Регионы России, где федеральные вливания составляют больше 10% собственных доходов бюджета, рискуют потерять контроль за своими финансами. В условиях стагнации экономики и падающих доходов бюджета регионам предлагают отказаться от финансовой помощи из Москвы, либо ограничить свою финансовую самостоятельность: на едином портале проектов нормативных актов размещен разработанный Минфином законопроект, который предлагает региональным властям выбрать между федеральными деньгами и бюджетной самостоятельностью, сообщает ИА "Финмаркет".
Помощь регионам ведомство Антона Силуанова решило разменять на ограничение их финансовой самостоятельности и усиление контроля над расходами субъектов. В частности, Минфин хочет запретить размещать на банковских депозитах временно свободные средства тем регионам, у которых федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в течение двух из последних трех лет превышали 10% собственных доходов. Пока эта планка установлена на уровне в 20%.
Кроме того, после одобрения законопроекта регионы не смогут увести свои бюджеты из-под контроля федерального центра, если получают любые дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Делать внешние заимствования для погашения долгов и финансирования дефицита бюджета регионы также смогут лишь в том случае, если они не являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Однако если регион решит отказаться от субсидий, он получит свободу внешних заимствований, сможет размещать временно свободные бюджетные средства в банках и устанавливать своим чиновникам без оглядки на Москву.
Если же он выберет федеральные деньги, зарплаты чиновникам определят в Москве, а о займах придется забыть:
те регионы, у которых федеральные дотации в течение двух из трех последних лет превышали 10% их собственных доходов, будут не вправе устанавливать и финансировать обязательства, не закрепленные за ними Конституцией и федеральными законами, а также превышать установленные правительством нормативы оплаты труда госслужащих.
По данным Федерального казначейства, по итогам шести месяцев
всего 10 российских регионов не получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Приморский край в этот список не входит – в краевом бюджете на 2013 год предусмотрено получение федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме почти 6,66 млрд рублей. Собственные доходы бюджета-2013 при этом составляют около 55 млрд рублей, а общий размер доходной части после последней корректировки бюджета – 70,54 млрд рублей. Таким образом, регион балансирует на грани тех самых 10%, о которых говорится в проекте Минфина. Правда, если верить размещенным на сайте ведомства данным об объеме планируемых дотаций по регионам на 2013-2015 годы, в 2014 и 2015 годах получать денег из Москвы Приморье станет меньше: 4,15 млрд рублей и 5,06 млрд рублей соответственно.
- Контроль за бюджетом региона была всегда, да и краевой департамент финансов отчитывается перед Минфином за каждую цифру, - напоминает председатель комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян. – Сказать, какое влияние законопроект окажет на бюджетную политику в Приморье, пока нельзя, нужно изучать документ. Однако если регион будет получать меньше денег из федерального бюджета, придется сокращать и траты на нужды края, определять приоритеты, что важнее.
Хотя регион и так не жирует.
Добавим, что тенденции к ужесточению бюджетной политики существуют и в Приморье. По словам информированного источника, на недавнем совещании с главами городских округов и муниципальных районов первый вице-губернатор Приморья Александр Костенко посоветовал главам на местах не уповать на финансовую помощь из краевой казны и не просить денег у губернатора во время его поездок по территориям. Краевой бюджет-2013 в настоящее время принят с предельным дефицитом. Поэтому весьма вероятно, что накануне надвигающегося кризиса каждому субъекту, городу или району придется рассчитывать только на себя.
По словам главы Михайловского района Приморья Анатолия Чеботкова, сегодня собственные доходы районов края складываются в основном за счет подоходного и земельного налогов. Однако доходы покрывают лишь 55-70% расходной части местных бюджетов в зависимости от района. Ситуация может усугубиться еще больше, если с 2014 года будут урезаны нормы отчислений подоходного налога в бюджеты поселений: в этом случае у ряда сельских поселений не будет средств даже на обеспечение работы собственных администраций.
- Единственный выход мы видим в оптимизации бюджетов, минимизации расходов и привлечении частных инвестиций, - добавил Анатолий Чеботков.