Общественная палата РФ раскритиковала проект федерального закона "О свободном порте Владивосток" в ходе нулевых чтений, которые состоялись в Москве вчера, 2 апреля. Эксперты усмотрели в механизмах законопроекта о "порто-франко" фактический повтор механизмов территорий опережающего развития (ТОР), а также отметили ряд существенных недоработок в вопросах таможенного и безвизового режима, "нагромождение" новых контролирующих органов и непроработанность вопросов безопасности предлагаемого безвизового режима. Общее мнение экспертов ОП РФ – законопроект нуждается в серьезной доработке, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу Общественной палаты РФ.
Законопроект "О свободном порте Владивосток" на нулевых чтениях представил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.
Он рассказал, что законопроект предлагает распространить статус Свободного порта Владивосток на 12 муниципальных образований — фактически на весь юг Приморья, и включает режим "открытого неба".
"Документ вызвал множество нареканий со стороны экспертного сообщества, поскольку фактически повторяет принятый в декабре ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", прописывающий правовой режим территорий опережающего развития (ТОР). Декабрьский закон проходил процедуру нулевых чтений в Общественной палате РФ, но многочисленные поправки и предложения были проигнорированы Госдумой РФ", — отмечается в сообщении пресс-службы ОП РФ.
Законопроект предполагает, среди прочего, безвизовый режим для иностранцев до семи дней.
Это, по мнению экспертов Общественной палаты РФ, с одной стороны, может способствовать въездному туризму, а с другой, — делает Владивосток привлекательным для криминального международного сообщества.
"Как правило, в истории примеры порто-франко были удачными. Есть определенные возражения, что проект не проработан. Давайте прорабатывать. Например, нужно говорить с силовыми ведомствами: ведь заманчивая идея про "все флаги в гости к нам" должна быть согласована с ними, и ситуация сейчас в мире непростая. Еще неизвестно, кто и зачем будет к нам приезжать", — считает председатель комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев.
Присутствовавшие на чтениях юристы в один голос говорили о непроработанности законопроекта в вопросах таможенного режима и связанной с ним деятельности силовых структур и правоохранительных органов.
Они отметили трудности ее осуществления на территории, которая, судя по предложенному к рассмотрению законопроекту, будет автономна от России.
Другой вопрос, вызвавший замечания у большинства участников слушаний, — создание целого ряда новых надзорных органов, "нагромождение" контролирующих структур, что влечет дополнительные издержки для федерального бюджета и не гарантирует качественного контроля.
"Преференций ждут не только представители бизнеса, но и граждане края. Поэтому мы отстаиваем и введение режима tax-free или duty-free для физических лиц на территории свободного порта Владивостока", — отметил в ходе нулевых чтений вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев.
Все экспертные заключения и замечания участников нулевых чтений войдут в итоговый документ, который Общественная Палата РФ направит в Госдуму РФ в ближайшее время.
Напомним, что ранее глава министерства по развитию Дальнего Востока Александр Галушка пообещал учесть мнения всех заинтересованных сторон в разрабатываемом законопроекте о предоставлении Владивостока статуса свободного порта. В ходе совещания по вопросу подготовки законопроекта с чиновниками краевой и городской администраций, а также экспертами и бизнесменами, глава Минвостокразвития призвал к максимально широкому обсуждению законопроекта, а также предложил "идти от реальной жизни к закону, а не от абстрактного закона к жизни".
От РИА PrimaMedia напомним, что предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже к началу марта, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения. Министерство уже получило ряд конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества 18 марта Минвостокразвития обновило текст законопроекта.
Законопроект предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на семь районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В законе о свободном порте Владивосток обещают учесть интересы всех сторон
Минвостокразвития обсудило проект свободного порта Владивосток с бизнесом Приморья