Скульптуры, бюсты, архитектурные ансамбли Якова Шапиро украшают сегодня многие города мира. В скором времени к их числу добавится Уссурийск - в настоящее время скульптор с мировым именем работает в этом приморском городе над памятником великому поэту Александру Пушкину. О том, как это случилось, о своем творческом пути, учениках и о будущем подарке Уссурийску знаменитый скульптор рассказал в интервью РИА PrimaMedia.
О путях, которые нас выбирают
- Яков Иосифович, у талантливых и знаменитых людей из творческой среды всегда интересно узнать, как и когда проявился их талант. Почему вы решили стать скульптором, когда решили посвятить себя этой профессии?
- Я родился на Украине. Когда был маленьким мальчиком, любил сидеть возле церкви, которая была рядом с нашим домом. Батюшка все время звал меня к себе в церковь, но я не ходил. Однажды он потерял крест, а я нашел его в крапиве и принес батюшке. Я зашел в церковь и увидел батюшку на деревянных строительных лесах. Он писал Мадонну, да такую красивую, что я увидел и онемел. Узнав, что я нашел крест, батюшка слез с лесов, поцеловал меня в лоб и предложил покушать.
Но я смотрел только на Мадонну.
Когда я пришел домой, все время думал, почему батюшка – художник. Я все время думал о Мадонне и об этом батюшке Миколе. И потом я пришел к батюшке, стал ему помогать. Батюшка сказал, что я буду знаменитым художником, потому что у меня хорошо получалось. Потом, когда мне исполнилось 7 лет, я пошел в художественную школу при фарфоровом заводе, батюшка там преподавал живопись. На фарфоровом заводе делали маленькие скульптурки.
Через месяц я все-таки спросил у батюшки, кто он – художник или батюшка? Он сказал, что он и художник, и батюшка,
и что он учился в Ленинградской академии художеств. Перед революцией он был самым способным учеником, и
его отправили расписывать церковь. Когда началась революция, он остался, потому что не было денег, и принял сан. После этого я долго думал и решил – я тоже буду художником.
Скульптуры Якова Шапиро в мастерской в Узбекистане. Автор фото: Представлено Яковом Шапиро
О путях, которые мы выбираем
- Расскажите о своей первой скульптуре, какая она была?
- Я учился в Академии художеств СССР. На втором курсе института нам задали композицию на тему Великой Отечественной войны. И я спросил у педагога, можно ли мне сделать фигуру своего папы. Рассказал ему про своего отца, и педагог разрешил. Но я начал делать другую композицию, которую задумал до этого. Прошло время, уже все ребята сделали композиции, а у меня ее нет.
Если двойку поставят – стипендию не получишь, голодать будешь. И я на ночь остался в мастерской и сделал свою композицию.
Я вспомнил, как мой папа ходил воевать с бандеровцами, как возвращался по булыжной мостовой, а я его встречал. Эти воспоминания – звуки шагов по булыжникам в ночи - привели к такой композиции.
Когда утром пришли ребята, я спал. Они рассмотрели скульптуру и сказали, что это работа взрослого человека. Потом, в начале третьего курса, моя скульптура попала в Третьяковскую галерею, и в Советском Союзе мне за нее даже дали премию - 10 тысяч рублей, огромные деньги по тем временам.
Я деньги отдал папе с мамой, чтобы они купили себе хорошую квартиру. Вот это была моя первая работа, которую я сделал за ночь.
О Пушкине, как о живом
- В каких городах мира вы работали? И какие скульптурные работы оставили самый большой след в душе?
- Во многих странах мира есть мои работы, и все они интересны по-своему. Мои скульптуры стоят в Японии, Индии, Израиле, Франции, Италии, Америке, Узбекистане. Памятники установлены в ЮАР, есть памятник в Корее. Я поездил по миру, а сейчас, по приглашению депутата Законодательного Собрания Приморья Валерия Кана, впервые очутился в Уссурийске.
В Узбекистане я начал работу по памятнику Пушкину, здесь завершаю работу. Основная ее часть выполнена уже в Уссурийске.
- В череде ваших работ это первая скульптура Пушкина?
- Большой памятник Пушкину – первый. Но у памятника есть два предшественника – скульптуры маленького размера. Мои скульптурные композиции, отлитые в бронзе, будут выставляться весной в Барселоне.
Скульптура Пушкина из пластилина . Автор фото: Алина Матвеева
- Как долго вы готовились к этой работе, чтобы воссоздать облик Пушкина?
- Если спросить, сколько лет я работал над Пушкиным, я отвечу: один день и всю жизнь. Чтобы делать скульптуры великих людей – Горького, Пушкина, ты должен сам подняться до их уровня. Вот я сейчас говорю с вами и думаю о Пушкине как о живом человеке. Вот он, сидящий, одухотворенный, весь в творчестве. Я сделал именно своего Пушкина, как я его вижу. Я не стал делать памятник большим. Есть много моментов, которые я полностью учитываю, например, местность, в которой будет установлен памятник, возможность людей подойти поближе к скульптуре.
О "знаковых" людях
- Есть ли у вас ученики, которым вы хотели бы передать свой опыт и мастерство?
- Учеников, как и меня, никто не научит. Ученики будут учиться сами на моих работах.
Я не помню своего первого школьного учителя, но батюшку Миколу я запомнил на всю жизнь.
В жизни каждого человека есть такие знаковые люди, на которых ориентируешься, и они становятся учителями. Мы вместе, в одной мастерской, работаем со знаменитым летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза Владимиром Джанибековым. Мы друг другу помогаем советами. Скоро он прилетит в Уссурийск, чтобы дать мне совет об окончании работ над памятником Пушкину и переводе его в бронзу. У меня будет учиться депутат Законодательного собрания Приморского края Валерий Кан. Он по образованию художник. Я с удовольствием буду ему помогать, и
мы с ним создадим здесь Академию художеств.
Валерий Кан всячески содействует тому, чтобы памятник Пушкину появился в Уссурийске, и творчески помогает. Он советуется со мной, а я советуюсь с ним, потому что памятник – для Уссурийска, и он знает, что лучше для города. Можно что угодно говорить, а можно делать что-то. Вот он из тех людей, кто делает.
- Какие у вас творческие планы на будущее, какие еще идеи вы хотели бы воплотить в жизнь?
- Планы есть, но об этом я пока не имею права говорить. Сейчас самое главное – сделать памятник Пушкину. Надеюсь, в бронзе он уже будет готов через полтора месяца. Памятник будет установлен на пересечении улиц Пушкина и Некрасова в рамках празднования Года литературы в России.
Работа над памятником Пушкину. Автор фото: Алина Матвеева
Справка: ШАПИРО Яков Иосифович – заслуженный скульптор Узбекистана, заслуженный деятель искусств. Член Союза художников СССР. Он родился в 1937 году в городе Олевск Житомирской области. Вместе с тысячами эвакуированных мальчишкой попал в Узбекистан в 1941 году, поначалу жил в Маргилане, потом с родителями переселился в Ташкент. В 1944 году вернулся назад на Родину и получил художественное образование, поступив в среднюю художественную школу при фарфоровом заводе. Позже учился в художественном училище в Киеве, а потом поступил в Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Во время учебы много ездил по миру. Позже переехал в Ташкент, продолжая учебу в институте. В его доме-мастерской воплотились замыслы дивных скульптур и бюстов, других оригинальных композиций, которые установлены в Узбекистане, России, США, Франции, Италии, Израиле, Японии и других странах мира. В Ташкенте Яков Шапиро выполнил художественные панно для пяти станций метро, памятники Максиму Горькому, Шота Руставели, Хамиду Алимджану, Шарафу Рашидову, Лалу Бахадыру Шастри, Батыру Закирову, национальному герою Ходже Насреддину Афанди. На счету именитого художника ряд архитектурно-скульптурных ансамблей, в том числе композиция на звездную тему: с фигурами Матери-Земли, Икара, Улугбека, Циолковского, Королева, Гагарина и с бюстом космонавта, дважды Героя Советского Союза Владимира Джанибекова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Знаменитый летчик-космонавт приедет в Уссурийск для работы над скульптурой Пушкина
Памятник Пушкину от скульптора с мировым именем установят в Уссурийске