Как строится "Сила Сибири"

Почему на мега-проекте "Газпрома" не выдерживает техника, но успешно справляются люди
Строительство газопровода "Сила Сибири"
Фото: Олег Солодухин, ИА PrimaMedia

24 декабря 2018. Строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" в Якутии набрало хорошие темпы. Стройка идет точно по плану, и без сомнений, всё будет выполнено в намеченный срок – декабрь 2019 года. Корр. PrimaMedia посетил крупнейшую стройку России в Нерюнгринском районе Якутии и лично оценил масштаб и высокие темпы работ, сообщает ИА PrimaMedia.

Газ на Восток

Магистральный газопровод "Сила Сибири" строится в рамках реализации государственной "Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР" (Восточной газовой программы, ВГП) под руководством ПАО "Газпром". ВГП позволит также сформировать новые центры газодобычи на Дальнем Востоке и Восточной Сибири поможет повысить уровень газификации округа, а в целом – станет мощным импульсом для социально-экономического развития региона.

Один из центров газодобычи создается в Якутии, он формируется на базе крупного Чаяндинского месторождения с запасами 1,4 трлн кубометров. Еще одним ресурсным источником для "Сила Сибири" станет Ковыктинское месторождение в Иркутской области, запасы которого составляют 2,7 трлн кубометров.

Общая протяженность "Силы Сибири" от Ковыктинского газоконденсатного месторождения до границы с Китаем составляет 2963,5 км. Строящийся газопровод имеет диаметр 1400 мм и рассчитан на транспортировку газа с рабочим давлением 9,8 МПа. Также в составе проекта предусмотрено строительство восьми компрессорных станций (КС) суммарной мощностью 1186 МВт. Пропускная способность газопровода до Амурского ГПЗ составит 42 млрд куб. м газа в год, а экспортная мощность – 38 млрд куб. м в год.

Поручение "Газпрому" проработать проект газопровода с рабочим названием "Якутия — Хабаровск — Владивосток" президент РФ Владимир Путин дал в октябре 2012 года. Был проведен конкурс на лучшее название газопроводу, и 27 декабря 2012 года объявили победившее название – "Сила Сибири". В мае 2014 года "Газпром" и китайская компания CNPC подписали 30-летний контракт на поставку газа в Китай. Согласно контракту, ежегодные поставки газа будут в объеме 38 млрд кубометров газа.

1 сентября 2014 года Владимир Путин дал старт сварке первого стыка газопровода "Сила Сибири". Это произошло в Якутске, в местности Ус Хатын.


Строительство газопровода "Сила Сибири" в Якутии. Фото: Олег Солодухин, ИА PrimaMedia

В общем "коридоре"

Маршрут трассы "Силы Сибири" проложен вдоль действующего магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Это позволяет оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Тем не менее, это два самостоятельных проекта. Расстояние между двумя трубопроводами составляет от 700 м до 17 км.

Активные работы по строительству магистрального газопровода "Сила Сибири" в Нерюнгринском районе Якутии начались почти два года назад – в феврале 2017 года. По словам директора Нерюнгринского линейного производственного управления магистрального газопровода (ЛПУМГ) ООО "Газпром трансгаз Томск" Сергея Палагина, в зоне ответственности его предприятия находится около 500 км магистрального газопровода "Сила Сибири".

Нерюнгринский "участок"

Строительство газопровода "Сила Сибири" в Якутии. Фото: Олег Солодухин, ИА PrimaMedia

Директором Нерюнгринского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" 48-летний Сергей Палагин стал сравнительно недавно, 1 марта 2018 года. Тем не менее, он принимал участие в начале большой стройки в Нерюнгринском районе в 2014, являясь начальником регионального управления по строительству объектов в городе Нерюнгри ООО "Газпром трансгаз Томск". Коренной хабаровчанин окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, а также Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права. В 2017 году прошел профессиональную переподготовку в Томском политехническом университете по программе "Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ". А до Нерюнгри работал начальником отдела приемки пуско-наладочных и иных подрядных работ управления приемки объектов строительно-монтажных работ ООО "Газпром инвест Восток", заместителем начальника Иркутского регионального производственного управления ООО "Газпром инвест Восток", начальником Жигаловской промплощадки Иркутского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск".

На газопроводе не стремятся разделять строителей и эксплуатационников. Трудовая карьера по принципу "сами построили – сами будем обслуживать" характерна не только для руководителей подразделений. Те, кто сегодня работает в Нерюнгринском ЛПУМГ, потом, когда газопровод сдадут в эксплуатацию, будут его обслуживать.

"Для тех, кто уже принят на работу, сегодня происходит стажировка в действующих линейных производственных управлениях, изучение нормативной базы, обучение в нашем корпоративном институте",— поделился Сергей Палагин.

Сегодня рабочие ставки на предприятии заполнены на 100 процентов. Разумеется, упор будут делать на местные кадры. "Но на такую работу человека с улицы не возьмешь, нужны высококвалифицированные специалисты. Хотите на газопровод – учитесь, проходите стажировку – и работайте, — говорит Палагин. — На практике чаще всего происходит так: человек из другого региона учится и приходит работать на газопровод в Нерюнгринском районе, потом приезжает сюда жить, привозит семью и становится нерюнгринцем".

Дорога к газопроводу

Магистральный газопровод "Сила Сибири" находится не так далеко от Нерюнгри, Иенгры и Чульмана. Из города надо выехать по Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, проехать в сторону Иенгры до незаметного перекрестка. На этом месте приходится пересаживаться в вахтовку: технологические дороги для легких машин не слишком приспособлены.

Впрочем, вахтовка, выполненная на базе КамАЗа, очень современная и комфортная – еще получше некоторых автобусов! На улице минус 45, а в машине тепло и сухо. Большие светлые окна. Мощная электропечь на случай мороза и кондиционер на случай жары. Правила перевозки очень строгие: все пассажиры обязаны пристегнуться ремнями безопасности. Водитель видит абсолютно каждую деталь, происходящую в салоне на 18 человек, с помощью видеокамеры. С ним тоже можно связаться, говоря в специальный микрофон.

Строительство даже одного километра газопровода в тайге – процесс архисложный. Все тут делается с нуля.

Весь Нерюнгринский район – это глухая тайга, болота, многочисленные ручьи и речки, крутые склоны сопок. А самое сложное – полное отсутствие дорог. Их в тайге не было со дня сотворения мира.

Трасса в Нерюнгринском районе (да и в других местах Якутии и Амурской области) пролегает в сложной гористой местности, где крутизна склонов порой достигает 33–34 градусов. Взрывать, срезать, сглаживать склоны, чтобы на них могла работать техника, приходится много.

Свернув с трассы, вахтовка поворачивает на зимник (зимняя дорога), ведущий к "Силе Сибири". И еще около получаса — вдоль широкой лесной просеки. Дальше едем вглубь тайги. Пересекаем засыпанное снегом сооружение в бесконечной лесной просеке, вдоль которого установлена линия электропередачи. Здесь-то и узнаем, что это не что иное, как построенный несколько лет назад магистральный нефтепровод "Восточная Сибирь — Тихий океан". Он работает незаметно для постороннего глаза, и никаким передвижениям обитателей тайги не мешает.

Стыки и плети

Мало кто из жителей Нерюнгринского района знает, что они живут на территории "каменных рек". Это так называемые курумы — скопища глыб. Пятнами курумов плотно усеян нерюнгринский ландшафт. На них ничего не растет, потому что камни находятся в постоянном движении. Оно очень медленное, но достаточное, чтобы растереть в пыль любое растение.

Строители газопровода это знают, и их задача – предпринять меры, чтобы курумы также не повредили газопровод. Все должно быть идеально, начиная со стадии проектирования. Даже предварительные работы предполагают гигантский объем усилий – необходимо расчистить трассу от леса и кустарника, срезать крутые продольные склоны, провести защитные противообвальные и противооползневые мероприятия и т.д. Много времени занимает строительство временных дорог, водопропускных, водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль нее, а также мостов и переправ через реки, ручьи и овраги. Временные базы и склады для хранения материалов и оборудования были устроены еще раньше.

Еще один важный этап – это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге то и дело встречаются груженые грузовики. Они перевозят технологические грузы. Для сооружения "Силы Сибири" на трассу доставляют трубы, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Но основной объем составляют, конечно, сами трубы. Трубы – красивые, надежно закрытые с обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене с логотипом "Газпром", везут специальные автомобили-трубовозы.

Работа по укладке газопровода налажена очень четко. Людей на участке не много, но те, которые есть, – специалисты высочайшего класса, каждое их движение отточено, как у ювелиров.

Большинство строителей работает на объектах "Газпрома" уже много лет, они строили газопроводы во всех уголках страны и даже за рубежом.

Интересен процесс укладки газопровода. Сначала техника разрабатывает траншею под укладку газопровода. Параллельно с разработкой траншеи на готовых участках ведется устройство песчаной подушки на дне траншеи. Подушка обеспечивает защиту изоляции трубопровода от повреждений при укладке, а заодно выполняет роль амортизатора при проявлении морозного пучения грунта. Практически одновременно с земляными работами трубы очень бережно укладывают на грунтовые призмы, которые не должны содержать скальных включений и древесных остатков, чтобы не произошло повреждение изоляции.

Трубопровод сваривают в так называемые "плети" комплексами автоматической сварки. За одну смену сваривается до 15-ти стыков. По рассказам специалистов, на прямых и ровных участках длина одной плети может доходить до километра.

Именно сейчас, в декабре, подрядчики вышли на пиковую загрузку. Как говорят эксперты, зимой работа на строительстве магистрального газопровода "Сила Сибири" идет быстрее и проще, чем летом. Меньше естественных препятствий в виде проливных дождей, разлившихся ручьев, заболоченной местности и так далее. Но работать легче до определенного предела. Как рассказал начальник штаба строительства магистрального газопровода Алексей Иванцов, после минус 43 градусов люди выдерживают, а техника начинает выходить из строя.

Плюс газификация…

"Сила Сибири" приходит в Якутию не только как стройка, но и как источник предстоящей газификации региона. Газопровод "Сила Сибири" попутно позволит газифицировать 29 населенных пунктов в четырех районах Якутии, в том числе в Нерюнгринском районе. В первую очередь, это Иенгра и Чульман, где в ряде домов до сих пор используется печное отопление.

Например, глава Иенгринского эвенкийского национального наслега (село Иенгра в Нерюнгринском районе) Ольга Игнатенко хочет, чтобы в селе были газифицированы не только частные дома, но и котельная. В Иенгре уже нашли место для газораспределительной станции.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость