Начальник управления транспорта администрации Владивостока Александр Иванов в интервью ИА PrimaMedia рассказал, почему в городе решили сократить количество автобусных маршрутов и увеличить в десять раз штрафы для перевозчиков, а также как решается вопрос транспортной доступности отдаленных районов.
Начальник городского управления транспорта Александр Иванов на встрече с жителями поселка Трудовое. Фото: vlc.ru
— Александр Владимирович, горожане взволнованы предстоящей реформой транспортной сети Владивостока. Многим непонятно, зачем в ней что-то менять?
— Сразу подчеркну, что вариант обновленной схемы транспортной сети, который был обнародован администрацией Владивостока – это всего лишь проект, который представлен горожанам для обсуждения.
На сегодняшний день во Владивостоке действуют 93 автобусных маршрута. Жителей напугало указанное в проекте количество автобусов – около 550. Тогда как действующий вариант маршрутной схемы, работающий в столице Приморья последние три года, предусматривает около 700 автобусов. Но в реальности на городских маршрутах ежедневно работают 540 — 560 автобусов, а не 700, прописанных на бумаге. Именно поэтому и возникла цифра в 544 автобуса, которые предложено сохранить, увеличив при этом их класс, а, следовательно, вместимость.
Поясню, что такое класс. Например, к малому классу относятся небольшие маршрутки, типа "Газель", в которых нельзя перевозить стоячих пассажиров. В администрации возникло предложение убрать их с дорог, так как они маловместительные и небезопасные. Сейчас на конечной остановке такой маленький автобус набивается битком пассажирами и не может дальше по маршруту взять ни одного человека. К тому же у таких транспортных средств высок риск опрокидывания. Мы хотели бы перейти к более вместительному и безопасному среднему и большому классу, где в каждом автобусе должна быть организована среда для малоподвижных граждан.
В новых муниципальных автобусах есть условия для перевозки маломобильных людей. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Новая маршрутная сеть возникла по итогам проведения подсчета пассажиропотока, который провела компания, с которой в июле 2019 года мы подписали соответствующий договор. В феврале – марте 2020 года она будет опубликована и разыграна в рамках Федерального закона №220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ", который регламентирует правила перевозки между перевозчиком и муниципалитетом.
Все городские маршруты будут разбиты на лоты и выставлены на аукцион на площадке Сбербанка на понижение субсидии, которая будет выделяться администрацией города. В аукционе смогут принять участие все 14 компаний — перевозчиков, которые на сегодняшний день работают во Владивостоке.
Подчеркиваю, что предложенный администрацией проект маршрутной сети начнет действовать не с 1 января 2020 года! Договора с нынешними перевозчиками подписаны до 17 июля 2020 года. Все они будут действовать. Мы эту работу осуществляем планово: сначала получили расчеты пассажиропотока, теперь обсуждаем с населением проект маршрутной сети.
Сотрудникам администрации поставлена задача – выезжать в каждый район Владивостока, встречаться с людьми на остановках, опрашивать их в автобусах. На сегодняшний день наши специалисты уже посетили остров Русский, поселок Трудовое, все рекомендации местных жителей были услышаны. Потому что эти районы реально отдалены от центра Владивостока, и сокращение маршрутов там вызывает серьезные опасения. В ближайшее время планируем выехать на мыс Эгершельд. Мы готовы выслушать каждого жителя, обсудить проблемы каждого района.
Начальник городского управления транспорта Александр Иванов — в центре. Фото: vlc.ru
На днях общались с жителями Первой речки, БАМа. Граждане очень просили не вносить корректив в маршрут №50, курсирующий от автовокзала до улицы Тухачевского. Мы это мнение учли и приняли решение его сохранить. Кроме того, рассматривается возможность добавить на это направление один автобус, а также увеличить класс работающих там транспортных средств.
Также скажу пару слов о районе Патрокла. Сейчас на улицу Сочинскую заходят два маршрута — №31 короткий и №75. Но микрорайон растет, поэтому в новой маршрутной сети мы в обязательном порядке планируем увеличить количество транспортных средств за счет автобусов среднего класса.
Сейчас решается вопрос по маршруту №60, который ходит на "Маяк", могу успокоить горожан – он будет сохранен. Также есть мысль продлить маршрут №49 до "Маяка", который свяжет Окатовую с Эгершельдом.
— Что конкретно было рекомендовано для Владивостока компанией, проводившей мониторинг? Верно ли, что в исследовании говорится об избытке автобусов на городских маршрутах?
— Конечно, в исследовании была отмечена излишняя насыщенность городской маршрутной сети автотранспортом. Согласно анализу, наш транспорт в течение рабочего дня загружен всего лишь на 30%. Конечно, в часы пик (утром и вечером) эта цифра существенно увеличивается. Но в основном в течение дня транспорт ходит полупустым. В связи с этим возникло предложение некоторые маршруты объединить, некоторые – пересмотреть, перенаправить.
Хотелось бы внести ясность: все принимаемые сейчас решения – это не абсолютная данность, которую потом никак нельзя будет изменить. Мы общаемся с людьми, рассматриваем жалобы, реагируем на них, отвечаем абсолютно всем. Будем тестировать, смотреть, делать выводы, вносить коррективы. Администрация учитывает и изменения рельефов города, и социальные вопросы.
— Очень много вопросов поступает от жителей района БАМа. Людей беспокоит дальнейшая судьба маршрутов № 17 и 85.
—К сожалению, у нас граждане обращают внимание только на заголовки. Прочитали, "планируется отменить маршрут №85" и начали бить тревогу. Для справки, маршрут №85 полностью дублирует маршрут №95, который ходит в Снеговую падь. Начинаешь объяснять, но люди возражают, что 95-й ходит раз в час. Чтобы решить эту проблему, мы планируем добавить на это направление до десяти автобусов среднего класса. В конечном итоге интервал движения пассажирского транспорта должен составить около 10 минут. То есть мы перенаправим, оптимизируем движение автобусов.
Да, дублирующий 85-й маршрут будет отменен, но добавятся автобусы на 95-й маршрут. Причем, будет увеличено не только количество транспорта, но и его класс, на маршрут выйдут абсолютно новые автобусы. Сейчас мы как раз ведем их приемку для ВПОПАТ №1. Эти изменения жители микрорайона смогут увидеть уже в течение ближайших двух недель.
Подчеркну, что обновленная схема перевозок на БАМе будет запущена в тестовом режиме. Хочу успокоить горожан, маршрут №85 на время тестов продолжит свою работу. Если что-то не получится, всё переиграем, отменим, оставим старую схему.
— Сейчас многие городские маршруты обслуживаются не муниципальными автобусами ВПОПАТ №1, а коммерческим транспортом. Куда денутся коммерческие автобусы после внедрения новой схемы?
— Закон подразумевает конкуренцию между перевозчиками. Поэтому у коммерческих компаний будет шанс поучаствовать в аукционе наравне с нашим ВПОПАТ 1. Мы никого не ограничиваем. Теоретически они могут выиграть, например, 95-й маршрут. Конечно, в обязательных условиях будет прописана необходимость убрать малый класс автобусов по причине его небезопасности. Еще одна задача, поставленная главой города Владивостока Олегом Гуменюком, это доступная среда в каждом автобусе. В "Газели" ее обеспечить также невозможно.
— Как вы планируете бороться со старыми методами работы некоторых перевозчиков, неадекватной борьбой за потребителей — например, простоями на остановках для большего сбора пассажиров, ездой наперегонки?
— За подобные действия предусмотрены штрафные санкции. Управление транспорта сегодня может выписывать штрафы размером от 5 000 до 8 000 рублей. За текущий год нами составлено протоколов на сумму более 1,5 миллионов рублей. Конечно, размер существующих штрафов перевозчиков — нарушителей не слишком пугает. Поэтому в будущем мы планируем увеличить их в десять раз. Соответственно штрафные санкции в новых договорах будут составлять 50 000 – 80 000 рублей.
Опять же, основные жалобы от потребителей поступают не на муниципальный, а на коммерческий транспорт. К сожалению, наши перевозчики не всегда точно выполняют свои договорные обязательства. В договорах прописано, что автобусы должны быть чистыми, оборудованы валидаторами, средствами для безналичной оплаты; транспортное средство должно соблюдать правила дорожного движения и так далее. Кстати, общаться по телефону водителю не запрещено, если у него есть гарнитура. А вот что касается грязи, к сожалению, сами пассажиры даже в новеньких автобусах порой ведут себя неподобающе: режут сиденья, рисуют маркерами.
У нас перевозчики раз в месяц пользуются услугами химчистки, чтобы только отмыть автобусы. Хотелось бы сказать: "Товарищи пассажиры, этот транспорт для вас куплен! Относитесь к технике бережно, соблюдайте элементарные правила гигиены и чистоты, тогда и эта техника прослужит городу дольше".
— Что ожидает жителей отдаленных загородных микрорайонов — Емара и Фанзавода? В новой транспортной сети их маршруты должны быть сокращены.
— С горожанами, проживающими на Емаре, встреча уже прошла, по их просьбе принято решение сохранить маршрут №28. Он будет работать, как и раньше. Более того, есть идея добавить на это направление дополнительный автобус.
Еще один отдаленный район, по которому планировалось сокращение длинного маршрута, с сохранением короткого – это Фанзавод. Сейчас в наше управление поступают противоречивые обращения от жителей этого района. Некоторые просят сократить его хотя бы до Второй речки, чтобы автобусы не застревали в городских пробках, что существенно увеличивает их ожидание. Однако, за это ратуют далеко не все. В общем, пока местные между собой не могут договориться, как будет лучше. Кто-то просит оставить маршрут до Луговой, кто-то – сократить его до Второй речки. Мы ведем работу по этому направлению, планируем еще раз встретиться с жителями Фанзавода и принять решение, которое устроит всех.
— Расскажите, как решился вопрос с транспортом острова Русского?
— Администрация города пошла навстречу местным жителям. Все мы понимаем, что маршрут №29Д – единственный, связывающий островные территории с центром города. Не смотря на рекомендации по пассажиропотоку, мы просто не могли отменить этот маршрут или сократить его до Океанариума. Встретившись с жителями, мы решили маршрут сохранить и даже увеличить число автобусов. Вместо трех, которые сегодня ходят по графику, здесь будут работать пять автобусов. Маршрут от Подножья до центра Владивостока остается без изменений, пассажирский транспорт там будет использоваться абсолютно новый.
Еще одна приятная для горожан новость — мы планируем провести мероприятие, направленное на популяризацию безналичной оплаты проезда и с помощью нашей транспортной карты ввести "пересадочный тариф". Что это такое? Этот тариф позволяет пассажиру оплачивать полторы оплаты вместо двойной при пересадке на другой маршрут. Правда, сделать это можно будет только через транспортную карту. Думаю, этот тариф придется по душе не только студентам. Он позволит не ждать долгое время на остановках "длинных" маршрутов, а пользоваться стыковочными, но, так сказать, со скидкой. То есть пассажир может в одном автобусе заплатить 28 рублей, затем перейти на другой маршрут и доплатить не полную сумму, а только 10 рублей. На сегодняшний день ничего подобного во Владивостоке нет.
— Новая маршрутная сеть подразумевает введение нового маршрута №5. Какова схема его движения?
— Маршрут №5 позволит жителям Чуркина и Окатовой быстрее добираться до центра города. Сегодня практически все автобусы с Чуркина в центр идут через площадь Луговую. Через мост следует только один маршрут №15, короткий. Поэтому был разработан 5-й маршрут. Планируется, что он стартует с Окатовой на Запорожскую, разворачивается на Спортивной, затем через Калинина заезжает на Золотой мост, спускается на Пушкинскую, Светланскую, далее следует до Покровского парка, доезжает до Суханова, снова возвращается мост, проезжает Диомид и возвращается на Окатовую. Такой кольцевой маршрут получится в итоге.
— Какое количество новых автобусов было закуплено городской администрацией в 2019 году? Сколько из них уже работает на маршрутах?
— В 2019 году администрация Владивостока планировала закупить 95 автобусов в рамках первого контракта. Причем 46 из них уже приняты на баланс ВПОПАТ №1. Остальные 49 автобусов сейчас находятся на стадии приемки. Это что касается первого контракта.
В рамках второго контракта планировалось закупить два электробуса с ультрабыстрой зарядкой. Эти автомобили уже отправлены во Владивосток из Москвы. После прибытия они будут переданы на баланс электрического транспорта Владивостока.
Терминалы для ультрабыстрой зарядки также уже в пути. Мы планируем установить такую заправку на Луговой: там уже идет подготовка, начато бетонирование, заливается плита, на которую будет установлена станина зарядной станции. Параллельно туда проводим линию постоянной и быстрой зарядки на 380 вольт. Планируется, что постоянная зарядка будет осуществляться в течение ночи, а днем от ультрабыстрой зарядки автобус может зарядиться за 10 минут, после чего 58 километров проехать на электротяге.
Уже в декабре 2019 года первый электробус начнет перевозку пассажиров, он будет ходить от Светланской до Луговой через Спортивную. Планируем показать жителям Владивостока, что это такое; устроить, так сказать, презентацию на центральной площади этого удивительного транспортного средства с отличной тягой.
Добавлю, что на сэкономленные в процессе закупок транспорта деньги мы смогли приобрести дополнительно пять автобусов среднего класса, они также будут поставлены во Владивосток до конца года. В итоге Владивосток получит не 95 автобусов, как было изначально запланировано, а 100, плюс еще два электробуса.
В планах администрации – повысить долю муниципального транспорта в городских перевозках. Это более управляемые перевозки, а также более качественные услуги на этом рынке. Например, почему в настоящее время количество транспорта вечером снижается? Потому что перевозчиков не пугают действующие штрафные санкции. А по новым контрактам они не только будут увеличены в 10 раз, но также будут предоставляться дотации. Соответственно, если перевозчик не вышел на маршрут или покинул его раньше времени, то он не получит деньги.
— Насколько активно горожане принимают участие в обсуждение проекта новой транспортной сети? Сколько предложений от них уже поступило?
— Хочу подчеркнуть, что администрация Владивостока готова к диалогу с жителями, предложенная измененная схема – это всего лишь проект. Поэтому высказывать свои пожелания и конструктивные предложения не только можно, но и нужно. Мы готовы всех выслушать, вникнуть, обсудить и принять оптимальное решение.
Прием предложений от горожан продолжается. Просим присылать на адрес электронной почты bus@vlc.ru. Отмечу, что на сегодняшний день уже получено около 2 тысяч таких предложений. Конечно, далеко не все из них конструктивные. Люди пишут не всегда по делу. Много критики. Поэтому вновь подчеркну — это проект, и сейчас идет его обсуждение. Конечно, мы не можем сделать так, чтобы от каждого подъезда ходил автобус, но постараемся организовать максимально комфортную и выгодную как для граждан, так и города транспортную схему.
Сейчас во Владивостоке действуют 93 автобусных маршрута. Фото: vlc.ru