13 марта 2012. Если в Москве, Санкт-Петербурге иностранный турист в среднем тратит около 1,5-1,7 тысяч $, то во Владивостоке эти траты ограничиваются 17$. Это лишь подчеркивает тот факт, что для туристов Владивосток пока не представляет повышенного интереса. Причем сюда не спешат не только иностранные туристы, но и российские путешественники предпочитают выбирать для отдыха другие уголки родного отечества. Тем не менее, у Приморья есть все возможности стать настоящим туристическим "полигоном" для туристов любого класса, достатка и происхождения. Созданная в крае программа по развитию туризма призвана продемонстрировать туристический потенциал региона, а также создать возможности для позиционирования Приморья как места интересного и неповторимого для отдыха. Своим мнением по этому поводу с корр. РИА PrimaMedia поделились представители турбизнеса и административных структур.
Поток туристов в Россию может быть увеличен минимум в два раза, и тогда Россия сместится вверх с 59 места, которое она занимает сейчас в области туризма, уверен президент РФ Дмитрий Медведев. Россия является одним из мировых лидеров по количеству объектов природного и культурного наследия, поэтому базовые предпосылки для роста туристического потока на лицо. Для того, чтобы эти задачи были осуществлены, каждый регион занялся разработкой программы по развитию туризма.
Туристический потенциал России еще далеко не исчерпан, это касается и въездного, и внутреннего туристического потока. В этом абсолютно убежден руководитель Ростуризма Александр Радьков:
- Если брать внутренний турпоток, то в прошлом году он составил 33,3 млн человек. Безусловно, самым востребованным направлением стал пляжный туризм - 38%. Второй по значимости - культурно-познавательный туризм, это 20%. Дальше идет деловой и оздоровительный туризм. Большие перспективы имеет сельский туризм, круизный и так далее, отметил в интервью "Российской газете" руководитель Ростуризма. - Что касается въездного турпотока, то тут цифры достаточно скромные.
Общий объем въезда иностранцев в Россию в прошлом году составил почти 25 млн. Но из этих поездок чисто в туристических целях - всего 2,3 млн.
Справка. В ноябре 2011 года в Приморье была подписана программа по развитию туризма в Приморском крае. Программа рассчитана на шесть лет, общий объем финансирования составляет за счет средств краевого бюджета 460 млн рублей. Одним из индикаторов выполнения программы станет увеличение туристического потока до 1 млн 610 тысяч человек в год, из которых 1 млн 300 тысяч человек будут россиянами, а остальные иностранцами.
Заказчиком и разработчиком программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае" на 2011-2016 год" выступил департамент международного сотрудничества и туризма Приморского края. Данная программа направлена на повышение благосостояния и комфортности проживания населения Приморья за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, обеспечение качества и доступности туристских услуг в регионе.
Как считает директор департамента международного сотрудничества и туризма Евгений Маркин, у Приморского края есть все возможности, чтобы стать истинной туристической Меккой, причем как для россиян, так и для иностранных туристов:
- На территории Приморья реализуются крупные международные и национальные проекты, создающие основу для формирования качественного иного, соответствующего мировым требованиям высокоэффективного туристского комплекса. Это развитие сервисной и транспортной инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012, создание на территории острова Русский туристско-рекреационной особой экономической зоны, подготовка к учреждению в крае национального парка "Земля леопарда", создание игорной зоны "Приморье", реализация проекта "Открытое небо".
Справка. В 2011 году в край приехали 82 414 иностранцев, что на 22% больше, чем в 2010 году. Отмечен рост международного выездного турпотока на 33%, всего за рубеж в 2011 году выехал 651 371 человек. Объем внутреннего турпотока составил более 700 тысяч турпоездок.
Сергей Спирин, директор владивостокской компании Lucky Tours уверен, что интересы туркомпаний программа развития туризма не затрагивает:
- То, что сказал президент страны о создании региональных программ и об увеличении турпотока - это не новость. К этой теме возвращались многократно. Ну, разработали у нас программу, а дальше что? Может, для туризма как такового она и подойдет, но турфирмы в рамках этой программы остаются в стороне. Нам предлагают брать кредиты, а зачем они нам? Мы не занимаемся строительством, у нас нет транспортного парка, за нами не стоит сеть отелей...
Эта программа никак не позиционирует Приморский край за пределами региона. Это значит, что участие в выставках не предусмотрено.
Иногда смотришь на своих коллег из других регионов, как они готовятся к выставкам, какую помощь им оказывает администрация. У нас же турфирмы пиарят край за счет собственных ресурсов. Мы уже не первый год на рынке, но сейчас решили свести выставочную деятельность к минимуму. У нас есть клиент, и российский, и иностранный, он к нам идет, мы ему гарантируем достойный отдых.
Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук:
- У Приморья грандиозные планы - через четверть века увеличить въездной туризм до 1,5 млн человек. Но учитывая такой срок, возможности региона, это ничтожно мало по сравнении с тем финансовым вливанием, который осуществляется в преддверии саммита АТЭС-2012. Сейчас ежегодно во Владивосток заходят и швартуются у причала от 3 до 7 "принцесс" ежегодно.
На сегодня каждый иностранец, прибывающий во Владивосток на борту такой вот "принцессы", оставляет в среднем всего лишь 17 $. А нужно, чтобы оставлял минимум 170$, а лучше 1700$.
Только тогда казна города и края смогут получить действительно ощутимое пополнение. А пока на причале будут торговать военными фуражками, шинелями и флагами подпольные коробейники, ситуация таковой и будет оставаться. А вот когда сумеем повернуть иностранцев к себе лицом, создадим им возможность тратить у нас деньги, тогда и россияне из западных регионов поедут во Владивосток смотреть на "край земли".
Заместитель директора (куратор российского рынка) Японской национальной туристической организации Валентин Шестак: - -
- У Приморья, действительно, огромный туристический потенциал. Но не стоит смотреть только в сторону иностранных туристов. Сегодня, по моему мнению, необходимо развивать именно внутренний туризм - ведь это основное, что должно кормить туристическую отрасль. Без этого никуда. А иностранный турист и сам потянется. Что касается внутреннего въездного туризма, то сегодня надо работать над "омоложением сегмента". Молодежь - это те, кто двигает его развитие. При разработке планов по развитию туристического сегмента не стоит сбрасывать со счетов и мнение женщи . Ведь именно им зачастую принадлежит право выбора направления поездки. Поэтому нужно думать: как и чем привлечь молодежь на Дальний Восток.
Кроме того, нужно добиваться, чтобы каждый дальневосточник, приезжая за границу, мог сам рассказать об элементарных туристических достопримечательностях региона.
Сегодня не нужно даже открытки покупать - просто покажите фотографии людям. Ведь именно общение порождает туризм.