Договор аренды площадей в Международном аэропорту Владивосток, заключенный между ЗАО "Терминал Владивосток" и ООО "Траст Рико", владельцем кафе Sea Food и "Ситора" и столовой Drink tea, мог быть кабальным. Для того чтобы определить, так ли это, по мнению члена президиума общероссийской общественной организации "Опора России" Виталия Гуменюка, прежде всего, требуется независимая юридическая оценка, сообщает РИА PrimaMedia.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" откликнулась на обращение ресторатора, обиженного в Международном аэропорту Владивосток. Сегодня, 20 августа, состоялась встреча генерального директора ООО "Траст Рико" Тимура Аслидинова и члена президиума общероссийской общественной организации "Опора России" Виталия Гуменюка, к которому предприниматель обратился с письменной просьбой о помощи.
Тимур Аслидинов подробно рассказал о ситуации, возникшей в связи с досрочным расторжением договора аренды помещений в Международном аэропорту Владивосток и попыткой бывшего арендодателя удержать имущество бывшего арендатора до полного погашения задолженности.
Особое внимание Виталий Гуменюк обратил на характеристики договора аренды, заключенного между ЗАО "Терминал Владивосток" и ООО "Траст Рико", и на так называемый key money, который, по определению, дает преимущества арендатору в виде готового помещения или большого потока клиентов.

Виталий Гуменюк и Тимур Аслидинов, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Как пояснил директор ООО "Траст Рико", обустройство двух кафе – Sea Food и "Ситора" - и столовой Drink Tea на территории аэровокзального комплекса в Кневичах началось еще до заключения основного договора аренды.
Как сообщало ранее РИА PrimaMedia, в момент начала сотрудничества предпринимателя с аэропортом арендуемое помещение было передано ООО "Траст Рико" без системы вентиляции и даже без пола. Компании пришлось за собственный счет поднимать полы более чем на 65 см, проводить систему канализации, вентиляции и кондиционирования, а также электрический кабель с увеличенной мощностью по требованию ЗАО "Терминал Владивосток" общей протяженностью более 0,5 км, устанавливать электрощитовые.
"Нам обещали, что будет много полетов. Сказали: "Хочешь зайти? Тогда начинай". И мы начали. Хотя восемь месяцев работали в минус, имея убытки от одного до двух миллионов. Только в июне 2013 года вышли в ноль. Но когда ты уже вложил 10 млн рублей в организацию производства, трудно свернуть с дороги. К тому же речь шла о том, чтобы заключить долгосрочный договор аренды по схеме семь плюс три года. Плюс арендодатель должен был рассмотреть в основном договоре варианты снижения тарифов по арендной плате", - пояснил Тимур Аслидинов.
Ничего этого не произошло. Вместо этого ЗАО "Терминал Владивосток" предложило ООО "Траст Рико" подписать мировое соглашение, главным условием которого было полное и безоговорочное погашение задолженности по аренде. Ответное предложение о реструктуризации долга аэропортом было отвергнуто.
В результате ЗАО "Терминал Владивосток" объявил о досрочном расторжении договора, уведомив ООО "Траст Рико" о необходимости освободить арендуемые площади, а когда арендатор попытался вывезти из Кневичей оборудование на сумму более 14 млн рублей, приобретенное за счет еще не погашенного банковского кредита, попытался удержать дорогостоящее имущество, опечатав его в помещении бывшей столовой Drink tea.
"В сложившейся ситуации, как мне видится, в первую очередь страдает репутация региона и самого аэропорта, - прокомментировал член президиума общероссийской общественной организации "Опора России" Виталий Гуменюк. -
В то время как правительство обращает внимание на Дальний Восток и Приморье, которые должны процветать и развиваться, здесь происходят опасные перекосы в отношениях предпринимателя и администрации аэропорта".
По мнению Виталия Гуменюка, прежде всего, нужно разобраться с характером договорных отношений между арендодателем и арендатором, а также c так называемым key money, который, по идее должен давать преимущества арендатору в виде готового помещения или большого потока клиентов (ни того, ни другого в данном случае, по сути, не было).
"Хорошо бы узнать, что в данном случае представляет собой key money? Плата за лояльность аэропорту? Официальная форма "отката"? Почему key money никаким боком не привязан к основному договору аренды? На что идут эти деньги? На развитие аэропорта? На улучшение инфраструктуры? Какие выгоды от этого получают предприниматели-арендаторы и пассажиры? Было бы интересно получить ответы на все эти вопросы, - заметил Виталий Гуменюк. - Может быть, в данном случае key money – это неправильно. Наверное, в таких случаях лучше использовать общепринятую стандартную схему открытых аукционов.
Мне кажется, к данной проблеме нужно привлечь внимание бизнес-сообщества и самой широкой общественности. Приморцам не должно быть безразлично, что собой представляет новый аэропорт.
Вы посмотрите, что там сейчас происходит. После закрытия двух кафе и столовой, горячее питание получить путешественникам негде. Что там осталось? Кофейня с бутербродами, винный бар, небольшая пиццерия. Скажите, где в нашем аэропорту можно купить лекарства, газеты, книги, сувениры, много другое, что есть в любом современном аэропорту? Возьмите, например, Международный аэропорт Новосибирск в Толмачево. Сколько там баров, кафе, магазинов! Там даже для верующих пассажиров церковная лавка есть. И, разумеется, аптечная сеть. Где это все это в Кневичах? Зато тарифы на парковку здесь выше, чем в Шереметьево и Домодедово".
В конце беседы Виталий Гуменюк порекомендовал Тимуру Аслидинову произвести независимую юридическую оценку заключенного договора аренды.
"Как я понимаю, ЗАО "Терминал Владивосток" изначально предложил свой вариант договора, который не подлежал обсуждению. Предполагаю, что это стандартная линия поведения администраций аэропортов, что здесь, во Владивостоке, что в Москве. Есть определенные правила игры, выполняя которые, арендатор входит на территорию аэропорта. В этой ситуации нужны независимые юристы, которые смогли бы определить, насколько этот договор ущемляет права предпринимателя, в какой степени его можно назвать кабальным, - сказал член президиума "Опоры России".
Напомним, что в настоящий момент линейное отделение полиции в аэропорту города Владивостока ведет проверку по заявлению генерального директора ООО "Траст Рико" Тимура Аслидинова на самоуправные, с его точки зрения, действия по созданию препятствий в вывозе имущества с территории аэропорта.
Помимо этого, обиженный аэропортом ресторатор обратился с просьбой о помощи к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марине Шемилиной.
События, происходящие в августе 2013 года в Кневичах, дополнили цепь скандалов, связанных с российскими аэропортами. Так, в марте 2010 года Читинской транспортной прокуратурой были направлены в орган дознания Читинского отдела внутренних дел на транспорте материалы проверки о самоуправных действиях бывшего генерального директора открытого акционерного общества "Аэропорт "Чита" Николая Гусакова.
В октябре 2011 года Назрановская транспортная прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении бывшего генерального директора ОАО "Аэропорт Магас" Магомеда Цурова, обвиняемого в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере.
Уголовная ответственность угрожала генеральному директору столичного аэропорта "Шереметьево" Михаила Василенко из-за отключения электроэнергии, произошедшего 12 сентября 2012 года. Возникший тогда сбой регистрации пассажиров повлек за собой большие сложности для компании "Аэрофлот".
Интересно, что в апреле 2013 года на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности аэропорта Владивосток генеральный директор ОАО "МАВ" Максим Четвериков выразил недовольство работой линейной полиции на транспорте на территории Международного аэропорта Владивосток.
РИА PrimaMedia будет и дальше следить за развитием событий в Международном аэропорту Владивосток.