Прогноз социально-экономического развития России до 2024 года, подготовленный Минэкономразвития, не предусматривает роста внутреннего рынка рыбопродукции, отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), исполнительный вице-президент Общероссийского объединения работодателей-рыбопромышленников Герман Зверев. Прогнозируемая стагнация и даже падение розничной торговли, вызванные сокращением реальных доходов населения и его закредитованностью, — плохая новость для рыбной отрасли страны, не имеющей сегодня возможностей для "ценового маневра" из-за значительного объема инвествложений и высокой кредитной нагрузки на бизнес.
Напомним, что в предстоящий четверг, 19 сентября, правительство РФ приступит к рассмотрению проекта федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Бюджетное проектирование, как известно, основано на среднесрочном прогнозе социально-экономического развития страны, который готовит Минэкономразвития (МЭР). 13 сентября такой прогноз до 2024 года был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии, в работе которой принимает участие и Общероссийское объединение работодателей-рыбопромышленников. Исполнительный вице-президент Объединения Герман Зверев также принимает участие и в рассмотрении проекта федерального бюджета.
— Прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочный период не вселяет оптимизм в рыбопромышленный бизнес, – прокомментировал документ Герман Зверев. – Ключевые параметры подготовленного Минэкономразвития прогноза обещают очень вялый рост внутреннего платежеспособного спроса населения, а это – плохие новости для рыбной отрасли.
Аргументируя свою позицию, руководитель крупнейшего бизнес-объединения рыбной отрасли страны отметил, что прогноз однозначно говорит о предстоящем реальном снижении объема розничной торговли в стране.
— В соответствии с прогнозом Минэкономразвития номинальный объем розничной торговли в стране увеличится с 33,6 млрд рублей в 2019 году до 43,9 млрд рублей к 2024 году. Однако единственным двигателем роста будет инфляция: индекс-дефлятор в течение всего периода до 2024 года не будет снижаться ниже 3%, а по итогам 2019 года превысит 5%. Важно отметить, что вплоть до 2024 года индекс-дефлятор будет превышать прогнозируемый темп роста номинального объема розничной торговли в полтора – два раза. А следующий – 2020 год – может оказаться наиболее трудным в течение всего 6-летнего прогнозного периода, потому что, по данным экспертов, номинальный объем розничной торговли вырастет всего на полпроцента, что – с учетом индекса-дефлятора в размере 3,1% – будет означать снижение объема розничной торговли в реальном выражении, — заключает Зверев.
Фактор, "просаживающий" розничную торговлю – это, конечно, стагнация (а в ряде случаев даже снижение) реальных располагаемых доходов населения. Согласно прогнозу МЭР, период до 2024 года реальные располагаемые доходы населения будут расти в среднем на 1,5% в год. При этом в 2019 году реальные располагаемые доходы населения снизились на 0,4% в первом полугодии и в лучшем случае останутся на прежнем уровне по итогам года (прогнозируемый рост – 0,1%).
— Происходит заметное торможение расходов на конечное потребление – а именно этот показатель прямо коррелируется с прогнозами внутреннего рынка рыбопродукции – с ожидаемых 1,4% до 1% по итогам 2019 года, — отмечает эксперт.
Падение реальных располагаемых доходов населения удалось остановить — с показателя "минус 4,5%" в 2016 году до "0,1%" в 2018 году, продолжает Зверев. Однако показатели доходов населения и потребительских расходов в немалой степени маскировались приростом потребительского кредитования. Падение реальных доходов населения смягчалось на определенном временном отрезке масштабной кредитной зависимостью, но сжимающаяся "долговая пружина" неизбежно разожмется. По оценкам Минэкономразвития, у 15% заемщиков платежи по кредитам уже составляют 70% от их ежемесячного дохода. Для сравнения, в период до 2024 года ежегодный прирост номинального объема розничной торговли прогнозируется на уровне 2,5-3 трлн рублей, а просроченная задолженность по потребительским кредитам составляет почти половину этого объема – 1,7 трлн рублей.
— Существует прямая корреляция между динамикой потребительского кредитования и ростом внутреннего рынка рыбопродукции. Расходы на покупку рыбопродукции составляют менее 7% расходов на приобретение продуктов питания, эти расходы в первую очередь реагируют на снижение или рост реальных располагаемых доходов. При снижении реальных располагаемых доходов потребители в первую очередь отказываются от покупки рыбопродукции и фруктов, — констатирует Герман Зверев.
Таким образом, прогноз реальных располагаемых доходов населения на ближайшие 6 лет оставляет мало шансов на существенный прирост внутреннего рынка рыбопродукции без масштабной корректировки ценовых параметров, то есть — без существенного снижения розничных цен.
Но здесь необходимо учесть, что заявленные на перспективу до 2024 года инвестиционные проекты в сфере добычи и переработки водных биологических ресурсов превышают 300 млрд рублей. Эти необходимые для развития всей отрасли проекты обеспечиваются преимущественно кредитными ресурсами, и с учетом предстоящего проведения аукционов на доли квот добычи (вылова) крабов закредитованность рыбной отрасли достигнет 350 – 400 млрд рублей.
— Такая кредитная нагрузка сделает невозможным существенное снижение отпускных цен на рыбопродукцию, так как сразу приведет к падению рентабельности и затруднит окупаемость инвестиций. Таким образом, главный резерв корректировки розничных цен – только в сфере ответственности розничных сетей, — считает президент ВАРПЭ.
От ИА PrimaMedia отметим, что сегодня вопросы насыщения внутреннего рынка рыбопродукцией – в "топе" повестки рыбопромышленного сообщества страны. По инициативе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников эта тема активно обсуждается на всех ключевых мероприятиях отрасли, таких как Международный рыбопромышленный форум в Санкт-Петербурге и других. В прошлом и нынешнем году ВАРПЭ выступила заказчиком исследований ВЦИОМ рынка потребления рыбопродукции в России в целом, а также – его молодежного сегмента.