15 апреля 2015. Законопроект о свободном порте Владивосток (СпВ), пропущенный разработчиками в лице Минвостокразвития через беспрецедентное по своим масштабам обсуждение общественностью, бизнесом и экспертным сообществом практически готов, и в конце текущей недели поступит на согласование в правительство. В ходе бесчисленных совещаний, встреч, круглых столов и конференций, проведенных разработчиками в Приморье, первоначальная концепция "порто-франко" для Владивостока изменилась до неузнаваемости, но, по мнению экспертов, до сих пор не учитывает все реалии и специфические особенности региона. Ведомство же, скорее, исходит из жестких сроков, поставленных президентом, планируя вносить коррективы уже после принятия закона, сообщает РИА PrimaMedia.
Как совершенно справедливо заметил вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев, выступая на очередной встрече с общественностью в лице членов Общественной палаты Приморья сегодня, 15 апреля, такого широкого и всеобъемлющего общественного обсуждения федерального законопроекта доселе не знал не только Приморский край, но и, пожалуй, ни один из российских регионов.
Действительно, трудно припомнить, чтобы процесс законотворчества федерального уровня буквально происходил в самом регионе с привлечением широчайшего круга региональных экспертов, представителей бизнеса и общественных институтов.
При этом разработчики не просто обсуждали проект СпВ для "галочки", как это обычно бывает в подобных случаях, а именно меняли, дополняли, уточняли документ. Порой даже резали "по живому", ставя с ног на голову свои первоначальные инициативы.
Мнение широкой общественности было учтено в самом широком смысле, и два с половиной месяца коллективного всенародного законотворчества принесли свои плоды – наспех слепленная разработчиками "болванка" законопроекта (по мнению многих экспертов – чистая калька с закона о ТОР – прим.ред.), вынесенная на обсуждение уже в феврале, к апрелю приобрела совершенно иной вид. Сделав из вчерашних критиков и противников верных сторонников. Правда, и доработанной версией оказались довольны далеко не все, в том числе, и сами разработчики. Но им, как видится, деваться некуда – президент поставил жесткие сроки – закон должен быть принят к июлю. Неважно какой — главное принят. К июлю.
На вышеуказанной встрече с членами ОП ПК, прибывший в Приморье для сбора последних предложений к законопроекту об СпВ, первый заместитель главы Минвостокразвития Александр Осипов честно признал, что четкой уверенности в будущем успешном применении разработанного законопроекта нет даже у его разработчиков.
— В этом законе мы очень многие практики применяем, которые никогда не применялись в российской юрисдикции, уже столетие работают в мировой практике, а у нас не было. Поэтому как говорится в русской пословице, как баран на новые ворота мы будем стоять и смотреть, — заявил Осипов, отметив, что ошибок в любом случае избежать не удастся, а не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Фактическое исполнение,вообще,является главным риском любого закона, и как будет в конечном итоге исполняться закон об СпВ — большой вопрос, подчеркнул замминистра. Но это не повод не писать и не принимать необходимые законы.
— Как это у нас было с законом о ТОРах – мы, когда писали его, не видели некоторых важных вещей. А как начали применять, то и проблемы увидели и есть понимание как исправлять. На мой взгляд, нельзя на Дальнем Востоке иметь никаких застывших законодательных норм, их нужно постоянно совершенствовать. В том числе, и в этом законе, когда он будет принят, — подчеркнул Осипов.
Заметим, что до момента своего окончательного принятия, законопроекту предстоит пройти немало согласований в федеральных ведомствах, в правительстве, а также в обеих палатах российского парламента. В связи с этим совсем не исключено, что многие "хотелки", внесенные в документ в процессе обсуждения будут отсечены на этапе согласований. Такую возможность неоднократно озвучивали и главный творец законопроекта – советник главы Минвостокразвития Павел Волков – и курирующий разработку проекта СпВ от приморской администрации Сергей Нехаев.
Первый в ходе слушаний сетовал на кровожадный Минфин, который "обязательно обратит внимание на выпадающие налоговые доходы", второй отмечал "возможное противодействие со стороны некоторых регионов, которым не нравится, что такие преференции даются только Приморью". Сообщалось и о критике "безвизовых" положений законопроекта от правоохранительных органов, которым пришлось не по душе практически бесконтрольное "все флаги в гости к нам".
Противостоять таким тенденциям, по мнению спикеров, можно всеобъемлющей поддержкой норм законопроекта краевыми и муниципальными властями, экспертным сообществом, бизнесом, общественностью. Это позволит если не полностью сохранить желанные нормы, то хотя бы сделать урезание минимальным, считают чиновники.
Между тем такая поддержка у измененного законопроекта о СпВ по всем признакам уже имеется. Судя по тому, как менялась риторика большинства экспертов, принимавших участие в обсуждении, во время работы над законопроектом – от жесткого неприятия и критики до осторожной поддержки — чиновникам удалось убедить их в целесообразности нового механизма. Теперь бы не разочаровать.
Напомним, что предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года.
Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже в конце февраля, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения. Министерство уже получило множество конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате многочисленных экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества Минвостокразвития неоднократно обновляло текст законопроекта.
Законопроект в последней редакции предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на 12 районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Шансы стать резидентами СпВ могут появиться и у уже работающего в Приморье бизнеса при выполнении ряда требований, установленных законом. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Экспертов по туризму Приморья призвали защищать свободный порт Владивосток
ОП РФ усмотрела в проекте "порто-франко" для Владивостока плагиат закона о ТОРах
Свободный порт Владивосток "подтягивают" к Восточному экономическому форуму