Компания "Мечел", владеющая торговым портом Посьет, выразила намерение добиться вывода территории порта из границ самого большого памятника природы Приморья. Это требуется для технической модернизации и наращивания мощностей по перевалке до 7 млн тонн угля в год - при нынешних 5 млн тонн. Планы "Мечела" вызвали критику членов Общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае, которые рассмотрели этот вопрос на очередном заседании 13 февраля, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Очередное рассмотрение "угольного" вопроса порта Посьет и связанных с этим проблем прилегающего к нему поселка на заседание ОЭС по экологической безопасности неожиданно прошло в расширенном составе. К экологам, собравшимся определить состав рабочей группы и план действий по "угольной проблеме" Посьета, присоединились представители ОАО "Торговый порт Посьет" и компании "Мечел", которых, как оказалось, члены совета к себе на заседание не звали. Однако кто-то сделал это за них и на заседание ОЭС портовики приехали внушительным составом.
Члены общественного экспертного совета - Заслуженный эколог РФ, главный главного научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, профессор Борис Преображенский и доктор биологических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Владимир Раков - поочередно представили совету доклады о деятельности угольного терминала порта Посьет и его влиянии на экологию поселка Посьет и прилегающих бухт, формирующих крупнейший в Приморье памятник природы регионального значения, поскольку акватории бухт Новгородской, Экспедиции и часть бухты Рейд Паллада относятся к особо охраняемым природным территориям.
Из докладов экологов следовало, что торговый порт, когда-то построенный для перевалки леса и до 2004 года использовавшийся именно для этих целей, в последние 10 лет стал площадкой для отгрузки угля, что неблагоприятно сказалось на экологическом состоянии заповедных бухт, а близлежащий поселок Посьет в полной мере ощутил на себе воздействие угольной пыли.
Порт Посьет, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов
"Угольное настоящее и будущее" поселку, отмечают экологи, навязала группа компаний "Мечел", купившая активы порта в 2004 году. Сразу после приобретения порта холдинг начал работу по увеличению его грузооборота. В 2003 году, до вхождения в состав "Мечела", он составлял 845 тысяч тонн, а с началом реализации программы грузооборот непрерывно возрастал и достиг объема 5 млн тонн в год к 2014 году.
Рост грузооборота порта и изменение номенклатуры грузов резко повлиял на экологическое состояние прилегающей территории, все это время угольная пыль с угольного терминала в Посьете разносится по округе, застилает жилые дома, оседает на побережье и в море. Черный от угольной пыли лед виден даже на снимках из космоса, которые продемонстрировали экспертам экологи.
Экспертам демонстрируют космические снимки покрытого угольной пылью льда залива Посьет, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
- Отчетливо видно, что своей деятельностью порт нарушает установленный режим природопользования, а также санитарные требования. Поселок Посьет буквально накрывает угольной пылью, что губительно сказывается на здоровье населения и является грубым нарушением прав человека на здоровье, - сообщил Борис Преображенский.
В настоящее время в "Мечеле" планируют еще нарастить перевалочные мощности порта Посьет до 7 млн тонн угля в год. И для этого добиваются исключения порта из границ особо охраняемой природной территории. То есть фактически порт продолжит засыпать угольной пылью поселок и памятник природы, но отвечать за это особо не будет, заявили члены экспертного совета.
Собственники порта, в свою очередь, заверили, что исключение порта из границ ООПТ не приведет к его дальнейшему расширению, а, следовательно - к увеличению негативной нагрузки на окружающую среду. Также владельцы порта не предполагают строительства закрытого терминала, объясняя это экономической нецелесообразностью и даже опасностью для жителей поселка.
- Порт и так невыгодный проект для "Мечела", но он его реализует, потому что понимает, что иностранные санкции когда-то заставят наращивать грузооборот. Да, не все гладко у нас в плане экологии, погрузка на суда до сих пор осуществляется открытым способом, это наносит определенный вред, но мы собираемся все это дело исправить, модернизируя мощности. О закрытом терминале речи не идет, это ошибка кого-то из помощников губернатора, который неправильную информацию передал, что якобы можно переваливать только закрытым способом. К тому же это очень опасно. Закрытый терминал - самая настоящая бомба, особенно учитывая наш человеческий фактор, - высказался гендиректор ОАО "Торговый порт Посьет" Валерий Балакин.
От РИА PrimaMedia напомним, что 2 июля 2014 года губернатор Приморья Владимир Миклушевский подписал постановление о внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования в Приморье. Согласно поправкам, перевалка и хранение пылящих и навалочных грузов в Приморском крае возможно только с использованием технологий, не допускающих прямого контакта груза с окружающей средой, а также исключающих вынос пыли во внешнюю среду. Данные изменения вносят ограничения для всех инициаторов проектов, которые предполагают строить новые или реконструировать существующие терминалы под перевалку пылящих грузов.
По мнению руководства порта, планируемая модернизация как раз вписывается в рамки этого постановления.
- Указанные экспертами факты о загрязнении действительно имеют место, но мы хотим изменить технологию перевалки в сторону безопасности. В рамках модернизации на новом перегрузочном угольном терминале планируется установить современные эффективные системы пылеподавления на угольных складах, пересыпных станциях и в здании вагоноопрокидывателя, - сообщил технический директор ООО "Мечел-Транс"(управляющая компания порта Посьет - ред.) Юрий Аленичев.
Технический директор ООО "Мечел-Транс" Юрий Аленичев, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
Между тем, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, уверенность портовиков не находит поддержки у экспертов, считающих, что пылеподавляющие системы не решат экологических проблем открытой перевалки угля.
Так, по мнению заместителя генерального директора ОАО "ДНИИМФ" по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) Евгения Новосельцева, единственный способ защитить окружающую среду от загрязнения - сделать терминал закрытым. Все остальные системы пылеподавления, по мнению эксперта, нецелесообразны с экономической и с экологической точек зрения, что доказывает многолетний опыт их использования.
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Владимир Раков считает, что использование водяной системы пылеподавления приводит к загрязнению близлежащих водоемов и окислению угля, который при контакте с водой начинает выделять опасный во всех планах метан.
В итоге члены экспертного совета сошлись во мнении, что планы "Мечела" о выводе порта из границ ООПТ нужно рассмотреть предметно, с изучением всех представленных документов и выездом на место для оценки влияния деятельности порта на окружающую среду. Для этого в составе совета сформирована специальная рабочая группа. После проработки вопроса общественный экспертный совет по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае представит губернатору Приморья свое заключение.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Угольная пыль превращает поселок Посьет в приморские "Помпеи"
Стремления "Мечела" к мировому уровню экологизации не оценили эксперты Приморья
Повысить доход региона с помощью порта Посьет в Приморье решило правительство РФ