Компания "Аэроэкспресс" после двух лет работы в Приморье объявила, что уходит с рынка железнодорожных перевозок региона по экономическим соображениям - из-за значительных убытков, которые только по итогам 2014 года составили 130 млн рублей. Чтобы не оставить местных пассажиров без возможности быстро и стабильно добираться из Владивостока в аэропорт и обратно, власти региона уже ищут замену оператору маршрута. О короткой, но яркой истории "красного поезда" в Приморском крае и о ситуации с пригородным маршрутом между Владивостоком и Кневичами - читайте в обзоре РИА PrimaMedia.
Как уходил "Аэроэкспресс"
О том, что "Аэроэкспресс" может прекратить работу в аэропорту Владивостока, впервые стало известно 16 января 2015 года. Тогда состоялось совещание с участием местных перевозчиков и представителей АПК, на котором всерьез подняли вопрос о прекращении работы скоростного поезда на маршруте ж/д вокзал Владивостока - аэропорт "Кневичи". Тогда же, через ТАСС, пресс-служба компании-перевозчика объявила, что решение будет принято ровно через месяц – 16 февраля.
Перрон, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
В тот же день первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев заявил, что движение поездов по маршрутам "Аэроэкспресса" не будет закрыто даже в случае ухода с рынка оператора. Эти слова он повторил, к слову, и сразу же после официального "прощания" перевозчика, которое было опубликовано 19 января.
"Сейчас администрация прорабатывает вопрос передачи маршрута местному перевозчику – ОАО "Экспресс Приморья", — сказал тогда первый вице-губернатор. По его словам, перевести перевозки пассажиров "Аэроэкспресса" на линию местного перевозчика власти планируют в течение февраля.
Со своей стороны ОАО "Экспресс Приморья" готово взять на себя эту работу - если получится "договориться с администрацией обо всех деталях".
"Мы принципиально готовы зайти на этот маршрут. Сейчас переговоры находятся на стадии расчета затрат и прибыли. Мы подготовим несколько вариантов работы поездов и представим их в краевой Белый дом. Дальше все будет зависеть от чиновников, будут ли они готовы принять какой-то из вариантов", — рассказал РИА PrimaMedia пресс-секретарь ОАО "Экспресс Приморья" Максим Каленник.
"Заменить одного перевозчика на другого технически несложно, однако сами переговоры могут быть далеко не такими простыми, как хотелось бы всем их участникам", - такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал источник агентства, близкий к руководству ДВЖД.
"Главная проблема "Аэроэкспресса" была в невозможности отойти от своего принципа пускать рейсы каждый час. Выходило, что в некоторые дневные часы их вагоны были пустыми. Зато утром и вечером спрос на перевозки был велик. Таким образом, новый перевозчик может просто изменить расписание движения поездов так, чтобы выйти как минимум на безубыточную работу, перекрасить сами вагоны в новые цвета и пустить их на рельсы", — сказал собеседник агентства.
Он добавил, что при условии выделения местной властью субсидий, можно даже сохранить некое подобие стандартов настоящего "Аэроэкспресса". Другой вопрос, в каком объеме власти будут готовы субсидировать перевозчика. Скорее всего, именно это будет основным предметом переговоров.
От саммита до кризиса
Появление в Приморье "Аэроэксресса", как и появление многих других объектов и крупных компаний, было связано с подготовкой к саммиту АТЭС, который прошел во Владивостоке в сентябре 2012 года. Ожидалось, что пассажиропоток, проходящий через Приморье, должен вырасти многократно после проведения встречи глав государств АТР, и в связи с этим необходимо было модернизировать транспортную инфраструктуру Приморского края.
Чиновники тогда озвучивали оптимистичные планы по наполнению пассажирами "Международного аэропорта Владивостока". Из него хотели сделать самый настоящий дальневосточный авиахаб, "второй Инчхон", который должен был бы перевозить десятки млн пассажиров в год. И - понятно - чтобы доставлять такое количество людей до столицы Приморья с ее пятизвездочными отелями (по сей день, кстати, не открытыми), по тогдашней идее как нельзя лучше подходил именно "Аэроэкспресс".
Вагон, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
20 июля 2012 года первый красный поезд отправился из Владивостока сначала до Артема, а потом - и до самого аэропорта. Кстати, промежуточные остановки "Аэроэкспресса" существовали только в Приморье: если в Москве электричка из аэропорта идет до города без остановок, то во Владивостоке она трижды останавливается в пути. Это было сделано по просьбе местных властей, чтобы доставлять горожан из пригорода в город и обратно.
Между тем, компания вложила в модернизацию вагонов, охрану, в обучение бортпроводников около 170 млн рублей, и очень надеялась получить прибыль от этих перевозок. Сразу после саммита исполнительный директор ООО "Аэроэкспресс" Алексей Сорокин заявил, что срок окупаемости проекта в Приморье составит 15 лет. Компания была готова ждать.
Табло, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
В следующие два года ежедневно с 8.00 до 20.00 из Владивостока в аэропорт и обратно поезда аэроэкспресса делали 20 рейсов, многие их которых так и не наполнялись пассажирами. Для сравнения, между Москвой и Домодедово составы делают 73 рейса.
Правда, в утренние и вечерние часы в вагоны садились те, кто ехал из пригорода на работу во Владивосток и, соответственно, обратно. В какой-то момент они стали составлять немалую часть всех пассажиров "Аэроэкспресса". Их привлекала четкость и исправность работы маршрута.
"Это удобнее по нескольким причинам. Во-первых - быстро. За полчаса никаким другим транспортом от моего дома (живу в Артеме) до центра города не доберешься. Во-вторых: экспресс ходит точно по расписанию, практически каждый час и без всяких сбоев. И при этом билет стоит всего на пару рублей дороже, чем в обычной электричке", — рассказала РИА PrimaMedia постоянный пассажир "Аэроэкспресса" Евгения Константинова.
Зато в дневные часы вагоны часто ходили по рельсам порожняком, о чем регулярно писали местные журналисты. Пассажиропоток в международном аэропорту Владивостока рос совсем не теми темпами, на которые надеялись власти и бизнесмены до саммита АТЭС. Если Инчхон в 2013 году обслужил 41 млн пассажиров, то МАВ в том же году дотянул только до 1,8 млн пассажиров. Да и те большей частью были россиянами, которые по прилету-вылету охотней пользовались такси, автобусами и только в последнюю очередь - железной дорогой.
Но просто так взять и сократить убыточные рейсы, оставив только те, что пользовались популярностью, "Аэроэкспресс" не решился. Не исключено, что этого требует политика компании, за которую ее ценят пассажиры в центральной России: поезда ходят каждые полчаса (за исключением маршрута Киевский вокзал — Внуково, где это необходимо только в часы пик) в одно и то же время и достаточно стабильно. Последней каплей стала отмена с нового года Российскими железными дорогами скидки в 99% для "Аэроэкспресса" на использование инфраструктуры жд-монополии.
"Аэроэкспресс", Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
"Этот факт и общая макроэкономическая ситуация не оставляют нам иного варианта, кроме как прекратить деятельность в этих регионах. Сейчас мы решаем вопрос, как нам передать всю налаженную сервисную организацию местным перевозчикам в форме, не нарушающей интересы пассажиров", — цитирует сайт компании исполнительного директора "Аэроэкспресса" Алексея Сорокина.
Если не он - то кто?
По словам первого вице-губернатора края Василия Усольцева, приведенным выше, перевести перевозки пассажиров "Аэроэкспресса" на линию местного перевозчика власти планируют в течение февраля. Со своей стороны "Экспресс Приморья" готово взять на себя эту работу, если получится договориться с администрацией обо всех деталях. Однако, эксперт, близкий к руководству ДВЖД сомневается в том, что это будут быстрые и конструктивные переговоры.
Между тем напомним, что пригородные железнодорожные перевозки не первый год находятся в центре внимания жителей Приморья - из-за постоянных угроз их отмены и сокращения маршрутов со стороны ОАО "Экспресс Приморья", являющегося монополистом в данном сегменте. Компания, контролируемая РЖД, постоянно жалуется на убыточность электричек и требует огромных субсидий из бюджета в качестве компенсации выпадающих расходов, так как по закону не может самостоятельно поднимать тарифы на свои перевозки.
Эти убытки не раз вызывали вопросы у представителей властей Приморья. Например, в 2014 году недополученная прибыль, по заявлению перевозчика, составили 359 млн рублей. Чиновники АПК и Контрольно-счетная палата края в свою очередь считают схему образования потерь непрозрачной, депутаты ЗСПК настаивают на независимой экспертизе деятельности "Экспресса Приморья".
Как отмечают в департаменте промышленности и транспорта Приморского края, финансовая деятельность ОАО "Экспресс Приморья" не совсем прозрачна. Это мнение разделяет и первый вице-губернатор Василий Усольцев.
"На сегодняшний день работа компании "Экспресс Приморья" для нас не является прозрачной. Непрозрачной является схема формирования себестоимости перевозок, предъявленная для частичной компенсации администрации Приморского края. Мы также считаем, что компания не имеет твердого плана по сокращению издержек и модернизации предприятия", - относительно недавно заявил первый вице-губернатор Василий Усольцев.
Здание "Аэроэкспресса", Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
По информации транспортного департамента АПК, оплата недополученных доходов ОАО "Экспресс Приморья" из краевого бюджета постоянно растет. В 2012 году она составила 29 млн рублей, в 2013 – 104 млн рублей, а в 2014 - уже 182, 6 млн рублей.
Директор "Экспресса Приморья" Сергей Кузнецов в ответ на упреки сетует на то, что пригородные электрички поставлены в неравные конкурентные условия с автоперевозчиками. Будучи дочерней компанией РЖД, компания перевозчик вынуждена платить за пользование инфраструктурой и арендовать у "мамы" подвижной состав, в то время как автотранспортные предприятия не платят за пользование дорогами. Вот почему билет до Угольной на электричке стоит дороже, чем на автобусе, говорит Кузнецов.
"Например в 2012 году ОАО "Экспресс Приморья" получен доход от основной деятельности в размере 611,4 млн рублей, а расходы за год составили 1,496 млрд рублей. На содержание себя "Экспресс Приморья" потратил всего 294,4 млн рублей, а вот материнской компании – РЖД - отдал почти 1,202 млрд", — приводит расчеты Сергей Кузнецов.
Отметим, что, как ранее сообщал деловой еженедельник "Конкурент", с 2005-го по 2008 год ОАО "Экспресс Приморья", занимаясь только продажей пригородных билетов и реализацией проездных документов на маршруте Гродеково — Суйфэньхэ, работало "в плюс", то есть имело чистую прибыль.
Но в 2009 году акционер-мажоритарий – ОАО "РЖД" - предъявил "дочке" счет за пользование подвижным составом и инфраструктурой, и "Экспресс Приморья" безвозвратно ушел "в минус", где и находится по сей день.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Маршрут "Аэроэкспресса" может в феврале подхватить "Экспресс Приморья" - Василий Усольцев
Прошлогодние убытки в 130 млн рублей уводят "Аэроэкспресс" из Приморья
"Аэроэкспресс" объявил о своем уходе из Владивостока
Тарифы на ж/д перевозки могут повысить в Приморье
Пригородные электрички будут сохранены в Приморье в 2015 году