ГК Байкал: от чипирования шуб – к маркировке обуви

Как промаркировать импортные поставки с минимальными издержками, рассказывает Николай Токуренов
Маркировка обуви представляет собой штрих-код из четырех частей.
Фото: Мария Бородина

18 апреля 2019. С 1 июля 2019 года маркировка обувных изделий становится обязательной для российских импортеров и производителей. Своевременно "оцифровать" импортные поставки участникам внешнеэкономической деятельности – от небольших бутиков до торговых сетей – помогает группа компаний "Байкал". Что представляет собой маркировка обуви, с какими сложностями может столкнуться бизнес на пути от китайских обувных фабрик до потребителя, и как логистическая компания помогает ему решать проблемы, рассказал генеральный директор Группы Компаний "Байкал" Николай Токуренов.

Николай Токуренов

генеральный директор группы компаний "Байкал"

Автор фото: из личного архива

Группа Компаний "Байкал" — один из крупнейших логистических операторов, официальный таможенный представитель, член Ассоциации российских экспедиторов и Торгово-промышленной палаты. Компания основана 15 июня 2006 года и является одним из крупнейших участников внешнеэкономической деятельности в Приморском крае, работает со всеми видами грузов, предоставляя полный комплекс логистических услуг как по импортным, так и по экспортным направлениям. Головной офис ГК "Байкал" находится во Владивостоке, представительства – в Москве, Гуанчжоу и Суйфэньхэ.

В 2018 году компания стала участником "пилота" по маркировке обуви, запущенного национальной системой цифровой маркировки "Честный знак" в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. 792-р. В составе "проектно-экспертной группы" "Байкал", уже освоив направление по доставке, маркировке и таможенному оформлению меховых изделий из Китая, помогает Минпромторгу выработать максимально ясную и удобную схему ввоза обуви на Российскую территорию по новым правилам, а импортерам – заблаговременно встроиться в меняющийся рынок.

Чем отличается обувная маркировка?

Если для маркировки меховых изделий разработана и успешно внедрена RFID-система, в отношении обуви применяется другой метод кодирования – DataMatrix.

— Это штрих-код на упаковке или товарном ярлыке, которым отмечают каждую пару обуви. Место его нанесения пока строго не регламентировано, — объясняет Николай Токуренов. — Он состоит из четырех частей. Основная — 14-значный GTIN (от англ. Global Trade Item Number) — международный код маркировки и учета логистических единиц, который и позволяет отследить движение товара в электронных каталогах и информационных системах. Его выдачей занимается компания GS1, которая имеет представительство в России. Чтобы получить GTIN, производитель или импортер (пока участник "пилота") — должен передать в GS1 следующие сведения о товаре: модель производителя, страна производства, вид обуви, виды материалов, использованных для изготовления верха и низа обуви, подошвы, ИНН российского производителя или импортера, цвет, размер, наименование товара на этикетке.

Вторая часть кода – индивидуальный серийный номер из 13 символов, сгенерированный оператором системы или учетной системой самого участника эксперимента. Он служит защитой от подделок. Третья часть – первые четыре символа кода ТН ВЭД ЕАЭС. Эта информация позволяет понять, какой именно товар отмаркирован: обувь, медикаменты или сигареты.

Наконец, заключительная четвертая группа данных – код проверки, который генерируется только ЦРПТ — Центром развития перспективных технологий, ЦРПТ является оператором всей этой системы. Это своего рода "электронная подпись" к каждому DataMatrix, которая позволяет контролировать выбытие товара на онлайн-кассе.


Маркировка обуви представляет собой штрих-код из четырех частей.. Фото: Мария Бородина

Что должен делать импортер?

Чтобы товар был ввезен на территорию РФ согласно букве закона, импортер должен проделать большую работу. Если он собирается самостоятельно выполнять штриховое кодирование, для начала ему потребуется обзавестись электронной подписью – ЭЦП и установить программное обеспечение, разработанное Ассоциацией GS1 Russia, зарегистрировать продукцию в базе данных GS46 и получить штриховой код, 14-значный GTIN. Затем передать его в ЦРПТ вместе с другими сведениями о товаре в формате ХML, указав в заявке, что код предназначен для обуви, которая приобретается за рубежом.

ЦРПТ рассматривает поступившее заявление, еще пять дней потребуется, чтобы изготовить сам код проверки или цифровой макет этикетки. Далее макет этикетки регистрируется на сайте системы маркировки, выгружается в личном кабинете на сайте системы маркировки и передается за рубеж для последующего нанесения в соответствии с правилами оформления импорта штрих-кода.

— То есть нам понадобится регистрация на трех сайтах — Ассоциации GS1, ЦРПТ и Системы маркировки "Честный знак". Затем распечатанный макет передается тому, кто наклеит его на товар и подготовит партию к отгрузке. Следующий шаг требует услуг таможенного брокера. Брокер добавит все "джитины" в таможенную декларацию и обеспечит процедуру таможенного оформления в соответствии с новыми правилами подачи таможенной декларации. Пересекать границу должен только промаркированный товар. Затем наступает очередь логистов – они отправляют груз на склад грузополучателя, например, от Владивостока до Новосибирска, — комментирует Николай Токуренов.

Чем может помочь импортерам обуви Группа Компаний "Байкал"?

— "Байкал" берет на себя всю товаропроводящую цепочку – от регистрации штрих-кода до выгрузки макета, нанесения маркировки, таможенного оформления товара и доставки его на склад заказчика. Для этого у нас уже есть готовые решения, создана вся необходимая инфраструктура — офис в Гуанчжоу, склады в Пекине и Суйфэньхэ, собственный автопарк. В группе компаний "Байкал" работает большой штат логистов, таможенных декларантов, мы тесно взаимодействуем с китайской стороной. Все это позволяет предложить клиенту понятную доступную цену и четкие сроки доставки – поясняет Николай Токуренов. — При этом ключевые клиенты ГК "Байкал" — не нелегальные продавцы с рынка "Спортивная", но в то же время и не крупнейшие обувные ритейлеры, у которых выстроена собственная логистика. В большинстве случаев это владельцы обувных бутиков в торговых центрах, сетевые магазины в разных городах России — "Байкал" имеет возможность расконсолидировать грузы и отправить товар в любую точку согласно всем пожеланиям нашего клиента.

Как отмечает собеседник ИА PrimaMedia, опыт компании по доставке и маркировке шуб говорит о том, что эти услуги востребованы рынком. Чтобы оцифровать меховое изделие из Китая и ввезти его на территорию Российской Федерации, предприниматель должен закупить дорогостоящее оборудование для чипирования, ждать больше месяца изготовления меток в Гознаке, самостоятельно маркировать изделия на территории Китая с предварительным оформлением экспорта контрольно-идентификационных знаков (КИЗ) из РФ. Компания "Байкал" дает ему возможность сразу получить готовые КИЗы, ведь чистые метки, оборудование для программирования и возможности маркировки у нее уже в наличии.


"Байкал" берет на себя всю товаропроводящую цепочку – от регистрации штрих-кода до выгрузки макета, нанесения маркировки, таможенного оформления товара и доставки его на склад заказчика.. Фото: Мария Бородина


Можно ли доверить маркировку китайской стороне?

— Все-таки в таком серьезном вопросе необходим строгий контроль, — считает Николай Токуренов. — Можете вы быть уверены, что маркировка будет нанесена правильно, на каждую пару обуви? Кроме того, подготовка, импорт и передача макетов все равно останутся на вас – это достаточно скрупулезный процесс, в котором любая ошибка может дорого стоить. "Джитины", например, выдаются один раз, и если при регистрации в системе маркировки ошибиться с датой прихода товара, придется начинать все с нуля.

О чем говорят результаты "пилота" национальной системы цифровой маркировки "Честный знак"?

— До полноценного старта эксперимента остается чуть более трех месяцев, но система до сих пор не отлажена, — резюмирует Николай Токуренов. — Остается не ясным, можно ли будет маркировать товар на складах временного хранения, есть вопросы в части таможенного оформления – ФТС пока тоже работает в экспериментальном порядке. Но можно сказать, что система действует, у нас появляются новые заказчики, бизнес начинает перестраиваться.

Бесспорно, маркировка товаров позволит эффективно отслеживать всю цепочку реализации от производителя до потребителя. Конечно, она потребует дополнительных вложений: от производителей и импортеров — на покупку самого кода, отправку кодов за границу и организацию импорта по новой схеме; от широкой розницы – на покупку сканирующего оборудования для считывания кодов, унификацию техники и программного обеспечения. Издержки бизнеса растут, но это новая реальность, в которую приходится встраиваться. И группа компаний "Байкал", как пионер этого эксперимента, готова предложить свои услуги, чтобы этот процесс был по максимуму комфортным.


Услуги по маркировке шуб оказались востребованы рынком.. Фото: Мария Бородина


А что дальше?

С 1 марта 2019 года обязательной маркировке подлежат табачные изделия, с 1 июля 2019 года – обувь. А 1 декабря 2019 года данные требования распространятся на широкий перечень товаров легкой промышленности: будут оцифровываться духи и туалетная вода; предметы одежды из натуральной или композиционной кожи; новые пневматические резиновые шины и покрышки; трикотажные блузки, блузы и блузоны; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье; фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.

Группа компаний "Байкал" видит широкие перспективы в работе с такими грузами и в дальнейшем намерена оказывать услуги по доставке и маркировке других товаров, на которые распространится действие № 487-ФЗ.

На вопросы по маркировке товаров специалисты группы компаний "Байкал" ответят по телефону 8 (800) 201-87-77

Адрес ГК "Байкал": БЦ "City Hall" 730, Запорожская ул., 77а, 720, Владивосток, Приморский край, 690021

https://baikalvl.ru/

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость