Минвостокразвития РФ надеется на принятие пакета законов о создании свободного порта Владивосток (СпВ) до Восточного экономического форума, который пройдет в столице Приморья в августе 2015 года. К мероприятию, которое посетят крупнейшие инвесторы Азиатско-Тихоокеанского региона, ведомство планирует подойти с уже готовым механизмом. Между тем разработчики прислушались к мнению приморских экспертов и существенно доработали модель СпВ с учетом предложений. Сегодня, 27 марта исправленный проект презентовали иностранным инвесторам в ходе круглого стола в администрации края, сообщает РИА PrimaMedia.
- Считаю, что представители иностранных компаний являются главными потребителями разрабатываемых нами механизмов развития. И для вас мы создаем массу возможностей посредством специального регулирования в Приморском крае, - обратился к агентам иностранного бизнеса советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
Он отметил, что на первый вариант проекта СпВ поступило множество замечаний, причем "объективных и совершенно понятных". Ведомство отнеслось к ним внимательно и внесло изменения в законопроект.
Прежде всего, изменения коснулись зоны покрытия режимом свободного порта. Она приросла еще тремя муниципалитетами - Октябрьским районом, Уссурийском и Партизанском. В сегодняшнем варианте она объединяет уже 12 муниципалитетов.
Второе изменение (которое в один голос просили учесть все эксперты – прим.ред.) – добавлено регулирование взаимодействия свободного порта с другими механизмами развития (ТОР, ОЭЗ).
- Взаимоувязанность ТОРов, которые создаются в Приморье, и свободного порта Владивосток, теперь отражена в законопроекте. На наш взгляд они должны дополнять друг друга и ни в коем случае не мешать, - отметил Волков.
По его словам, очень сильно изменились функции органов управления.
- Кто будет управлять развитием, кто за него будет отвечать - этот фактор был одним из важнейших. Мы переработали полномочия наблюдательного совета, и теперь он будет представлять некий совместный федеральный, региональный и муниципальный орган, который фактически решает все административные вопросы. Он будет котироваться очень высоко, даже выше правительственной комиссии, и будет предметно контролировать развитие Приморского края, - сообщил Волков.
Он также отметил, что полномочия управляющей компании существенно снижены относительно предыдущей версии.
- Поскольку инфраструктура в СпВ будет создаваться на деньги инвесторов и за счет имеющихся ресурсов Приморского края и входящих в него муниципалитетов, то не требуется таких колоссальных вливаний из федерального бюджета. Управляющая компания в этом случае будет выполнять минимум функций, в основном сервисного плана плюс контрольно-надзорные функции. Нормативно-правовое регулирование будет осуществлять Минвостокразвития, глава Министерства помимо всего прочего войдет в наблюдательный совет СпВ, - рассказал Павел Волков.
В новую редакцию законопроекта также вошли такие вопросы как упрощение процедур захода морских судов в порты, упрощение портовой деятельности, осуществление беспрепятственного морского транзита, деятельности в акватории, вопросы прибрежной аквакультуры.
Немаловажное значение в министерстве придали упрощению градостроительной деятельности "в соответствии с лучшими мировыми практиками".
Есть в новой версии и такие новеллы, как вопросы медицинского обеспечения и образовательных услуг в рамках СпВ.
Свобода, открытость, свобода передвижения – главные принципы нового механизма, считает Волков. Безвизовый режим даст возможность партнерам общаться, туристам приезжать в Приморье. Несмотря на то, что изначально планировали принимать "безвизовых" иностранцев на 72 часа, сейчас уже рассматривается свободное пребывание до семи суток.
- Также предусматривается реализация принципа открытого неба в одном конкретном месте – аэропорте Владивостока. Здесь мы в одностороннем режиме предусматриваем возможность иностранным авиакомпаниям садиться здесь и забирать пассажиров, грузы и вести их в третью страну, а если у них существует согласованный маршрут в пределах РФ - то еще и по нашей территории, - сообщил представитель Минвостокразвития.
Налоговая модель СпВ по сравнению с первым вариантом законопроекта не изменилась. По-прежнему предполагается два вида налоговых преференций: льготы, схожие с предоставляемыми в ТОРах и специальный режим "а-ля свободный порт Владивосток".
- Вторую модель мы построили на идеологии единого сельскохозяйственного налога. Она подразумевает замену всех налогов одним единым. Сейчас мы предполагаем сделать его порядка 10%, но еще думаем над снижением до 6%, если такое решение примет Приморский край. Налоговой базой в нем являются доходы за вычетом расходов, а также есть возможность формирования убытков предыдущим периодом деятельности, в течение 20 лет формировать почву, - отметил советник главы Минвостокразвития.
Что касается таможенного регулирования, то, по словам Волкова, оно ограничено в своих возможностях международным правом, а также нормами Таможенного союза. Конкурентоспособность будет обеспечивать правильно настроенное администрирование в рамках СпВ.
- Хочу вам сказать, что создание свободного порта Владивосток - это поручение Владимира Владимировича Путина и его невозможно не выполнить. Он поставил задачу внести законопроекты на рассмотрение в российский парламент до 15 июля. Но на эту дату выпадает перерыв между сессиями Госдумы, а значит, принять пакет законов депутаты смогут не раньше конца августа. Мы же хотим сделать так, чтобы он был принят в весеннюю сессию, до перерыва.
С учетом того, что Восточный экономический форум у нас будет проведен в августе, к этому времени мы надеемся подойти с уже принятым законопроектом, чтобы презентовать его инвесторам.
Очень надеемся на успех, - заключил Павел Волков.
Напомним, что ранее глава министерства по развитию Дальнего Востока Александр Галушка пообещал учесть мнения всех заинтересованных сторон в разрабатываемом законопроекте о предоставлении Владивостока статуса свободного порта. В ходе совещания по вопросу подготовки законопроекта с чиновниками краевой и городской администраций, а также экспертами и бизнесменами, глава Минвостокразвития призвал к максимально широкому обсуждению законопроекта, а также предложил "идти от реальной жизни к закону, а не от абстрактного закона к жизни".
От РИА PrimaMedia напомним, что предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже к началу марта, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения. Министерство уже получило ряд конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества 18 марта Минвостокразвития обновило текст законопроекта.
Законопроект предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на семь районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В законе о свободном порте Владивосток обещают учесть интересы всех сторон
Минвостокразвития обсудило проект свободного порта Владивосток с бизнесом Приморья