Рыбодобытчикам РФ – и особенно Дальнего Востока – необходимо понимать задачи и цели государства в развитии отрасли, которые, по сути, должны быть предельно ясны и прагматичны - обеспечение продовольственной безопасности, и, как следствие, наибольшее производство продукции как пищевой, так и технической. Прежняя позиция бизнеса, озвученная крупным рыбопромышленником, а ныне членом Совета федерации РФ Александром Верховским - "Задача государства - создание условий для ведения бизнеса" - не направлена на достижение национальных интересов. Такое мнение в статье "Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе достижения технологического лидерства", опубликованной рядом отраслевых СМИ и интернет-порталов, высказал председатель советов директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" и ЗАО "Морская инженерная компания" Олег Братухин, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
По мнению автора статьи, от определенной части рыбодобывающего бизнеса в настоящее время к властям России идет своеобразный "запрос" - какие задачи и цели ставит государство в развитии отрасли. Олег Братухин отмечает, что понимание позиции государства нужно бизнесу – разумеется - прежде всего для "просчитывания" рисков, "связанных с возможностью будущих конфликтов и переделом в отрасли".
"Примечательно другое – это значимый посыл бизнеса во многих смыслах. Важнейшим представляется признание того, что государство может и должно иметь предельно ясные национальные цели развития отрасли.
Ведь ранее бизнес занимал иную позицию, точно выраженную Fishnews в заголовке интервью с крупнейшим рыбопромышленником, а ныне членом Совета Федерации Александром Верховским: "Задача государства - создание условий для ведения бизнеса". Это совсем иное, чем достижение национальных интересов. Извлечение максимальной прибыли, являясь главной задачей бизнеса, не является главной целью для государства", - пишет автор.
По оценке эксперта, до сих пор именно бизнес, по сути, и руководил рыбной отраслью.
"Любое начинание, пусть несистемное, но хотя бы теоретически важное для государства, категорически отметалось Росрыболовством под разными, часто надуманными предлогами. Даже важнейший принцип развития национальных экономик: деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, произведенной на национальных предприятиях, – отметался без промедления.
Считалось, что руководство отрасли отстаивает интересы рыбаков. На самом же деле речь шла о банальном продавливании интересов бизнеса в ущерб национальным. И как следствие этого в отрасли так и не были сформулированы государственные цели", - делает заключение Олег Братухин.
Все это и привело к тому, что в настоящее время отрасль "скукожилась" - то есть промысел идет только в собственной экономзоне, а рыбные богатства Мирового океана осваиваются почти без участи России, считает автор. Рыбодобывающий флот – неконкурентоспособен, устарел морально и физически, а промысел ведется нерационально, неэффективно и безответственно.
"При этом все последние годы руководство отрасли трубило победные рапорты, а фактически вводило руководство страны в заблуждение, выдавая за успехи отрасли временный рост вылова, который связан исключительно с природными колебаниями биомассы нашего главного промыслового вида – минтая - в нашей экономической зоне. Сейчас биомасса уже снижается, значит, успехи в отрасли закончились.
Перекосы в отрасли стали, мягко говоря, неудобными: многомиллиардные дивиденды, выплачиваемые компаниями, и при этом огромные госдотации, серые финансовые схемы с оседанием средств в соседних странах, браконьерство, криминальный экспорт и многое другое", - констатирует эксперт рыбной отрасли.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, сенатор Александр Верховский - владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний на Сахалине – неоднократно заявлял публично, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.