На сайте PrimaMedia в прямом эфире прошла еще одна дискуссия большой программы Дальневосточного МедиаСаммита — "Искусство как экономический фактор развития региона" (12+). Деятели культуры из разных стран поговорили о связи искусства с экономикой. Эксперты выяснили, как заработать на искусстве, и определили, как влияет на русское искусство политическая ситуация, сообщает PrimaMedia.
Один из активно обсуждаемых на дискуссии вопросов – можно ли заработать на культуре и искусстве? Спикеры отметили, что на культуре завязан туризм, который приносит деньги региону и стране.
– 10 лет назад люди приезжали в Гренландию, только чтобы посмотреть на природу, животных. Их не интересовали люди, которые тут живут. Сейчас они приезжают, потому что читали про резчиков по кости или про маленький театр. И уже во вторую очередь их интересуют айсберги, — привела пример журналист, исследователь Арктики, писатель и художник Галя Моррелл.
Спикеры уверены, что заработать на искусстве может не только регион, но и сами творческие люди, которые сначала должны стать культурной ценностью, а потом начать создавать продукт уже в качестве бренда. При этом искусство не служит лишь экономике страны и финансовому обогащению культурных деятелей.
– В мире искусства, действительно, есть разделение на бизнес и благотворительность, но если вы возьмёте конкретного человека, то вы увидите и бизнесмена, и благотворителя одновременно. Люди, которые зарабатывают на искусстве, занимаются этим не ради денег, а потому что им нравится, – поделился глава благотворительного фонда Tsukanov Family Foundation Игорь Цуканов.
— В Японии часто говорят, что на искусстве можно зарабатывать, оно поднимает и туризм, и экономику, и регионы в общем. Но я думаю всё-таки, что искусство должно быть само по себе и не должно служить чему-то, — высказался управляющий директор отела культуры и искусства, "Японского фонда" (Japan foundation) Масанабу Ито.
От связи экономики с культурой перешли к культуре и политике. Участники попытались разобраться в вопросе "Как влияет политическая ситуация на русское искусство и его восприятие в Европе?". Мнения экспертов разделились: одни считают, что отношение к русскому искусству и продажи на рынке не зависят от политики в мире и внутри страны, другие уверены, что культура полностью отражает ситуацию на политической арене.
– Политическая ситуация нам мешает. Сейчас чтобы художнику сделать карьеру в Европе, ему нужно перестать быть русским художником. Мы чувствуем, что искусство сильно связано с политикой, в том числе и самой страны. Русское искусство не может быть частью мирового, если оно гнобится внутри страны. Когда слово модернизация является ругательным в государстве, художник становится оппонентом власти, проигравшим, — высказался коллекционер, галерист и арт-менеджер Марат Гельман.
Завершилась дискуссия обсуждением будущего Владивостока как возможной культурной столицы. Позитивную ноту внёс Масанабу Ито, который сказал, что он возлагает большие надежды на Владивосток:
— В Японии многие обращают на него внимание, ведь для нас это ближайший европейский город, причём интересный, красивый.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Культурные горизонты Приморья". Цель проекта — популяризация социально значимых культурных мероприятий Приморского края.