21 июня 2013. Негативные экологические и экономические эффекты могут дать некоторые положения закона "Об аквакультуре", который, как предполагается, Госдума примет в третьем чтении сегодня, 21 июня. Рыбодобытчики начнут строить в речных бассейнах рыбоводные заводы – но не для воспроизводства популяции лососевых рыб, а для увеличения собственной квоты на добычу. Такое мнение высказал в интервью, опубликованном порталом Fishnotice.com, координатор морской программы WWF России Константин Згуровский, сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, что сегодня, 21 июня, на пленарном заседании Госдумы РФ назначено голосование по принятию в третьем (окончательном) чтении законопроекта "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". "Час голосования" начнется в 17.00 (мск).
Представителя WWF России Константина Згуровского беспокоит, в частности, прописанная в законопроекте возможность и единый порядок заключения госконтрактов на воспроизводство водных биологических ресурсов, что означает - на право получения госзаказа смогут претендовать все желающие независимо от формы собственности.
"Нас беспокоит, что с вступлением в силу нормы, о которой говорил Георгий Карлов, при обеспечении господдержки частные ЛРЗ начнут расти, как грибы после дождя.
И каждый владелец речного бассейна, у которого здоровая нормальная популяция, захочет поставить завод, чтобы увеличить объем возврата и соответственно свою квоту.
Все это основано на устойчивых мифах о том, что искусственное воспроизводство якобы может существенно поднять вылов или в неурожайные годы увеличить возврат лососей. Пока никаких подтверждений такому оптимизму мы не находим", – отметил Згуровский.
По мнению эколога, на Дальнем Востоке только 10%-15% лососевых заводов являются экономически эффективными и более-менее обеспечивают лососевый промысел, остальные же работают "впустую". В качестве примера Константин Згуровский приводит Камчатку, где уже есть масштабная программа строительства рыбоводных заводов – их количество планируется довести до нескольких десятков.
"Эффективность пяти камчатских рыбоводных заводов крайне низкая. С учетом возможного нелегального промысла себестоимость рыбы в возврате составляет от 1-й до 4 тысяч рублей за килограмм. Это очень существенные расходы, которые несет или государство, или частный бизнес. Какая экономика может на этом деле вырасти? Чтобы добиться самоокупаемости, например для Кеткинского завода, надо повысить возврат до 10%, чего, собственно говоря, еще нигде в мире не зафиксировано и вряд ли возможно", – считает эколог.
Государству не следует вкладывать средства в строительство лососевых рыбоводных заводов (ЛРЗ) без строгой оценки их эффективности и четких критериев - когда действительно надо строить ЛРЗ, а когда нет. Может случиться так, что вложения просто не окупятся, а ущерб популяции будет несоизмеримым, подчеркнул Згуровский.
"Мы уже несколько лет пытаемся оценить, какова все-таки эффективность искусственного воспроизводства лососевых. Цифры, названные промышленниками, вызывают большие сомнения, поскольку мечение за редким исключением практически не производится. А оценить эффективность возврата можно, только помечая рыбу и организуя учет этих меток. Сейчас же все построено на количестве выпущенной молоди", – отмечает эксперт WWF России.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, эффективность рыбоводных заводов на Сахалине в плане искусственного воспроизводства популяции тихоокеанского лосося вызывает большие сомнения у местных экологов.
По мнению руководителя "Экологической вахты Сахалина" Дмитрия Лисицына, по преимуществу в реки острова заходят "дикие" лососи, но отнюдь не искусственно разведенные.
Лососевые рыбоводные заводы на Сахалине стали "прикрытием" для хищнического лова лососевых рыб. При этом "доступ" к построенным на федеральные бюджетные средства предприятиям получают лишь четыре-пять компаний, монополизирующих отрасль. Такое мнение ранее высказывали участники "Союза рыбаков Сахалинской области", объединяющего предприятия малого и среднего бизнеса островного региона.
В своем письме главе Минсельхоза РФ Николаю Федорову участники "Союза рыбаков" отметили, что рыбная отрасль Сахалина и Курил оказалась в руках "избранных" компаний. Хищнический лов тихоокеанского лосося, который практикуют "рыбные короли", ставит вид на грань не только экономического, но и полного биологического уничтожения.
По мнению рыбаков, крупные компании – такие, как ЗАО "Гидрострой", 100% акций которого принадлежит сенатору от Сахалина Александру Верховскому – без стеснения используют для монополизации отрасли в регионе свой лоббистский потенциал и административный ресурс.
Согласно письму губернатору Сахалинской области Хорошавину, направленному еще в мае 2012 года, накануне путины, идея "выдавить" из рыбного бизнеса региона компании, не получившие доступ к рыбоводным заводам, принадлежала именно "рыбным королям" - ЗАО "Гидрострой", ЗАО "Пеленга", ЗАО "Сахалинлизингфлот" и ряду других.
Предстоящая путина-2013 обещает стать весьма прибыльной для Александра Верховского, представляющего в Совете Федерации РФ островной регион. На Итурупе – своеобразной "бизнес-вотчине" принадлежащей сенатору компании "Гидрострой" - ловить горбушу в предстоящую путину можно будет не только на месяц дольше, но и в два раза больше, чем в среднем по региону.
Между тем одним из главных своих свершений на посту члена Совета Федерации РФ от Сахалинской области Александр Верховский считает то, что ему удалось-таки занять "определенное место" в сенатском комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, в ведении которого среди прочих находятся и вопросы рыбной отрасли. Свою миссию Верховский видит в лоббировании – как он утверждает – "интересов области", о чем он с гордостью заявил депутатам Сахалинской облдумы 16 мая этого года, ранее сообщало агентство.
Кроме того, публично рассуждая о необходимости "поддерживать отечественного товаропроизводителя", на деле сенатор обеспечивает сырьем рыбопереработчиков стран АТР – с помощью принадлежащей ему компании ЗАО "Гидрострой", которая владеет большими квотами на добычу рыбы и морепродуктов в Дальневосточном бассейне и чья деятельность имеет ярко выраженную экспортную направленность.