6 мая 2014. Отсутствие комплексного плана развития территории Приморья и недостаток привлекательных для инвесторов территорий зон приводят к скученному размещению инвестпроектов. По мнению ведущих приморских экономистов, размещение угольного терминала в бухте Суходол может быть следствием недоработок в стратегическом планировании развития региона. Неизбежно же возникающие от такого соседства риски можно уменьшить, сделав терминал полностью закрытым, то есть безопасным для окружающей среды, считают опрошенные РИА PrimaMedia эксперты.
Напомним, во время заседания экспертного совета эколог Владимир Раков высказал опасения, что угольный терминал в бухте Суходол может помешать нормальному функционированию игорной зоны и рыбного кластера. По его мнению, если терминал не будет полностью закрытым, то угольная пыль накроет бухты Муравьиную и Теляковского, а также детский лагерь "Океан".
Александр Латкин , Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
По мнению директора Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктора экономических наук, профессора Александра Латкина, соседство будущего угольного терминала с рыбным кластером и игорной зоной обусловлено "движением" инвесторов на юг Приморья ввиду малого количества зон для инвестпроектов в других частях края.
- В Приморье осталось не так много зон, где можно было бы разместить инвестиционные проекты. Соответственно, все устремились в сторону Находки. Угольный терминал содержит экологические риски, и свести их к минимуму можно в том случае, если терминал будет закрытого типа. Тогда игорная зона и рыбный кластер не пострадают, - сказал экономист.
Юрий Авдеев, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
В свою очередь, некоторые эксперты уверены, что появление новой "инвестиционной троицы" - результат неудачного планирования, а не отсутствия перспективных зон под инвестпроекты. Так, по мнению директора Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов ДВО РАН Юрия Авдеева, само размещение угольного терминала рядом с рыбным кластером свидетельствует о недоработке стратегического плана и нежелании работать на перспективу.
- Беда не в том, что не хватает места, а в том, что мы решаем все по частям, а не в комплексе. Складывается впечатление, что стратегический план отсутствует, а если он и есть, то жизнь определенно идет мимо него. Нужно работать на перспективу, хотя бы на 25-50 лет вперед. Тогда можно было бы привлекать экологов и инвесторов, вести конструктивное обсуждение. Мы же продолжаем натыкаться на одни и те же грабли.
В то же время хочу отметить, что я не всегда согласен с позицией экологов, потому что порой они просто говорят, что строить нельзя, но не предлагают никаких альтернатив. Это не правильно, стороны должны искать компромиссы. Экологии нужно уделять внимание, но развитие края остановить нельзя, - считает Юрий Авдеев.
Виктор Белкин , Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Директор школы экономики и менеджмента ДВФУ, доктор экономических наук, профессор Виктор Белкин считает, что помимо комплексного плана развития территории нельзя забывать о цивилизованном решении проблем, вызванного экологическими рисками терминала.
- Я согласен с тем, что комплексный план развития территории по сути отсутствует. Но важно понимать, что главное - не само строительство, а в оборудование. Проблемы нужно решать цивилизованно. Если речь идет об угольном терминале, то нужно большое внимание уделять проекту, использовать новейшие технологии. Потратить больше денег, но сделать так, чтобы экология или другие объекты не пострадали. Просто запрещать строительство тоже неправильно, потому что край должен развиваться, - сказал профессор.
Андрей Аксенов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
По мнению директора АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" Андрея Аксенова, развитие экономики Приморья должно быть сбалансированным, а такие проекты, как угольный терминал в бухте Суходол, не должны строиться без привлечения общественности и с нарушением законодательства.
- Хочу отметить, что развитие экономики Приморского края должно осуществляться сбалансированно. При этом нам стоит использовать все конкурентные преимущества, которые дала региону сама природа. Считаю, что строительство любых, даже самых привлекательных объектов, должно осуществляться с соблюдением существующего законодательства, в том числе, экологического. Кроме того, к обсуждению таких сложных проектов как строительство угольного терминала в бухте Суходол обязательно нужно привлекать общественность, что сейчас и делается.
Выводы относительно влияния строительства угольного терминала в бухте Суходол на экологию Шкотовского района и территорию вокруг игорной зоны пусть делают эксперты. Окончательных заключений и результатов общественных слушаний ждать остается недолго, - сказал Андрей Аксенов.
Отметим, что депутат Законодательного собрания Приморья Евгений Зотов предложил оснастить порты технологичным оборудованием по мониторингу выбросов и очистке воздуха. Проект одобрили на заседании общественного экспертного совета по экологической безопасности и направили на рассмотрение в администрацию Приморского края и Думу Владивостока.
Ранее агентство сообщало, что холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (г. Кемерово) подписала соглашение о строительстве в бухте Суходол угольного терминала. Еще в 2013 году эксперты стали подсчитывать, что в результате этого получит Приморский край: кроме ухудшения экологии – невозможность создания туристско-развлекательной рекреационной зоны и огромные пробки на железнодорожных линиях.