Минувшие выходные 3 и 4 октября Приморский краевой театр молодежи отметил премьерой – спектаклем "Крах", поставленном по известнейшей пьесе Максима Горького "Васса Железнова". По мнению профессора Дальневосточной академии искусств, журналиста и театрального критика Галины Островской, "Крах" стал большой удачей для коллектива "Молодежки" и режиссера-постановщика Сергея Руденка: хрестоматийная пьеса в новом прочтении стала, по выражению профессора ДВГАИ, "спектаклем – узнаванием и спектаклем - предупреждением". РИА PrimaMedia публикует рецензию критика на премьерную постановку "Краха".
Галина Островская. Фото: РИА PrimaMedia
- Поздравляю с премьерой Молодежный театр! В выходные дни состоялась премьера "Краха". Увы, стало какой-то странной приметой отсутствие программок на спектакле. Потому, к сожалению, не могу сказать, как сам театр определяет свои взаимоотношения с драмой М. Горького "Васса Железнова". Или это монтаж известной хрестоматийной пьесы, или это "по мотивам", или это "наш взгляд"…
Пьеса действительно очень сокращена, спектакль идет чуть больше полутора часов чистого времени. Но, конечно, первое, о чем говорит и зритель, и сам театр, - это перенос действия из начала ХХ века в наши дни. С моей точки зрения, театр имеет право на любой эксперимент, лишь бы этот эксперимент был оправдан.
И оказалось, что горьковская "Васса" - удивительно современная пьеса. Ну чем не современна сцена, когда Васса с полным кейсом денег идет в порт ублажать чиновников, от которых зависит судьба ей проштрафившегося судна. Или те же деньги, которые бесконечно суют судейским, чтобы замять стыдное дело Железнова, обвиняемого в растлении малолетних. Или настолько погрязшая в огромных деловых заботах Васса, что у нее практически не остается времени на семью. И таких "или" - сколько угодно.
Но, опять же, дело не только в текстовых приметах. Режиссер Сергей Руденок увидел внутреннюю связь событий, отделенных друг от друга практически столетием. Неслучайно он назвал свой спектакль "Крах". Потому что его спектакль не об умной женщине, родившейся "не на своей улице". Про это много и много раз играно. Спектакль - не о неизбежности прихода революции, про это играно тоже.
Спектакль о полном крахе морали и нравственности в современном мире, в котором не осталось не только ничего святого, но и вообще не осталось нормальных человеческих отношений.
И возникает мощный, все объясняющий финал. Умирает неожиданно для всех молодая мощная Васса: надорвалась не только от груза "дела", но еще и от понимания ужаса всего содеянного в семье. И тут же к ее неостывшему трупу как коршуны слетаются все близкие и неблизкие люди.
Впрочем, почему коршуны? У Руденка это крысы, мерзкие твари, которые почуяли запах наживы и в бесовском танце, торжествуя, готовы раздирать кейс с деньгами – этот кейс олицетворяет немалое состояние покойной. И ни в ком, кроме полусумасшедшей дочки Людочки, не пробудилось и тени сострадания к Вассе.
Вообще в "Крахе" в полной силе демонстрируется абсолютное отсутствие каких либо нормальных человеческих взаимоотношений, этим взаимоотношениям пришел каюк, пришло время краха… Отец совершает прелюбодеяние на глазах у дочери, дядя спаивает родную племянницу, лихой весельчак Пятеркин, любя только самого себя, готов обрюхатить наивную Людочку, мать не может проститься с умирающим сыном, свекровь, ничтоже сумняшеся сдает полиции любимую невестку.
Этот список бесконечен. И это так страшно… И одна мысль: неужели мы, нынешние пришли к этому, неужели крах уже настал, а если еще не совсем настал, то неужели он неизбежен?!
Спектакль – узнавание, спектакль – предупреждение…
Повторяю, не было программок, потому не буду указывать ничьих фамилий. Удачное оформление. Отличная установка посреди сцены: двухэтажное построение с огромными кадками с огромными же фикусами и какими-то подобными растениями, которые с восторгом постоянно опрыскивает Людочка. И отличная находка – огромный судовой винт в верхнем углу сцены, ведь у Вассы – пароходство. И этот винт в момент смерти Вассы опустится вниз, как метафора тонущего корабля…
Не вызывает сомнения ни одна актерская работа, характеры прочерчены точно и интересно. Нельзя не остановиться отдельно на исполнительнице главной роли. Васса Марии Зизенковой молода, что не часто бывает на театре, хотя героиня Горького действительно молодая полная сил женщина. Тем трагичнее ее уход из жизни. Волею судеб стала она жесткой и непримиримой, кажется, насильно убивает в себе все чисто женское и человеческое. И при всем том - сценическая Васса элегантна и, главное, обаятельна. Потому и спектакль не о крахе героини, а о крахе системы, о крахе нашей морали и нравственности. "Крах" обернулся удачей коллектива.
Справка: ОСТРОВСКАЯ Галина Яковлевна. Профессор Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточная государственная академия искусств", преподаватель Высшей школы телевидения ВГУЭС, журналист и театральный критик.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Новая премьера в Театре Молодежи: лихие 90-ые, "море воды" и крах большого семейства
Галина Островская – мнение на PrimaMedia: постановка "Крейсеров" - отчаянный шаг