Мошенничество в туристическом бизнесе приобретает угрожающий размах. Есть компании-однодневки, которые собрав деньги с мирно настроенных на отдых туристов, исчезают в считанные часы. Есть компании, открыто демпингующие на рынке, и предоставляющие туристам вместо обещанного рая земного испорченный отдых в облезлом отеле. Российские туристы еще толком не отошли от ситуации с "Капитал-тур", "Магазином хороших путевок" и "Ланта-тур". Стараясь захватить большую долю рынка, компании часто устраивают сознательный демпинг, т.е. стоимость туров значительно занижена по сравнению с их себестоимостью. А в конченом счете страдает потребитель. Близится лето. Многие уже озаботились поиском путевок. Как выстраивать отношения с турфирмой, чтобы отпуск принес радость, а деньги и нервы не были потрачены впустую, корр. РИА пояснила председатель Приморского отделения Российского союза туриндустрии Ольга Кудрявцева:
- Ольга Георгиевна, как видно из прессы и многочисленных форумов, обманутых или разочарованных в отдыхе туристов, достаточно во всех регионах России. Приморье - не исключение. Как человеку, собирающемуся на отдых за рубеж, обезопасить себя от фирмы-однодневки или недобросовестной компании?
- Визит в офис туркомпании должен напоминать встречу по одежке. Поэтому, собираясь в туркомпанию, первым делом стоит обратить внимание на вывеску, а точнее ее соответствие необходимым стандартам. На вывеске должны быть указаны название, юридический адрес, режим работы. Да и сам офис должен выглядеть привлекательно. Если в помещении один стол и два стула, за столом один менеджер, то здесь уже должно закрасться сомнение. Ибо в компаниях работает несколько менеджеров - у каждого своя специализация: европейские, азиатские направления, VIP-туры, круизный туризм, въездной туризм и т.д. Каждая компания, добросовестно работающая на рынке, гордится своими достижениями - стены увешаны грамотами, благодарственными письмами, подтверждающими работу компании в сфере туристического бизнеса. Кроме того, в офисе такой компании всегда масса сувениров, подтверждающих деятельность фирмы, здесь можно увидеть многочисленные рекламные каталоги, буклеты, карты.
Еще одна немаловажная деталь, подтверждающая правомерность действия компании на рынке, - это уголок потребителя. Там должна быть следующая информация: с какого года работает компания на рынке, оператор это или турагент, для оператора должен быть указан номер, под которым он находится в едином федеральном реестре туроператоров. Достоверность этого номера всегда можно проверить на сайте Ростуризма. Тут же размещены координаты банка или страховой компании, который выдали туроператору финансовые гарантии.
Очень часто массу полезной информации о той или иной компании можно поискать на туристических формах, или поспрашивать знакомых - пользовался ли кто услугами данной фирмы и каковы впечатления. И если все устраивает, то тогда можно взяться за изучение договора. Именно в этом документы должно быть прописано все нюансы обещанной поездки.
- Каковы различия между туроператором и турагентом?
- Функции туристического оператора - создавать, продвигать и реализовывать тур. Кроме того, оператор в отличие от агента внесен в федеральный реестр туроператоров и имеет свой номер. Агент может только продвигать и продавать тур. Замечу, что турагентов, в данном случае мы говорим о добросовестных компаниях, бояться не надо. Многие компании-агенты работают на рынке профессионально, их достойная работа является неоценимым подспорьем для многих туроператоров. Так, например, мы все здесь являемся агентами "Пегаса".
- Сегодня масса рекламы, предлагающей самые разнообразные туры. Менталитет многих таков - хочется сервис, как в 5-звездочном отеле, но по цене копеечной. Как туристу не ошибиться в ценовой составляющей при выборе путевки?
- Отдых, как для VIP-ов, но по копеечной цене - такого в реальной жизни не бывает. Если вам делают такое предложение, то здесь кроется масса подводных камней. Прежде чем купить выбранный вами тур, не лишне узнать цену на подобный маршрут в других компаниях. Если стоимость тура различается в 200 - 300 $, то это вполне нормально. Но если разница достигает 50%, то здесь стоит насторожиться. Не может путевка в Таиланд на две недели стоить 15 тыс. рублей. Или как периодически мелькают объявления о двухнедельном отдыхе на Бали, Гоа или Санья за 200 $. Если только это не проживание в хижине вдали от цивилизации, а добираться необходимо самим. Подобные цены для курортного отдыха не реальны. Если суммировать стоимость авиаперелета, стоимость отеля, пусть даже самой маленькой "звездности" и третьем ряду от линии моря, то в итоге мы все равно не получим озвученную цену. Так что не стоит спешить с покупкой такого тура.
Аналогичная ситуация наблюдается и с поездками в Китай. Сегодня только билет до Хуньчуня стоит 1800 руб. А еще проживание, страховка - где уж тут вписаться в стоимость поездки в 500 рублей? По городу на стенах и заборах достаточно листовок с такими объявлениями-предложениями. Замечу, что на заборах никогда ничего приличного не пишут. Так зачем бросаться на такие объявления. Ну а уж если купили по каким-то вам известным причинам, то зачем устраивать скандал и пытаться доказывать, что вас обманули. Как говорится, 500 рублей заплатили, и ровно на эту сумму получили услуг.
- Стоимость путевки в 500 рублей - это челночная поездка, и все об этом знают. Но как быть туристу, который заплатил нормальную стоимость путевки? Ведь ему порой приходится ехать в дискомфортных условиях в набитом сумками и коробками автобусе, ожидать многократные разгрузку и погрузку этих сумок из салона автобуса и т.д. Есть ли выход из создавшейся ситуации?
- Пока эта проблема присутствует на нашем туристическом рынке, и решить ее нам не удается. Едут одним автобусом и туристы, оплатившие полную стоимость путевки, и те, кто купился на дешевизну, т.е. попросту записался в "помогайки". Но когда едут туда, особых проблем никто не испытывает, а вот когда назад, то тут все и начинается. Тюки с покупками пихают под ноги, кто-то вынужден чуть ли не стоять, рюкзаки не умещаются на полках и падают на головы. Проблема в том, что билеты реализует транспортное предприятие. И продает всем. Мы же все их покупаем. И кому и сколько продано, не угадать. Билеты ведь продают всем желающим. А заранее выкупить весь автобус просто невозможно.
- Расскажите более подробно, какие позиции должны быть отражены в договоре, когда турист приобретает путевку?
- Не стоит, послушав менеджера о красивом курорте или веселой поездке, подмахивать договор одним росчерком. Необходимо внимательно изучить, от начала и до последней буквы. Очень часто можно прочесть истории, где потерпевший говорит о том, что что-то в договоре было прописано мелкими буквами, а читать было некогда, потому и подписал, а теперь нет никакой возможности доказать, что турфирма не права.
Помните всегда, что обещанные скидки о недорогом и качественном отдыхе на элитном курорте не смогут вернуть вам нервы за нереализованный отпуск и разбитые надежды, слезы во время судебных разбирательств и деньги, заработанные отнюдь не легким трудом.
Договор об оказании услуг должен быть заключен обязательно, хоть едете на два дня в приграничный Китай, где уже бывали сотни раз и все знакомо, хоть на месяц на африканское сафари. В соответствии с Законом "О туризме" в договоре четко прописывается турпродукт - трансфер и проживание. Это две главных составляющих. Выбор отеля должен найти подробное отражение в договоре - линия, на которой размещено здание (на берегу моря или через дорогу от него), куда выходят окна (пляж, бассейн, горы, улица и т.д.), наличие кондиционера в номере и отсутствие за стенкой лифта, необходимость детской комнаты в отеле, вплоть до этажа. Хотите, чтобы встречал русскоязычный гид на машине с большим багажником? Записываем все в договор. В договоре может быть отражен минимальный набор экскурсий, помощь гида во время шопинга или поездок в горы, на острова, на соревнования, даже овсянка на завтрак, к которой привыкли дома.
Еще один немаловажный фактор - страховое покрытие. Оформление страхового полиса - это обязательная часть подготовки к любой поездке. Когда покупается тур, то медстраховка, как правило, включена в стоимость. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, обязательно стоит проверить, есть ли в полисе информация о франшизе. Франшиза - это первоначальный взнос (обычно от 30 до 50$), который турист вносит самостоятельно. Все расходы сверх этой суммы оплачивает страховая компания. Многие туристы сегодня предпочитают оформлять страховки самостоятельно. У некоторых страховых компаний есть на этот счет целые пакеты, включающие медстраховку, страховку от задержки рейса и потери багажа. Стоит такой полис немного больше медицинского, но компенсация в случае задержки будет достаточно внушительная. Если это все проделано, если нет никаких подозрений и сомнений, то договор можно подписывать и выкупать тур.