- Юрий Михайлович, сейчас наиболее существенные госинвестиции идут преимущественно в два региона страны: Приморский и Краснодарский края. Быть может, этого достаточно, и никакого производства здесь развивать не стоит?
- Да, строятся газо- и нефтепроводы, мосты и федеральные университеты, это хорошо.
Но вдруг окажется, что российские углеводороды Китаю больше не нужны? А наша молодежь не найдет на Дальнем Востоке применения своей энергии и предприимчивости? Страшно представить: мегапроекты, в которые вложены миллиарды долларов, не окупятся. Некому будет поступать в ДВФУ и ходить в Оперный театр.
Строители моста на остров Русский во Владивостоке приступили к монтажу вантовой системы.. Автор: Геннадий Шишкин.
- При этом в СМИ широко освещается начало строительства нескольких крупных предприятий в Приморском крае...
- Как раз вокруг мощных корпораций, промышленных гигантов, хорошо развивается сфера услуг; подрядные организации, которые выполняют работы, которыми "монстрам" заниматься недосуг; инновационные предприятия. Таков мировой опыт.
Существует ряд перспективных направлений экономики, которые успешно развивались на Дальнем Востоке в советские, а то, еще и в дореволюционные времена. Это рыбопереработка, лесопереработка, горная промышленности, строительство, предприятия ВПК. Хорошие перспективы есть и новых для нас отраслей. Допустим, марикультура, для которой в Приморском крае - уникально благоприятные природные условия.
Для того, чтобы эти отрасли заработали, необходимы серьезные инвестиции.
- Почему госинвестиции выделяются хорошо, но, в то же время, существуют проблемы с привлечением частных инвестиций?
- В Приморье даже местные предприниматели испытывают огромные трудности с реализацией тех или иных проектов. А мы говорим об иностранных деньгах. Зарубежные коллеги не раз интересовались у меня, как у представителя "Опоры" - куда в Приморье можно выгодно вложить деньги, под серьезные гарантии?
Земельный вопрос в регионе стоит остро, получить землю дорого и сложно, кредиты предоставляются на кабальных условиях, транспортные расходы и энерготарифы высокие, принятие решений в кабинетах чиновников забюрократизировано. Как в таких условиях продвигать бизнес?
Неудивительно, что приморские предприниматели регистрируют компании в других регионах России, как правило, на западе страны, уезжают туда с семьями. К сожалению, условий для развития экономики на Дальнем Востоке не создано.
- Насколько разумным является предложение ЛДПР освободить местные предприятия от налогов?
- В нашей стране предостаточно научных центров и грамотных экономистов. Они-то и должны сказать, как довести долю малого и среднего бизнеса в структуре валового регионального продукта с нынешних 22,3 % до 65%. Ведь такую задачу поставили президент и правительство.
Строительство судостроительной верфи в Большом Камне.. Автор: Константин Сергеев.
Конечно, радикальное снижение налогов – не единственный путь.
Существуют свободные экономические, оффшорные зоны, территории беспошлинной торговли, масса других форм хозяйствования, которые могут помочь региону развиваться.
Рассмотрим положительный исторический опыт. В конце XIX-начале XX века Владивосток был порто-франко - пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Целых 48 лет, дольше, чем Одесса. В это время южный регион Дальнего Востока по темпам своего экономического развития, использованию машин в промышленности и сельском хозяйстве, по образовательному уровню населения опережал не только Россию, но и США.
Какие варианты лучше – должны, опять-таки, определять не политики, иначе это попахивает популизмом. Здесь должно сказать свое слово научное сообщество.
- Нам говорят – вот, состоится саммит АТЭС в 2012 году, а затем начнется совсем другая жизнь?
- Во-первых, не стоит обольщаться насчет того, что сюда рекой потекут инвестиции, а, во-вторых, ждать, пока пройдет саммит. Рядом – стремительно развивающиеся страны АТР, мы граничим с самой большой по населению страной мира, не скрывающей лидерских амбиций. Наши соседи не будут дожидаться, пока русский Иван проснется.
Дмитрий Медведев на острове Русский 30 июня 2011 года.. Автор: Александр Огневский.