Проектировщики угольного терминала "СДС-Уголь" в Приморье "переместили" объект из бухты Суходол в бухту Теляковского, отмечают члены краевого Общественного экспертного совета по экологической безопасности. Между тем такие "территориальные игры" противоречат, по мнению экспертов, стратегии развития края до 2025 года, а также - условиям соглашения между угольщиками и администрацией Приморского края. Члены Общественного совета считают, что проектанты терминала ввели и продолжают вводить в заблуждение власти и общественность края не только по вопросу действительного размещения экологически сомнительного объекта, но и по поводу технологий, с помощью которых угольщики намереваются "обеспечить безопасность" углеперевалки, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Решение о "перемещении" угольного терминала из одной бухты в другую возмутило членов Общественного экспертного совета по экологической безопасности Приморского края. По их мнению, действия "СДС-Угля" противоречат стратегии развития Приморского края до 2025 года, схеме территориального планирования РФ (раздел Водный транспорт, п. 46), утвержденную распоряжением Правительства РФ № 384-р от 19.03.2013 года и "Соглашению о взаимном сотрудничестве при реализации проекта" с администрацией Приморского края от 24.07.2013 года.
По мнению члена экспертного совета, доктора биологических наук, главного научного сотрудника Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Владимира Ракова, таким образом общественность и власти были введены в заблуждение.
"Вводятся в заблуждение население края, общественность и властные структуры о том, что морской угольный перегрузочный комплекс находится в бухте Суходол, тогда как на самом деле к этой бухте он не имеет никакого прямого отношения.
Угольный терминал (его морская часть), а также значительная часть его перегрузочного комплекса находятся в бухте Теляковского, на побережье этой бухты и в пределах ее водосборной площади. Кроме того, часть объекта расположена в водосборной площади бухты Муравьиной (в районе мыса Виноградного), и бухты Суходол совершенно не касается", - отмечает эколог.
Можно предположить, что заказчиков, "переместивших" угольный терминал из одной бухты в другую, привлекла практически готовая под разгрузку и хранения угля площадка бывшего военного аэродрома "Пристань" со взлетно-посадочной полосой протяженностью около 1,5 км, а также близость железнодорожной станции Смоляниново, от которой можно проложить ветку железной дороги.
Однако бухта Теляковского является мелководной, что для подхода крупных современных судов предполагает с одной стороны строительство длинного угольного пирса, а с другой – длинного подходного канала.
На дноуглубительные работы по проекту запланированы 2,8 млрд рублей, которые, как отмечают экологи, будут потрачены из федерального бюджета.
В своих замечаниях к проекту строительства экологи отмечают, что в результате этих работ будет нанесен огромный ущерб гидробионтам на площади около 80 га, а рыбопромысловые участки № 36, 37 и 38 будут выведены из строя.
"Кроме того, с учетом выраженных масштабов работ значительный экологический ущерб следует ожидать при свалке этого грунта в морской акватории залива Петра Великого", - говорится в замечаниях, составленных экологами.
Также стало известно, что проект будущего терминала включает открытый склад угля емкостью около 1,57 млн куб. метров, о чем говорится в протоколе заседания Общественного экспертного совета по экологической безопасности от 29 апреля 2014 года. Из вышесказанного эксперты делают предположение, что общественность края была дезинформирована, так как ранее заявлялось, что "СДС-Уголь" планирует строительство терминала закрытого типа.
"Проект терминала, исходя из заявленной технологии и занимаемой территории, в целом базируется на устаревших технико-технологических решениях, а это приводит к завышенным потребностям в территории.
Применение закрытых технологий позволит спроектировать значительно более компактный терминал, снизить потребности в земельных ресурсах и упростить использование прилегающих территорий", - утверждают экологи.
Отметим, что губернатор Приморского края призвал приморских депутатов ускорить работу по введению на законодательном уровне запрета на открытое хранение угля. Владимир Миклушевский акцентировал внимание на актуальности данного вопроса в рамках взаимодействия будущего терминала с другими инвестиционными проектами, реализующимся на юге края.
Ранее РИА PrimaMedia сообщало, экологи Приморья опасаются, что участь поселка Посьет постигнет бухты Суходол, Теляковского и Муравьиную.
По мнению эколога Владимира Ракова, угольный терминал может помешать нормальному функционированию игорной зоны и рыбного кластера. Эксперт считает, что, если терминал не будет полностью закрытым, угольная пыль накроет бухты Муравьиную и Теляковского, а также детский лагерь "Океан".
Отметим, что новость о соседстве с угольным терминалом в Приморье шокировала руководство ВДЦ "Океан". Начальник образовательного комплекса лагеря Этери Марзоева считает, что в учреждении дети должны отдыхать и набираться сил, а не дышать угольной пылью. В свою очередь, представители японского исследовательского института Nomura отмечают, что для рыбного кластера соседство с угольным терминалом нежелательно.