То, как организовано пространство для людей с ограниченными возможностями, говорит об уровне развития городской среды. О том, что подразумевает под собой понятие "доступная среда", как проект реализуется во Владивостоке, а также о предприятии "Ритм", на котором трудятся инвалиды по зрению в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказал депутат Думы города Владивостока, председатель Приморской краевой организации Всероссийского общества слепых Дмитрий Поташев.
"Доступная среда" как критерий цивилизованности
- Дмитрий Вячеславович, вы являетесь председателем Приморской краевой организации Всероссийского общества слепых. Какие основные направления деятельности организации вы можете выделить?
- Я думаю, что первая и основная задача – это защита прав и интересов инвалидов. Во-вторых, я бы отметил, что общество содействует трудовой, социальной, культурной и спортивной адаптации и реабилитации инвалида. В-третьих, это содействие в реализации государственной политики в отношении инвалидов, построение моста между инвалидами и государством и нахождение общих точек к взаимовыгоде.
- Чего больше всего не хватает людям с ограниченными возможностями во Владивостоке?
- Если брать вопрос в глубоком философском смысле, то
любому человеку с ограниченными возможностями не хватает здоровья. Это в первую очередь. А что касается Владивостока, то здесь не хватает качественного общественного пространства. Это доступная среда.
Когда человек с ограничением жизнедеятельности утром выходит из дома и отправляется по своим делам, и при этом он не встречает на своем пути препятствий, несмотря на то, что он слепой или колясочник, несмотря на какие бы то ни было ограничения. И если он в городской инфраструктуре свободно имеет доступ к объектам социальным, инженерным, транспортным – любым – значит это общественное пространство - качественное. Если на улице мы не видим ни одного инвалида-колясочника, который своими силами преодолевал бы все сложности нашего рельефа, значит у нас пространство не качественное.
- А у нас оно качественное?
- Я бы так сказал, что
у нас в этом направлении начата определенная работа, в том числе и администрацией города. Безусловно, она идет не без участия депутатского корпуса Думы города Владивостока.
Например, та же самая тротуарная плитка для незрячих – это в некотором смысле и то, что наш голос был услышан. Состав Думы в 2012 году заступил на службу, а в 2014 году плитка уже лежит. Я считаю, это не очень большой срок для ее внедрения. В 2005 году мы эту плитку в городе заметили впервые. 9 лет занял этот процесс. Для отдельно взятого города это не так уж и много. Ситуация под контролем, мы обязательно будем за этим следить.
- Какие-то другие положительные примеры в краевом центре уже есть?
- Если взять аэропорт, это один из тех объектов, который я привел бы в пример. Бывал я и в других аэропортах, в том числе и в Шереметьево. Да, они оборудованы там получше, практически по последнему слову техники, но и наш ничуть не отстает. Более того, в плане "Доступной среды"
есть и комната для маломобильных пассажиров. Я лично смотрел журналы приема, там они спокойно принимают по 350-450 маломобильных пассажиров даже не в месяц, а в неделю.
О поддержке и работе
- Что касается возглавляемого вами предприятия "Ритм". Кто там работает? Как туда можно трудоустроиться?
- Это не проблема. Надо прийти в отдел кадров и предложить свою кандидатуру. Если есть у соискателя желание работать и подходят физические показатели, в наличии заключение медико-социальной экспертизы, которая говорит о том, что он в целом не трудоспособен, но может работать в специально созданных условиях под присмотром, например, мастера, я думаю, что мы ему такие условия создадим.
- Насколько в Приморье квалифицирована помощь для людей с таким диагнозом. И какие клиники считаются лучшими?
- Каждый, имеющий проблемы со зрением, должен поискать варианты, где ему лучше проходить лечение. Я знаю, что в Хабаровске неплохой центр микрохирургии глаза.
Я знаю, что у нас неплохие специалисты в больнице рыбаков.
Там есть офтальмологическое отделение. Достаточно высокий уровень в Москве. Если говорить о моих предпочтениях, то, как овцы идут за пастухом, так и я иду за врачом, который здесь во Владивостоке работал, потом уехал в Москву. И я пытаюсь как-то следовать за ним на протяжении ряда лет. Фамилия его Унгурьянов. Светлая голова, очень многим помог.
- Какие меры поддержки оказывает муниципалитет для людей с ограниченными возможностями? Куда можно обратиться инвалиду для получения такой помощи?
- Меры социальной поддержки инвалида в основном предусмотрены федеральным законодательством. Такой мерой выступает пенсия и отдельные виды пособий, которые выплачиваются на федеральном уровне. Об этом и говорит законодательство. Вместе с тем, и муниципалитет на своем уровне выполняет те задачи, которые связаны у него с инвалидным движением. Я считаю очень благим делом, то, что ряд городских организаций инвалидов наш муниципалитет поддерживает. В том числе, безвозмездно предоставляя им помещение для ведения деятельности, доплачивая счета за отопление, за телефон. То, что, как правило, большинство организаций инвалидов сами не тянут.
Детские сады в приоритете
- Дмитрий Вячеславович, в Думе Владивостока вы являетесь членом комитета по социальной политике и делам ветеранов. Как у нас обстоит дело с очередью в детские сады?
- У городских властей, у мэра этот вопрос стоит на карандаше и не сходит с повестки дня.
Проблема с очередью в детские сады малышей, которые родились в 2010 году, уже практически решена.
Сейчас на повестке дня 2011 год.
У нас был детский сад по адресу Магнитогорская, 6. Когда-то общество слепых передало его на бюджет города, на котором он так и остался. Потом из него сделали центр довузовской подготовки, где стояли сплошь машины, была стоянка, вместо более функционального использования территории. Сейчас он вернулся снова в лоно детских садов. И очень отрадно, что администрация из него делает детский сад, который скоро откроется. Однако существующих детских садов уже явно мало.
- Насколько в настоящее время комфортно во Владивостоке себя чувствуют молодые специалисты?
- Сегодня с проблемой трудоустройства люди предоставлены сами себе. Раньше было проще. Не каждый в состоянии устроить свою жизнь, как хотелось бы. Есть масса ребят, которым 22-23 года, и они не трудоустроены. Есть масса девушек, имеющих высшее образование по специальностям с громким названием, но не наполненных содержанием. Например, гостиничный бизнес и менеджмент – и все работают официантами. У всех высшее образование, но почему-то все официанты. Я не понимаю, зачем тогда 5 лет тратить на высшую школу, и каким содержанием наполнена эта профессия. Я не хочу обидеть разработчиков данного направления. Я просто хочу сказать, что на мой взгляд,
система, когда человек знает, что после окончания высшего учебного заведения он будет направлен куда-то для дальнейшего прохождения работы или хотя бы для отработки первых 3-5 лет, во-первых, гарантирует ему определенную зарплату, а государству гарантирует возмещение тех затрат, которые имели место в случае, если человек был бюджетником.
Родителям в свою очередь это гарантирует некоторое спокойствие, что их ребенок на ближайшие 3-5 лет занят делом.
- Как депутаты Думы Владивостока готовятся к реформе местного самоуправления? У всех она на слуху. Эксперты дают комментарии, что сейчас думы поделят по районам, функции главы города отойдут к сити-менеджеру. Как вы это оцениваете?
- Поживем, увидим. Я любую ситуацию приму со смирением. Либо это отметят мои избиратели, либо власть укажет мне направление деятельности. Считаю решение президента по реформе местного самоуправления правильным и продиктованным внутриполитической ситуацией в стране. Депутатский корпус – это представители народа. И в первую очередь мы должны думать о тех, кто нас туда провел, пригласил, пожелал, чтобы мы там были.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Количество инвалидов по зрению в Приморье стремительно растет – Дмитрий Поташев
Свое 50-летие отметило общество инвалидов по зрению в Находке в международный день слепых