознадзор – по данным уполномоченного, ведомство проводит 82,7% проверок, не подконтрольных прокуратуре и не попадающих в Единый реестр.
"При составлении рейтинга мы замеряем долю предупреждений в общем числе наказаний, – добавил Титов. – По этому показателю в большинстве сфер контроля показатели у регионов ДФО лучше, чем в среднем по стране. Лидер в ДФО, как и по всей стране – МЧС с 70%. У Росприроднадзора доля предупреждений 29%, у Россельхознадзора 24,6%. А вот у жилищных комиссий, ЖКХ – всего 17,8%.
В целом на Дальнем Востоке самым "мягким и понимающим", по оценке Бориса Титова, выступает Роспотребнадзор, что нехарактерно для страны, самым жестким – Росприроднадзор.
Решение ситуации с административным давлением, по мнению Бориса Титова, может быть простым: просто запретить заводить административные дела по тем проверкам, которые проходят без разрешения прокуратуры. В этом вопросе он попросил поддержки со стороны Генпрокуратуры и Минюста.
Однако тревожной остается ситуация с уголовным преследованием предпринимателей. Работа по защите бизнеса в этом направлении приносит свои плоды, отмечает Борис Титов. Уполномоченным удалось за последние месяцы добиться прекращения 21-го уголовного дела, изменения меры пресечения в 25 случаях. Приняты меры прокурорского реагирования и внесено требование об устранении нарушений – в 17 делах, в двух случаях действия следствия признаны судом незаконными. Оправдательных приговоров всего два. "Конечно, это очень маленькая пока цифра, но уже существенная", — считает Титов.
Можно было бы говорить о том, что движение становится более позитивным. Но это не так. Свежие данные по статистике от прокуратуры за первое полугодие неутешительные: по экономическим преступлениям количество дел в целом по стране увеличилось на 11,39%, по 159-й статье УК РФ ("Мошенничество") – на 5,32%, при этом приостановлено дел почти на 6%, чем было раньше: 67 тысяч из 157 тысяч. "Это все висит, — говорит Борис Титов. — А в суд передано на 6% дел меньше. То есть эффективность работы с этими делами ухудшается".
Количество уголовных дел по "экономическим" статьям в Дальневосточном федеральном округе растет намного быстрее, чем в среднем по стране.
"За первое полугодие 2019 года количество дел по 22 главе УК РФ, а также статьям 159-159.6 в ДФО выросло на 30%, при том, что в среднем по стране рост составил 10,35%. По отдельном взятым налоговым статьям – 198 и 199 УК РФ – ситуация отличается еще сильнее. В целом по стране количестве дел по ним сократилось на 3,37%, а на Дальнем Востоке выросло на 17,5%", — приводит данные бизнес-омбудсмен.
85% дел в отношении предпринимателей – это именно 159-я статья УК. Бизнес-омбудсмены ее называют "резиновой": "ее можно применять везде, когда хочется в чем-то кого-то обвинить".
По словам Бориса Титова, и прокуроры, и следствие, и судьи должны понимать, что если есть желание кого-то обвинить по 159-й статье, то должен быть доказан умысел на мошенничество. Омбудсмен считает, что для этого должно быть специальное разъяснение пленума Верховного суда или внесены уточнения в законодательство. Кроме того, уполномоченный считает, что своевременно говорить об усилении роли прокуратуры в уголовном процессе. В частности, именно за прокурором должно быть последнее слово по мере пресечения, а также право прекращать уголовное дело.
"Вся система права в стране является нарушенной. У прокуратуры мало контроля и надзора за следствием", — отмечает Борис Титов.
Говоря в целом о настроениях бизнеса Борис Титов констатировал, что сейчас на повестке больше проблем, чем достижений:
"Конечно, бизнес волнует, что нет экономического роста. Страна не развивается, значит, не может развиваться и бизнес. Конечно, мы здесь на Дальнем Востоке опробировали много специальных инструментов стимулирования инвестиций – это и ТОРы, и СпВ. Мне кажется, что это очень интересные и действующие институты, которые показали свою эффективность. Но они работали бы намного более эффективно, если бы у нас в целом было бы все хорошо с экономикой в стране. Бизнес зажат в развитии. Необходимо смягчение денежно-кредитной политики.
Как и весь бизнес в России дальневосточный бизнес недостаточно защищен. Да, риски высокие. Но главное, что бизнес себя ощущает еще и не прибыльным. Доходности нет. И это сегодня главная проблема развития российской экономики".