27 сентября 2019. Приморский край готовится к запуску мусорной реформы. С 1 января 2020 года регион в рамках нацпрограммы "Экология" должен перейти на принципиально новый способ обращения с отходами. Руководит этим процессом недавно созданное краевое предприятие "Приморский экологический оператор". О том, как в крае будет организован сбор и утилизация отходов и что уже сделано в этом направлении в интервью ИА PrimaMedia рассказал первый заместитель директора КГУП "Приморский экологический оператор", советник вице-губернатора по вопросам ТЭК и ЖКХ Сергей Лазарев.
— Сергей Юрьевич, в федеральных новостях прошла информация, что Приморье вошло в число одиннадцати регионов, которые не успевают подготовиться к запуску так называемой мусорной реформы. Скажите, на каком этапе сейчас регион в этом вопросе?
— Я бы не сказал, что мы отстающий регион. Губернатор сделал очень правильный шаг, что оттянул эту реформу на год. Вообще она началась еще в 2016 году, но, к сожалению, никто до середины 2018 года ей не занимался. А за полгода осуществить рывок без мегафинансирования было невозможно. Поэтому, повторюсь, губернатор сделал очень правильный шаг, поручил сперва подготовить инфраструктуру, а потом запускать реформу. Что мы сейчас и делаем. Мы подготавливаем инфраструктуру и с 1 января 2020 года запускаем реформу.
Территориальная схема обращения с отходами утверждена, однако есть ряд предпосылок к тому, что мы её будем корректировать в части изменения схемы потоков. Губернатором поставлена задача сократить так называемые плечи доставки, то есть найти пути, чтобы перевозчики везли отходы не по 100-200 километров, а не более 50 километров. Это также важно для того, чтобы тариф для населения на сбор мусора ни в коем случае не вырос. Для этого нам выделяется субсидия порядка 212 миллионов рублей. На эти деньги будет приобретено и смонтировано четыре мусоросортировочные станции в Лучегорске, Дальнереченске, Лесозаводске и поселке Ярославский Хорольского района.
— Это дополнительно к тем, которые были запланированы в Михайловском районе, Липовцах?
— Все расскажу поэтапно. В этом году мы планируем это все смонтировать и запустить. Это позволит везти отходы из каждого района на свой мусоросортировочный комплекс. После сортировки мусора полезные фракции — пластик, стекло, бумага, картон — остаются отдельно и накапливаются. "Хвосты" (обедненные отходы) пойдут на полигоны. Например, из Лучегорска, Дальнереченска, Лесозаводска все пойдет на Кировский полигон. Это будут отходы, ужатые в десять раз, то есть мы в десять раз меньше повезём объемов. Вместо четырех-пяти машин на полигон будет уходить максимум одна машина в день с каждого района, а то и одна машина в два дня. Это очень сильно упрощает все процедуры. Работу по доставке "хвостов" на полигоны мы возьмём на себя. Местным перевозчикам мы оставим работу конкретно у себя на территории. Они будут собирать мусор с придомовых площадок и везти на наш мусоросортировочный комплекс. Эта стратегия их полностью устроила, мы с ними эту процедуру согласовали. При таком раскладе перевозчики готовы выходить на аукционы по транспортировке ТКО, они хотят продолжать заниматься этим бизнесом и дальше.
— Уже известно, с кем будете работать, какие компании будут возить мусор?
— В настоящее время активно идет расторговка таких аукционов. Конечно, все компании, которые в настоящее время работают на рынке, заинтересованы в том, чтобы продолжить заниматься своим бизнесом. Уже прошли аукционы по Уссурийску, пяти районам во Владивостоке, Спасску-Дальнему и Надеждинскому району. На очереди объявление аукционов по Находке, Ливадии, Врангелю, Артёму, Арсеньеву, Шкотовскому и Партизанскому районам.
— У Приморского оператора достаточно техники, чтобы обеспечить перевозку "хвостов"?
— В краевой субсидии уже заложены эти деньги и их хватит не только на то, чтобы поставить мусоросортировочные комплексы, но и закупить технику для доставки "хвостов".
— Сколько будет закуплено машин? И каких?
— Будет закуплено восемь единиц. Этого достаточно. Подчеркну, что четыре машины — это обычные самосвалы для вывоза "хвостов" на полигон, и четыре — это компакторы. Это техника абсолютно другого класса, современные машины, которые ужимают мусор у себя в бункерах. Прессовальные машины на колесах. Они пойдут в те районы, где пока нет мусоросортировочных станций – Лазовский и Ольгинский районы. Там они будут собирать отходы с площадок накопления, у себя в кузове их ужимать и отправлять на полигон.
— А там сортировки не будет?
— Нет, там, к сожалению, мы пока не нашли возможность поставить такие заводы. Но на следующий год мы запланировали проектирование станций сортировки в Лазовском районе, Липовцах и Черниговке. В планах у нас пока три, сейчас мы будем рассматривать другие варианты и если найдем земельные участки, мы добавим. Также в этом году помимо четырех мусоросортировочных станций мы будем строить две станции перегрузки, где будет только прессовка без сортировки. Это будет на самом севере — в Светлогорье и поселке Восток. Это очень сложная территория. Мы там уже были, провели переговоры с местными предпринимателями, крупными компаниями, которые могут оказать содействие, поэтому у нас есть уже определенное понимание, как работать с этой территорией.
— Возможно ли, например, в тех районах, где пока не будет централизованной сортировки, попытаться внедрить придомовую сортировку?
— Это очень сложно. В наших планах внедрять раздельный сбор в первую очередь в крупных городах, но вот, например, посёлок Восток попросил применить такую технологию уже сейчас и местные власти готовы поддержать эту инициативу. Также местный крупный бизнес готов участвовать в процессе и помогать региональному оператору. Они заинтересованы в том, чтобы у них была образцовая территория. Мы не можем отказать, если нам так идут навстречу, поэтому мы прорабатываем план и готовы запустить раздельный сбор в поселке Восток уже в 2020 году. Мы сейчас как раз будем обсуждать концепт этого проекта.
— Что сейчас собой представляет Кировский полигон?
— Это старый полигон, который занесен в государственный реестр объектов, он имеет лицензию. Строительство нового полигона — это очень дорогостоящая процедура, потому что за последние годы требования к таким объектам очень ужесточились. Поэтому сейчас наша задача — максимально продлить жизнь существующих полигонов, возить на них отсортированный мусор, не загрязненный какими-то опасными отходами, без полезных фракций.
Однако через два-три года нам нужно будет искать альтернативу Кировскому полигону. Поэтому мы обязательно будем готовить стратегический план ввода в эксплуатацию новых полигонов, либо модернизацию старых.
Еще хочу сказать, что также ведется очень плотная работа по новому приказу №303 Министерства природных ресурсов, который позволяет на короткий период легализовать старые свалки. Таких у нас несколько на территории Приморского края и мы эту работу провели с администрациями муниципальных районов. Мы выбрали наиболее приспособленные, наиболее безопасные, в хорошем состоянии свалки, которые мы подаём в Минприроды, чтобы их легализовать. Это также позволит сократить плечи доставки. Мы сейчас рассматриваем Зарубино, Кавалерово в районе поселка Рудный, Дальнегорск, Черниговку, Ханкайский район, Пограничный район, Октябрьский район. Сейчас мы попытаемся ввести в эксплуатацию эти старые свалки, после чего в 2023 году они будут рекультивированы и забыты полностью.
— На заседании координационного совета уполномоченных по правам человека, зам начальника управления Генеральной прокуратуры РФ в ДФО Светлана Белова сказала, что схема обращения с отходами не соответствует законодательству в четырех регионах Дальнего Востока, в том числе в Приморском крае. Как можете это прокомментировать?
— Действительно много есть претензии к этой схеме, именно поэтому мы тоже инициируем ее корректировку. С нашей точки зрения есть несоответствия по объемам образования отходов. Их количество в схеме занижено.
— На что такое несоответствие может повлиять?
— Например, на количество баков, которое нужно поставить. В соответствии с этой схемой мы поставим меньше, чем необходимо под реальные объемы отходов. Затем — размер площадок, которые мы будем запрашивать у муниципалитетов. Поэтому мы хотим внести свои корректировки.
— В одном из своих интервью вице-губернатор Елена Пархоменко говорила, что очень важно переработчикам отходов понимать, какие объёмы к ним будут поступать, когда реформа запустится. Сейчас есть понимание этих объемов?
— На самом деле со всеми компаниями, которые ведут переработку отходов, мы активно взаимодействуем. Мы даём им такие прогнозы. Также есть потенциальные инвесторы, которые интересуются, какие отходы, полезные фракции, не востребованы, где есть свободная ниша. Мы с удовольствием будем привлекать новых инвесторов, которые готовы покупать у нас отходы. Это приведет к тому, что у государственного предприятия будет больше прибыли, соответственно, будет снижаться тариф для населения.
— Это все аккумулируется в рамках экотехнопарка?
— Не совсем. Экотехнопарк — это пока первая очередь. При этом экотехнопарк — это может быть не одна точка, это может быть конгломерат из нескольких точек, распределенных по всему Приморскому краю. Пока на сегодняшний день мы имеем экотехнопарк в ТОР "Надеждинская", который реально строится и будет введён в эксплуатацию в 2020 году. Он делается на частные инвестиции, то есть мы ни рубля не берем из бюджета. Инвесторы смогут присоединяться к этому общему понятию "экотехнопарк". Новые инвесторы будут подавать свой инвестиционный план в администрацию края и запускать проект, а мы уже сможем понимать, куда и кому продавать сортированные отходы.
— Давайте расскажем о тарифах для населения. Ведется ли сейчас их разработка, кто в ней участвует и чего ждать потребителям?
— На сегодняшний день тариф с прошлого года не поменялся, потому что не поменялся норматив. Это была еще одна причина, почему нельзя было входить в реформу с 2019 года — у нас была некорректная территориальная схема и абсолютно некорректный норматив накопления отходов. Здесь вмешался губернатор, он дал поручение департаменту природных ресурсов провести повторный аукцион на измерение реального норматива. Мы победили в этом аукционе. Сейчас экологический оператор проводит измерения, но, к сожалению, они будут утверждены только в 2020 году. Сейчас очень важно не допустить расслоения проблемы именно на селе, мы должны провести корректировку хотя бы по усреднению норматива. Объясню, в чем, собственно, проблема.
Согласно действующим нормативам житель многоквартирного дома аккумулирует 173 кг отходов в год, включая крупногабаритный мусор. Это достаточно низкий показатель, он занижен процентов на 40, если смотреть статистику по России. При этом житель частного жилого дом по нормативу аккумулирует 316 кг отходов в год! Практически в два раза больше. Хотя практика показывает обратную ситуацию — на селе образуется меньше отходов, потому что часть отходов, например, пищевых, идет и в огород, на корм скоту, бумажные отходы сжигаются в печах и так далее.
Мы очень четко видим эту проблематику, и мы предложили решение департаменту природных ресурсов – усреднить норматив. Например, до 207 кг с человека в год. Нас бы это абсолютно устроило и, конечно же, устроило бы жителей села, потому что при нынешнем нормативе один житель частного дома должен платить 150 рублей в месяц за вывоз мусора. Ну не готово у нас население к этому, не аккумулирует оно столько отходов. А мы не можем выставить другой счёт, потому что он рассчитывается исходя из тарифа и норматива. Поэтому мы обратились сейчас в департамент природных ресурсов с тем, что нужно срочно поменять этот норматив, провести повторные замеры и войти в 2020 год с понятными для людей цифрами, которые они получат в квитанциях. Не 150 рублей, а меньше, 90 рублей должна быть сумма на одного человека. А с учетом того, что всем региональным операторам по стране обнуляют НДС, то тариф при усреднённом нормативе будет в районе 80 рублей с человека.
— По частному сектору уже понятно, как будет выстроена работа?
— Частный сектор уже не настолько беспокоит, по нему провели работу… Мы понимаем, что где-то мусор вывозится по звонку, где-то пакетируется, мы будем применять все удобные существующие методы и договариваться с нашими перевозчиками, как им удобнее будет вывозить мусор из частного сектора. Но главное – это удобство для жителей.
Также мы разрабатываем схему работы с островными территориями. Мы уже выезжали на остров Попова. Мы готовим концепт создания там временной оборудованной площадки. В случае штормов, сложной ледовой обстановки, когда баржа или паром не могут пробиться, чтобы вывезти мусор, на площадке будут постоянно действующие сотрудники и автомобиль, который будет свозить отходы в пакетированном, зашитом виде на временную площадку. И, как только обстановка улучшается, тогда уже приходит наша машина, на той же барже, прессует в своем кузове и увозит отходы на полигон.
— А что по Русскому острову? Там ведь тоже планировалось запустить линию сортировки?
— Этот вопрос пока отошел на второй план. Мы работаем в рамках субсидии и она определяет приоритетные вещи, к которым сейчас относится организация инфраструктуры в районах. На Русском острове мы пока отложим запуск сортировочной линии, потому что ЖСК "Остров" ещё не запустился, нет второй очереди кампуса ДВФУ, то есть это решение еще терпит. Однако с ЖСК "Остров" мы уже ведем работу по внедрению в поселке раздельного сбора. Еще на этапе проектирования мы уже закладываем мусорные площадки с учетом раздельного сбора.
— И все же. Как по вашему мнению, край вовремя и благополучно войдет в реформу?
— Если вся процедура, вся эта система, которую я сейчас описал, у нас сложится в 2019 году, все, что мы наметили, будет исполнено, то это абсолютно точно позволит сократить плечи доставки отходов, не поднять ни в коем случае тариф для населения и спокойно войти в реформу с января 2020 года.
Мы постараемся сделать все, чтобы ни в коем случае у нас не было сбоев. Конечно, будет отклонение первые полгода, будут какие-то жалобы, выстраивание системы. Мы рассчитаем, что во второй половине 2020 года мы уже будем достаточно спокойно плыть по течению и четко понимать, куда мы движемся.