Причины, побудившие краевые власти инициировать в Приморье реформу административно-территориального устройства, а краевое Заксобрание инициативу поддержать, имеют куда большее отношение к экономике, чем к политике. Такое мнение в беседе с корр. ИА PrimaMedia высказал заместитель председателя комитета Заксобрания края по экономической политике и собственности Алексей Козицкий ("Справедливая Россия"). По оценке парламентария, создание муниципальных округов – это инструмент, позволяющий решать первоочередные для экономического развития края задачи и системно преодолевать инфраструктурный кризис на территориях.
Напомним, что старт реформе административно-территориального устройства региона был дан в июле этого года, когда ЗС ПК приняло поправки в краевой устав, предполагающие появление в Приморье муниципальных округов, где все полномочия и ответственность за решение всех вопросов местного значения возьмут на себя окружные думы и назначенные ими главы окружных администраций. В сентябре краевое Заксобрание одобрило переформатирование в округа Анучинского, Чугуевского и Пограничного районов, в настоящее время идет подготовка к реформе в Кировском, Хасанском, Тернейском и других районах края.
— Алексей Анатольевич, тема муниципальной реформы в крае сегодня – не самая "горячая" для СМИ и соцсетей, однако процесс запущен и идет. Депутатский корпус как-то в нем участвует?
— Не могу сказать за всех коллег в Законодательном собрании и за все фракции политических партий, в нем представленных, но приморская "Справедливая Россия" внимательно следит за ходом реформы, ее соответствии той стратегии наведения в крае элементарного порядка, которую наша партия озвучила еще осенью прошлого года и которую исполнительная власть региона, как мы считаем, сегодня реализует.
Переформатирование муниципальных районов в округа мы воспринимаем как один из инструментов реализации этой стратегии. Естественно, что без краевого Заксобрание использование этого инструмента невозможно, и здесь нужен, с одной стороны, консенсус законодателей и исполнителей, который достигается в ходе полноценной дискуссии, а с другой – депутатский и общественный контроль того, какие результаты принесет реформа.
— Переформатирование районов в округа принято обсуждать больше в политическом или даже политтехнологическом ключе. А к экономике эта реформа имеет отношение?
— Понимаете, мы ведь много и давно говорим об инвестиционной привлекательности территорий. Очевидно, что "завести" в регион крупного федерального или иностранного инвестора – это не только личное желание губернатора или некая консолидированная цель всей команды управления субъекта. Привлечение инвесторов – это основной инструмент, с помощью которого Москва предполагает развитие – или же восстановление, можно и так сказать – Дальнего Востока, сохранение здесь населения, промышленности и так далее. И, учитывая, что система власти у нас строго вертикальная, с глав субъектов ДФО за все это строго спрашивается – либо напрямую президентом, либо через полпредство.
А вот с муниципалитетов спросу нет, и в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанностей и полномочий глав районов и поселений именно по привлечению бизнеса на территорию не предусмотрено. К слову, этот фактор, как я считаю, в значительной степени учитывался при разработке специальных экономических режимов на Дальнем Востоке, то есть режимов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Да, с точки зрения законодательства и управления, эти спецрежимы – в каком-то смысле "опричнина", как любят говорить некоторые экономисты и политологи. Но без этой "опричнины" выделение тех же земельных участков под проекты резидентов велось бы так, как мы это видим сегодня во Владивостоке, где предприниматели просто уже "бьются лбом об мэрию", чью позицию я иначе как административным барьером назвать не могу.
И в целом получается, что бизнесу – и местному, и федеральному, и иностранному – в муниципалитетах у нас, мягко скажем, некомфортно, это подтверждают и данные краевого бизнес-омбудсмена, и просто статистика.
— Но ведь, казалось бы, главы муниципалитетов регулярно отчитываются перед администрацией края, надо понимать, и по вопросам инвестклимата, взаимоотношений с инвесторами, росте базы налогообложения на территориях?
— Отчитываться мы, конечно, все умеем. И всегда найдутся причины, почему экономика того или иного муниципалитета не дает тех показателей, которые хотелось бы видеть краевой исполнительной власти. И наличие собственных глав и мункомов (муниципальных комитетов – ред.) в поселениях – просто подарок для тех районных глав, которым нужно оправдаться.
Здесь есть и объективная сторона, конечно, о которой мы уже говорили. Тот же инвестор, инициирующий свой проект в крае, в администрации региона воспринимается, допустим, как "гость дорогой, гость золотой". А вот на уровне муниципального района и поселения его зачастую встречают совсем не ласково, а подчас и вовсе ставят палки в колеса проекту, используя как раз те возможности "заматывания" любого вопроса, которые дает многоуровневая система власти на территории.
И эти процессы хорошо видны, например, в южных, наиболее экономически и инвестиционно привлекательных районах края. Мы помним, какие скандалы и бурление с активной мобилизацией всевозможной "экологической общественности" вызывали и вызывают промышленные инвестпроекты в Хасанском районе, где любой более-менее серьезный бизнес-план, как представляется, уже нужно прямо привязывать к избирательным циклам, чтобы провести "своих людей" в районную Думу, муниципальные комитеты и местные администрации, и лишь тогда надеяться, что проект все-таки будет реализован. И если рассуждать в этом несколько циничном – а скорее, прагматичном – ключе, то наличие двухуровневой системы муниципальной власти конкретно в Хасанском районе – негативный фактор для его экономического развития, нравится это кому-то или же нет.
— Вы считаете, что в той или иной степени этот фактор присутствует во всех районах края?
— Разумеется. И эти соображения также учитывались депутатами краевого Заксобрания, поддержавшими в июле этого года внесение соответствующих изменений об образовании муниципальных округов в устав края. Хотя, естественно, в публичном пространстве в большей степени озвучивались те "социальные выгоды", которые принесет жителям муниципалитетов упрощение властной вертикали. Безусловно, "Справедливая Россия" как партия прежде всего социальной направленности эти доводы о необходимости улучшения муниципального управления поддерживает. Хотя бы и с точки зрения того опять-таки прагматичного факта, что в подавляющем большинстве поселений края у глав и депутатов комитетов просто нет ресурсов для того, чтобы как-то положительно влиять на повседневную жизнь людей.
В лучшем положении находятся главы и мункомы районных центров, вот только используется это положение часто весьма сомнительным с точки зрения законности способом, когда жизнь людей в райцентре, конечно, улучшается, только этих людей – очень немного, и в основном они либо сами у власти в поселении, либо где-то "поблизости". И такая ситуация, как показывает совместный проект приморской "Справедливой России" и регионального отделения Союза журналистов России, к сожалению, скорее правило, чем исключение.
И элементарный анализ сложившейся ситуации показывает, что, например, к инфраструктурному кризису в регионе, который сегодня краевой власти приходится преодолевать практически в ручном режиме и за счет регионального бюджета, муниципалитеты приложили руку, так или иначе. Ведь мосты рушатся и асфальта нет в большей степени не на краевых, а на муниципальных дорогах, и в "мусорных войнах" виноваты именно главы районов и поселений, а не краевой департамент ЖКХ.
Так что реформа, хотим мы того или нет, была скорее вызвана, что называется, грубой реальностью, острыми проблемами, экономическими и социальными, а не просто какими-то "внутриполитическими" причинами, "войной элит" и т.п.
— В экспертном и журналистском сообществе края продолжают задаваться вопросом, почему первые округа в крае будут сформированы из районов, где вроде бы и так все более-менее нормально. Ведь логичным представляется начать с тех территорий, где и экономически, и социально факторы "многоглавости" дают наиболее негативный эффект?
— "Более-менее нормально", если говорить об Анучинском, Чугуевском и Пограничном районах, — это, во-первых, число оценочное, а во-вторых, очень однобокое суждение. Так, может быть, все видится из Владивостока, а вот у местных жителей мнение о "нормальности" их жизни, скорее всего, более критическое. Так что с точки зрения "социальной" составляющей реформы управление на этих территориях и его объективные недостатки и проблемы, о которых мы говорили, нуждаются в переформатировании и решении не меньше, чем в других районах.
Нужно учитывать еще и фактор времени и трудозатрат, необходимых для формирования того или иного округа. В "пилотной тройке" районов, как вы знаете, поселений совсем немного, и здесь процесс переформатирования в округ можно осуществить достаточно легко и быстро.
А вот в тех же Хасанском, Кировском, Хорольском районах, которые по результатам ведущихся сейчас обсуждений с участием муниципалов, краевой исполнительной и законодательной власти могут войти во вторую волну реформы, поселений достаточно много. Соответственно, здесь больше нюансов, больше действующих лиц, больше, в конце концов, людей, которые с переходом с двухуровневой системы на одноуровневую перестанут быть муниципальными чиновниками и депутатами. То есть без тщательной подготовки легко "наломать дров", нарушить права людей, требования законодательства. Исполнительная власть и депутатский корпус в крае это осознают, поэтому и спешки нет.
Но есть понимание, что процесс реформы – уже необратим, поскольку других вариантов нормально и результативно "двигать" экономику, восстанавливать инфраструктуру и приводить социальную сферу районов к нормальному для жизни людей уровню сегодня в крае нет.
Поэтому я, как представляющий в краевом парламенте "Справедливую Россию" депутат, поддерживаю эту реформу как необходимость и намерен контролировать – в том числе и во взаимодействии с общественностью и СМИ – ее ход.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, новый вид муниципального образования – муниципальный округ – появился в российском законодательстве в мае этого года. По закону, в его состав входит не менее трех объединенных общей территорией населенных пунктов. Но при этом сам округ не становится частью муниципального района – на его территории исключено существование двухуровневой системы местного самоуправления. Муниципальные округа могут быть образованы двумя способами – путем наделения соответствующим статусом городских округов, либо в результате объединения всех поселений, входящих в состав одного муниципального района. В Приморье было решено идти по второму пути.