Тема строительства дорог и нехватки денег на это строительство в последнее время стала особенно остро обсуждаться как в российских СМИ, так и в министерствах и ведомствах. При этом иногда в поле зрения попадают и дороги Приморья. Недавно Минтранс усомнился, что регион выполнит поручение президента удвоить количество вводимых в эксплуатацию дорог в ближайшую десятилетку. А эксперты и вовсе посчитали, что региональные дорожные фонды, из которых финансируется дорожная деятельность, ждет дефицит. Основные поступления – акцизы с топлива, а они давно не поднимались, да и не скоро увеличатся. Что из себя представляет дорожный фонд в Приморье и на что тратятся деньги, рассказал РИА PrimaMedia директор департамента дорожного хозяйства Приморского края Алексей Ширшов.
- Алексей Николаевич, что такое дорожный фонд, и почему мы всегда вспоминаем этот термин, говоря о строительстве и ремонте дорог?
- Дорожный фонд – это средства краевого бюджета, которые формируются и расходуются исключительно для мероприятий дорожной деятельности: проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог. На другие цели эти деньги тратить уже нельзя. Дорожные фонды во всех субъектах созданы в 2012 году. А с этого года созданы также муниципальные дорожные фонды.
Формируется фонд за счет нескольких источников. Основной – отчисления от акцизов на все виды топлива. Также фонд пополняется за счет транспортного налога, госпошлины за выдачу специальных разрешений, платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса, штрафов за нарушение правил перевозки, а также сумм, поступающих в счет возмещения вреда от проезда тяжеловесной и крупногабаритной техники. В прошлом году из этих источников в дорожный фонд Приморского края поступило 5,444 млрд. рублей. Основная сумма – почти 4,5 млрд – это именно отчисления с акцизов на топливо. И около 1 млрд – транспортный налог. Остальные источники в сумме дали порядка 50 млн рублей.
В Приморском крае помимо тех источников, которые я назвал (акцизы, налог), администрация края дополняет дорожный фонд из других источников краевого бюджета. То есть если доходы фонда в 2013 году составили 5,444 млрд, то общие средства фонда составили порядка 6,4 млрд. Практически 1 млрд рублей администрация Приморского края направила дополнительно на реализацию мероприятий по дорожной деятельности. И все эти средства израсходованы на 100%.
Фактически в 2013 году на мероприятия дорожной деятельности, в том числе на реализацию проектов, предусмотренных федеральными целевыми программами, было предусмотрено 9,5 млрд рублей с учетом финансирования из федерального бюджета.
Примеры таких проектов – Нарвинский тоннель в Хасанском районе, автодорога "Уссурийск – Пограничный – госграница" на участке Липовцы – Сергеевка, 22 км которой ввели в ноябре 2013 года.
- Правда, что дорожные фонды "беднеют", грядет серьезный дефицит?
- По нашему региону сейчас это не так. В 2014 году планируемые доходы дорожного фонда – 6,1 млрд рублей. То есть, несмотря на сомнения экспертов, доходы у нас растут. Планируем получить на 600 млн рублей больше отчислений от акцизов, чем в прошлом году. Бизнес работает, и отчисления от акцизов растут, в отличие от других регионов.
А фактически расходы дорожного фонда запланированы в размере 7,5 млрд рублей. То есть администрация добавила еще 1,4 млрд на реализацию мероприятий на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог. И министр транспорта Соколов М.Ю. на недавнем селекторном совещании отметил, что Приморье в этом плане среди субъектов ДФО – номер один. Другие субъекты в основном ограничиваются только средствами дорожного фонда, которые поступают из предусмотренных Бюджетным кодексом источников. Своих денег из иных источников добавляют единицы.
- А сумма 7,5 млрд на 2014 год достаточная?
- Если сопоставить ее с процентом износа автодорог, то явно этих средств недостаточно, чтобы все привести в нормативное состояние. Есть нормативы на содержание. Мы к ним практически подходим. Условно говоря, если на содержание одного км дороги нужно 100 тысяч рублей, мы тратим сегодня 90 тысяч. Мы анализировали, в других регионах ДФО эта ситуация гораздо хуже.
Если у нас на содержание дорог и искусственных сооружений предусмотрено в этом году 2,7 млрд рублей, то в 2015, в 2016 годах предусмотрено уже 2,9 млрд. Такие нормативы.
По ремонту немного отстаем. Денег, конечно, нужно больше. Потому что фонды начали работать отлаженно только с 2012 года, когда строго определили, что деньги из фонда на иные цели тратить нельзя.
- Говорят, что в некоторых регионах деньги из фонда до сих пор иногда расходуют на иные цели. Например, обслуживают кредиты, взятые администрацией.
Я тоже об этом слышал. Но я не понимаю, как они это делают. Но есть федеральное казначейство, департамент финансов. Никто не позволит тратить на иные цели деньги, которые имеют строго целевое назначение. Невозможно взять эти деньги и заплатить с них проценты по кредиту. У меня в голове не укладывается, как это сделать.
- Вы сказали, что с этого года вводятся муниципальные дорожные фонды. А они за счет чего пополняются?
Муниципальные фонды финансируются из регионального дорожного фонда и доходов местного бюджета. Раньше денежные средства на содержание дорог местного значения выдавались в виде субсидий, порядка 15% от размера дорожного фонда. В прошлом году мы выделили муниципалитетам 5% от размера фонда на проектирование и строительство дорог, еще 5% - на ремонт дорог местного значения, оставшиеся 5% - на ремонт дворовых территорий. Все это в виде субсидий, суммарно получилось 721 млн. рублей.
С этого года у нас осталась субсидия на проектирование и строительство дорог - 5% от фонда. А остальные 10% средств автоматически поступают напрямую в бюджеты поселений для формирования муниципальных дорожных фондов. И они уже вправе распоряжаться деньгами самостоятельно.
- Тем самым муниципалитеты получили большую независимость?
- В этом случае да. Субсидии предполагают софинансирование: 30% для городских округов и муниципальных районов, 10% для сельских поселений. Если не предусмотрел в бюджете софинансирование в этих пределах, то и субсидия не выделяется. И не все муниципалитеты получили эти субсидии в прошлом году именно потому, что у них не было в бюджете собственных средств на эти мероприятия.
А теперь местные власти просто получают деньги. Они могут добавлять из местного бюджета любую сумму, могут не добавлять, а просто потратить на ремонт дорог то, что поступило из краевого бюджета. Но мы будем контролировать процесс, чтобы средства дорожного фонда не тратились на нужды, не связанные с дорогой.
- Министр сельского хозяйства недавно ругался, что в большинстве регионов РФ, в том числе и в Приморье, эти 5%, установленных в Бюджетном кодексе, якобы не дошли до местных дорог. Вы говорите, что деньги выделялись. Кто прав?
- Не знаю, почему появились претензии к Приморью. Мы выполняем обязательства, и в прошлом году, и в этом. Да, у нас эта сумма в прошлом году была израсходована не полностью. Часть денежных средств мы перераспределили. Но мы действуем на основании заявок от муниципалитетов. Не все заявились в прошлом году на этот вид субсидий.
В 2014 году у нас предусмотрено 376 млн, 5% от планируемых доходов, на проектирование и строительство местных автодорог. В этом году из 376 млн рублей 226 млн направлено по заявкам муниципалитетов. Например, на строительство дорожной сети на острове Русском по заявке Владивостокского городского округа. А 149 млн рублей из этого вида субсидий направлено на строительство подъездных и внутриквартальных дорог к земельным участкам, которые выделяются многодетным семьям. Это прямое поручение губернатора, и все 5% средств на этот вид субсидий будут стопроцентно израсходованы. И я так думаю, надо будет добавлять еще. Потому что земельные участки выдаются постоянно.
- Все ли муниципалитеты в Приморье умеют строить дороги, правильно оформлять заявки и так далее? Какие районы больше в этом преуспевают, какие меньше?
- Да, не везде сотрудники администраций могут правильно составить заявку. Но мы с ними напрямую работаем, выдаем замечания и помогаем их исправить. В прошлом году порядка 170 поселений, городских округов и районов подали нам заявки.
Другой вопрос – как эти деньги израсходовать. Мы заявки помогаем оформить. А дальше глава несет ответственность: как проведет торги, какие критерии напишет, какой будет подрядчик работать. Были моменты, когда контракты заключены, но не исполнены по причине "недобросовестного подрядчика". Просто недоделаны и брошены, несмотря на перечисленные авансы.
Но есть и противоположные примеры, когда местные власти изыскивают средства на софинансирование не только 30%, но и в разы больше. То есть некоторые главы ориентированы на то, чтобы у них дороги были хорошие. Более подробно о том, кто и как отработал субсидии в прошлом году, по поручению губернатора я буду докладывать на заседании администрации Приморского края.
- Еще раз о "надвигающемся дефиците фонда". Минтранс разработал рекомендации, одобренные правительством, в них перечислены возможные источники пополнения региональных дорожных фондов. Приморье нуждается в новых источниках?
- Нам эти рекомендации поступили. И мы внесли в постановление администрации Приморского края от 14 апреля дополнения, где предусмотрели новые источники. Пополнять дорожный фонд будут доходы, получаемые в виде арендной платы на земельные участки, которые расположены в полосе отвода автомобильных дорог, доходы от предоставления на платной основе парковок, плата от реализации соглашения об установлении сервитутов. То есть если к нам обращается заявитель и просит в полосе отвода дороги проложить линию электропередачи или линии связи, мы на законных основаниях заключаем соглашение, и собственник будет платить в дорожный фонд.
- Замминистра транспорта предсказывал недавно, что Приморье рискует не выполнить наказ Путина удвоить темпы строительства дорог.
- На самом деле эти опасения не совсем корректны. Расчет такой: за 2003-2012 годы в Приморье построено 180 км дорог. Значит, для удвоения нужно в 2013-2022 годах построить 360 км. Ведомство запрашивало у нас информацию, и мы сообщили, что программой "Развитие транспортного комплекса" на 2013-2017 годы предусмотрено бюджетом строительство и реконструкция 90 км дорог. То есть, при "сохранении" темпов, за 10 лет построим 180 км, и удвоения не произойдет, мы просто останемся при своих цифрах.
Но это не совсем так. 90 км – это уже предусмотрено в бюджете, то есть уже заложены денежные средства. Но у нас на сегодняшний день есть проекты, прошедшие или проходящие госэкспертизу, в соответствие с которыми мы планируем построить еще 275 км автомобильных дорог дополнительно к тем 90 км. Это "Владивосток – Находка – порт Восточный" - проект однозначно будет реализован. Второй проект – дорога от Трудового в сторону Игорной зоны. Также планируем реконструкцию автодороги от Океанской до бухты Лазурной и от Лазурной до Артема. Со всеми этими проектами удвоение будет даже чуть больше, чем в два раза. К выполнению указа президента мы готовы.
- Какие еще важные проекты планируются на ближайшую десятилетку?
- Рассматривается еще и проект транспортного коридора "Приморье-2", который свяжет порты Зарубино и Посьет с Краскино и Хуньчунем. Это на юге Приморского края, протяженность дороги порядка 70 км. Считаю, что это тоже может стать глобальным проектом.
- Появятся ли в Приморье платные дороги?
- Предполагается, что дорога Владивосток – Находка – порт Восточный будет платной. Потому что, во-первых, есть альтернативная дорога, которая остается. Во-вторых, дальнейшие этапы дороги будут строиться, в том числе, за счет частных инвесторов. И чтобы эти инвестиции вернуть, платный режим, скорее всего, будет введен.
Возможно, режим платности будет установлен только для коммерческих предприятий. Так как трасса в составе транспортного коридора и в основном будет связывать порт Восточный с границей с КНР, с нашими соседями. В первую очередь платность подразумевается для грузовых перевозок. Может быть, для частных лиц не будет платы или будет незначительная. Но на участке км 18 – км 40 проектом уже предусмотрены терминалы для внесения оплаты.
Скоростной режим на этой трассе тоже будет отличаться от остальных дорог края. Расчетная скорость – 120 км/ч. Вполне возможно, что там установят ограничение 100 или 110 км/ч.
- В итоге, на что будет потрачен дорожный фонд в 2014 году?
- На этот год, напомню, размер фонда - 7,5 млрд. Непосредственно на ремонт дорог из них предусмотрено 2,128 млрд рублей. В целом по краю заасфальтируют 153 км дорог, которые раньше были грунтовыми. Еще 245 км уже асфальтовых дорог за год отремонтируют. Также планируется ремонт 153 км гравийных дорог, 23 моста, 31 водопропускную трубу.
На содержание автомобильных дорог предусмотрено 2,760 млрд рублей. Это содержание мостов, линий освещения, устройство горизонтальной разметки, охрана мостов, паспортизация автодорог. 375 млн рублей предусмотрено на капитальный ремонт. Это ремонт моста через реку Киевка на трассе Лазо – Заповедное, там "Примавтодор" работает. Точно так же в рамках капитального ремонта делается дорога Новонежино – Анисимовка.
На дорогу Владивосток – Находка – порт Восточный предусмотрено из краевого бюджета 517 млн рублей. 551 млн потратят на строительство моста через реку Мельгуновка.
Из крупных муниципальных проектов – строительство во Владивостоке дорожной сети на острове Русском от окончания асфальтовой дороги до поселков Экипажный, Подножье, Рында. В прошлом году Владивосток получил деньги на проектирование этой дорожной сети. В этом году 179 млн рублей субсидий из краевого бюджета должны направить администрации Владивостока на асфальтирование указанной дороги.