Субъекты РФ постепенно начинают понимать, что в инвестиционной деятельности без участия бизнеса решение стратегических задач развития общественной инфраструктуры невозможно. Наиболее востребованными в ближайшие годы будут проекты государственно – частного партнерства в сфере ЖКХ. Об этом говорят результаты исследования на тему развития государственно-частного партнерства в российских регионах, проведенного сотрудниками "Внешэкономбанка" и Высшей школы экономики, сообщает РИА PrimaMedia.
- В сфере ЖКХ государственно-частное партнерство реализуется уже давно в арендной форме. Говорить можно очень много, на эту тему написана не одна книга. В числе авторов Александр Баженов, Владимир Варнавский, Альберт Еганян, Александр Долгов, ваш покорный слуга и другие. Опыт есть разный,
где-то ГЧП зарекомендовало себя практически. Конечно, это позитивный момент, просто у нас такие механизмы еще недостаточно отработаны, имеются ограничения, связанные с бюджетными обязательствами перед частными инвесторами, - у нас нет долгосрочного планирования этих обязательств,
- рассказал в беседе с корр. РИА PrimaMedia заместитель директора Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики, автор книги "Государственно-частное партнерство: теория и практика" Владимир Королев.
Целью исследования, проведенного заместителем начальника управления Центра ГЧП "Внешэкономбанка" Александром Воротниковым и Владимиром Королевым в середине 2010 года, стала оценка готовности региональных властей и бизнеса к партнерству в инвестиционной деятельности на объектах общественной собственности. Результаты были опубликованы в журнале "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование".
На вопросы анкеты ответили специалисты из 21 субъекта РФ из шести федеральных округов (за исключением Южного федерального округа). Респондентами выступали как представители органов государственной власти, так и эксперты-представители частного сектора. В целом выборка признана репрезентативной, а результаты анализа - адекватно раскрывающими ситуацию в целом по России.
По мнению респондентов, наиболее востребованы в ближайшие годы будут ГЧП-проекты в сфере ЖКХ, что отражает их уверенность в необходимости реализации проектов высокой социальной значимости даже в условиях кризиса (48,6%).
На 2-м месте стоит транспортная инфраструктура (29,5%), на 3-м - социальная инфраструктура (13,7%).
Как отметил в беседе с корр. РИА PrimaMedia директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов, государственная политика сегодня максимально направлена на передачу активов коммунальной инфраструктуры в частные руки, то есть на развитие механизмов государственно-частного партнерства. При этом население не должно опасаться резкого роста тарифов в результате прихода инвесторов, так как тарифообразование закреплено за государством.
- Придут частники или не придут, регулирование тарифов будет сохраняться за государством вне зависимости от того, муниципальный это собственник или частный.
С другой стороны, можно говорить о том, насколько эффективно осуществляется регулирование и должны быть четкие, понятные, прозрачные правила. Разговор о том, что муниципальный, государственный собственник эффективнее частного, на мой взгляд, крайне спорный вопрос. И, наоборот,
мы в рыночной экономике считаем, что частный инвестор эффективнее государственного.
Поэтому, на мой взгляд, чтобы решить эту проблему, нужно говорить о четких, прозрачных правилах игры, при которых бы все понимали, почему потребитель столько платит, какие инвестиционные программы реализуются, насколько они эффективны, - сказал Илья Долматов.
По словам эксперта, привлекая частные средства в коммунальную сферу, в первую очередь необходимо принимать во внимание, что любой инвестор заинтересован в возврате и доходе на вложенные средства. Выход из этой ситуации есть: государство должно проводить долгосрочную тарифную политику.
- Необходимо увязывать эффективность инвестиционных программ, то есть что в результате модернизации коммунального хозяйства будет происходить, что экономика будет получать, с тем, какие тарифы сейчас существуют. В некоторых случаях уже текущий уровень тарифов достаточен, чтобы проводить модернизацию, но инвестору нужна гарантия, что эти тарифы будут долгосрочными и он сможет достигнутую экономию использовать как возврат и доход на вложенные средства. Здесь определяющей является долгосрочность тарифной политики, - отметил Илья Долматов.
Напомним, в Приморском крае продолжается дискуссия по поводу акционирования краевой собственности, целью которого краевые власти называют привлечение частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру края, которая сегодня сильно изношена. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский предложил создать рабочую группу по вопросам подготовки краевых предприятий к акционированию. "Приморский водоканал", например, уже вызывает интерес трех крупнейших иностранных компаний, готовых вкладывать деньги в его модернизацию на условиях государственно-частного партнерства.
По мнению исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой, акционирование предприятий водохозяйственного комплекса позволяет повысить инвестиционный потенциал предприятия и снизить нагрузку на тариф, сделав его более "прозрачным".
В правительственных кругах считают, что приход частных инвестиций в коммунальную сферу экономики позволит через 5 лет сделать водную отрасль одной из наиболее инвестиционно и инновационно привлекательных не только в России, но и в мире.