Экологические и репутационные потери понесет Приморье из-за угольного терминала в Суходоле

Эксперты не нашли в проекте холдинга "СДС-Уголь" экономической выгоды для края

22 мая 2014. Экономическая выгода для Приморья от строительства сибирским холдингом "СДС-Уголь" угольного терминала в бухте Суходол будет ничтожно мала в сравнении с экологическими и репутационными потерями края от этого строительства. Кроме того, пропускная способность Транссиба не способна обеспечить транспортные запросы сибирского холдинга, что может обернуться огромными пробками на железнодорожных линиях на дальневосточном направлении. Такие мнения прозвучали на заседании краевого общественного экспертного совета по привлечению инвестиций, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Одним из вопросов прошедшего в среду, 21 мая, заседания совета стало грядущее строительство угольного терминала мощностью 20 млн тонн в бухте Суходол Шкотовского района Приморья. Возвести новые портовые мощности по перевалке угля в Приморье намерен холдинг "Сибирский деловой союз"(Кемерово) совместно с компанией Volga Group, являющейся одним из собственников ООО "Морской порт Суходол". Цели и задачи масштабного проекта экспертам представил приглашенный на заседание генеральный директор ООО "Морской порт Суходол" Павел Колбасюк.

Главной целью проекта, по словам Колбасюка, является "обеспечение доступа малых и средних угледобывающих предприятий, одним из которых является "СДС-Уголь", на азиатские рынки и расширение их экспортных возможностей.

Гендиректор отметил, что строительство угольного терминала в бухте Суходол согласовано с администрацией Приморья (заключен договор – прим. ред.), а также включено в ряд госпрограмм. Упомянул Павел Колбасюк и о том, что проект уже прошел процедуру общественных слушаний и готовится к государственной экспертизе.

Согласно представленной гендиректором ООО "Морской порт Суходол" презентации проекта, предполагается поэтапное строительство угольного терминала, часть инфраструктуры которого будет "закрытого" типа: помещения под погрузку, конвейеры, контейнероопрокидыватели. 

Вместе с тем, складирование угля предполагается сделать открытым и с применением, по словам Колбасюка, "современных технологий, которые обеспечат экологическую безопасность прилегающих территорий".

- Склад угля расположится между двумя сопками и будет находиться в 500 метрах от моря. Проект предполагает установку ветрозащитных барьеров, оросительных систем "обеспыливания", а также целой системы боковых перегородок, препятствующих распространению угольной пыли на прилегающие территории. Эта технология позволит избежать нанесения вреда экологии, - заявил Колбасюк.

Инвестиции в проект со стороны "СДС-Уголь" составят 18 млрд рублей, а государство вложит в проект 2,8 млрд рублей. Срок окупаемости проекта, по словам спикера, составит 10 лет.

- Таким образом, при выходе терминала на полную мощность, ежегодные налоговые поступления в региональный и федеральный бюджеты составят 500 млн рублей, - подытожил Павел Колбасюк.

Член экспертного совета, профессор кафедры математических методов школы экономики ДВФУ Александр Абрамов поинтересовался у Павла Колбасюка, каков будет вклад угольного терминала в бюджет Приморского края, на что тот не смог ответить.

- Спешу напомнить коллегам, что весь бюджет Приморского края составляет порядка 60 млрд рублей и 250 млн рублей налогов, которые в лучшем случае будут оставаться в Приморье, это копейки по сравнению с теми рисками, которые получит край в результате деятельности терминала. Посмотрим со стороны простой экономики. Возьмем валовой региональный продукт (ВРП). Каков будет вклад терминала в него, сколько процентов? А вот, например, в 6 км от терминала находится бухта Муравьиная, где строится игорная зона. Насколько я знаю, до 2020 года планируется, что посещать ее будут 12 млн человек в год. Допустим, каждый из них оставит в казино по 1 тысяче долларов, а это 12 млрд долларов в год. Вклад в ВРП игорной зоны в данном случае составит от 5 до 12% и это ощутимо для экономики региона. Но возможным посетителям игорной зоны вряд ли понравится соседство с пылящим угольным терминалом. А если утонет какое-то судно, произойдет столкновение грузового судна с круизным лайнером, вряд  ли после этого будет наплыв желающих посетить игорную зону, - высказался Абрамов.

Кроме того, эксперт высказал удивление по поводу запланированных мощностей будущего терминала, отметив, что пропускная способность Транссибирской магистрали ограничена и составляет 60 млн тонн в год, в связи с чем неясно каким образом "СДС-Уголь" собирается доставлять свои 20 млн тонн угля в Приморье.

- По программе развития края в Приморье заявлено портов на 100 млн тонн грузов в год. Как все это будет провозиться по Транссибу мне неясно. Компания "Мечел" (собственник угольного терминала в Посьете – прим.ред.) испытывает трудности с провозом дополнительных 7 млн тонн, то уж 20 млн тонн, есть большие сомнения по этому поводу. Кроме того, когда будет запущен космодром "Восточный", ракеты для запусков будут перевозить из европейской части страны по железной дороге, это уже известно. Пропускная способность в этот период упадет еще больше. Это только, исходя из экономики, - подытожил Абрамов.

Напомним, что о рисках для экологии и невозможности создания привлекательной туристско-развлекательной рекреационной зоны в случае строительства угольного терминала в бухте Суходол, говорят и члены общественного экспертного совета по экологической безопасности Приморского края. В частности эксперты предполагают, что общественность края была дезинформирована, так как ранее заявлялось, что "СДС-Уголь" планирует строительство терминала закрытого типа, а в ходе общественных слушаний выяснилось, что терминал будет "закрыт" лишь частично. 

Ранее РИА PrimaMedia сообщало, экологи Приморья опасаются, что участь поселка Посьет постигнет бухты Суходол, Теляковского и Муравьиную.

По мнению эколога Владимира Ракова, угольный терминал может помешать нормальному функционированию игорной зоны и рыбного кластера. Эксперт считает, что, если терминал не будет полностью закрытым, угольная пыль накроет бухты Муравьиную и Теляковского, а также детский лагерь "Океан".

Отметим, что губернатор Приморского края призвал приморских депутатов ускорить работу по введению на законодательном уровне запрета на открытое хранение угля. Владимир Миклушевский акцентировал внимание на актуальности данного вопроса в рамках взаимодействия будущего терминала с другими инвестиционными проектами, реализующимся на юге края.

Отметим, что новость о соседстве с угольным терминалом в Приморье шокировала руководство ВДЦ "Океан". Начальник образовательного комплекса лагеря Этери Марзоева считает, что в учреждении дети должны отдыхать и набираться сил, а не дышать угольной пылью. В свою очередь, представители японского исследовательского института Nomura отмечают, что для рыбного кластера соседство с угольным терминалом нежелательно.

Напомним, холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (г. Кемерово) подписала соглашение о строительстве в бухте Суходол угольного терминала с администрацией Приморья. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость